Письмо 20. Родина...

Азад Абасов
14  октября  2021 год

Александр  Голубов

Где мои семнадцать лет?!...  (В. Высоцкий)

Да, в родном Азербайджане! - (А.Г.)

А где меня сегодня нет?!...  (В. Высоцкий)

В милом мне Азербайджане! - (А.Г.)


Всё-таки, понятие Родина - весьма относительное и, вместе с тем, весьма конкретное...
Между своими семнадцатью годами и теперешними семидесятью с гаком я исколесил весь Сов. Союз, от Эстонии и Мурманска с его окрестностями на северо-западе до Владивостока и Находки на юго-востоке, и от Архангельска, Ямала и Якутска на севере до Ташкента и Ашхабада на юге.
Ну, и остальные полмира после своих сорока лет, когда удалось вырваться из этой мышеловки под названием Сов. Союз.  Помню, оказавшись в Сан-Франциско, я вышел на берег Тихого океана и подумал, что мне осталось преодолеть расстояние до Владивостока, чтобы завершить своё кругосветное путешествие...
Я прожил в Москве с 18-ти лет и до сорока.  Но сказать, что я полюбил её или она стала мне родной, я никак не могу.  Уехав из Москвы в Германию, я благополучно забыл про неё, как будто её никогда и не было в моей жизни!  А, ведь, это было время моего становления в жизни тем, кем я есть.  В Москве я приобрёл специальности, которые пригодились мне в последующей жизни, окончил институт, там я женился и там проживает мой сын и внук...
Но, не об этом сегодня речь, а о понятии - Родина!

Как бы ни старались власть имущие привить человеку чувство Родины, как государства, в котором он родился, оно не прививается.  Ибо это чувство несовместимо с понятием государства.  Оно слишком конкретное, чтобы вмещать в себе и государство, в котором ты имел счастье/несчастье родиться...

Родина, это прежде всего то место, где ты родился, где ты впервые увидел окружающий тебя мир.  Государство же есть понятие вторичное и глубоко чуждое, если не сказать, враждебное, природе человека, сегодня может быть одно государство, а завтра другое; в то время, когда ты ещё не дорос до понятия государства.  А уж кто правит в этом государстве это другой вопрос, никак не совместимый с понятием Родины...

После своих двадцати лет мне стало тесновато в том государстве, в котором я родился, захотелось познать другой мир, увидеть воочию и сравнить.  И тут я начал обнаруживать, что моё государство уже давно позаботилось об этом и обставило выезд за границу непреодолимыми препятствиями.  С которыми и пришлось мириться ещё двадцать лет, вплоть до тех пор, пока не пала Берлинская стена, когда я без всякого сожаления оставил всё своё нажитое имущество и полулегально уехал на Запад.  Я имел разрешение посетить Восточную Германию, но без разрешения перешёл в Западную Германию и попросил политического убежища.  Ибо весь мой род преследовался в том государстве, где я имел несчастье родиться.  Отец был вынужден бежать в Грузию со Ставрополья, где он родился, по религиозным соображениям, мой самый старший брат провёл десять лет в Мордовских лагерях за вполне себе невинные высказывания в дневнике, который он вёл, учась в Ставропольском институте.  Более того, в 1983-ем году он был отравлен прислужниками государства, как раз в канун "перестройки", которую народ метко окрестил "перестрелкой", при весьма загадочных обстоятельствах.  Что указывает на то, что "перестройка" заблаговременно готовилась сверху...

Спрашивается, как можно отождествлять понятие Родины с тем образованием, к которому ты не имеешь никакого отношения, в котором к тебе относятся как к скоту, которого ты не выбирал, а которое свалилось тебе на голову, в котором ты имел несчастье родиться?!...

Мне повезло освободиться от той химеры, под названием государство, которое я имел.  Сейчас, после долгих мытарств, я имею то государство, которое меня устраивает.  И, хотя и тут "не тот товарищ правит бал", но ему ещё далеко до тех "товарищей", которые правили в Сов. Союзе...

Родина же у меня одна!  И если политические пертурбации не дают мне возможности вернуться туда или даже посетить её, то я это переживу.  Ибо Родина есть то, что я ношу в своём сердце, которое всегда со мной, а не то политическое сиеминутное образование, которое сегодня есть, а что будет завтра - никто не знает.

Жизнь прожить - не поле перейти, говорят в народе.  Её можно сравнить с движением Солнца по небосводу в течение дня.  И то, что в молодости видится в розовом цвете, окрашивается совсем в другие тона на закате дня (жизни).  Увидеть же реальность человеку не дано в силу его субъектности, а, следовательно, субъективности... 

Так жизнь смеётся над нами, обводя нас вокруг пальца и не давая никому из нас подсмотреть её секреты.  Прав был старина Тургенев:
"Помните! - Жизнь только того не обманет, кто не размышляет о ней и ничего от нея не требуя, спокойно принимает её немногочисленные дары и спокойно пользуется ими.
Идите вперёд, пока можете.  А подкосятся ноги - сядьте у дороги и смотрите на прохожих без досады и зависти.  Ведь, и они недалеко уйдут!..."
 
И.С. Тургенев, "Переписка"