Предисловие к повести Закон эмпатии

Наталья Артюхова
Предисловие

До четырнадцатого века в России слово «родословие» имело несколько значений: учение о роде, предсказание и, даже, гороскоп. Официально генеалогия не признавалась. Только летописи того времени и переписка отдельных лиц сохранили сведения о родственных связях.
В конце пятнадцатого столетия в связи с совершенствованием законодательства ситуация начала меняться. В Российской империи стали разрабатываться правила наследования званий, титулов, имущества. Появились учреждения, занимавшиеся сбором и анализом генеалогической информации. Наконец, в 1555 году был составлен «Государев родословец».
Принято считать, что как наука отечественная генеалогия расцвела в конце девятнадцатого – в начале двадцатого столетия. Выдающиеся ученые, Л.М.Савёлов, Н.П.Лихачев, Г.А.Власьев и другие, работали в области генеалогии.
Впрочем, как отмечал писатель, журналист  П.И. Кречетов, до революции и теперь «…мы, русские, относимся с пренебрежением к своему фамильному прошлому. Большинство своими предками не интересуется и вряд ли знает свою родословную далее дедов, степень уважения к которым, обыкновенно, соизмеряется с тем состоянием, которое они оставили. Историческое самосознание, столь необходимое для великого народа не придёт до тех пор, пока не установится духовная связь между потомками и предками, сокрытыми в глубине веков».

Существует мнение, что человек, не интересующийся своим прошлым, лишается помощи и поддержки рода, силы, веками спасавшей жизни целых семей.
Я несколько скептически отношусь к утверждению о поступлении родовой энергии через родовые каналы и т.д. Но в чем я совершенно уверена, так это в том, что заботы и молитвы наших родителей уберегают нас от многих бед и страданий, которые мы встречаем на жизненном пути. Что может быть более правильным, если в настоящее время в знак благодарности к ушедшим мы попытаемся сохранить память о них? Именно история семьи может стать памятником рода, завещанным хранить следующим за нами поколениям. Именно духовная связь между потомками и предками, о которой писал П.И. Кречетов, может помочь нам пережить многие беды, с которыми мы встречаемся на жизненном пути, уберечь нас от неправильного выбора.
Я бы покривила душой, если бы сказала, что в юности моя идейная убежденность послужила причиной изучения моей родословной. Это понимание пришло гораздо позже, с годами. А тогда, оканчивая институт, я просто была проникнута обыкновенным юношеским любопытством.  В юности новость о приоткрывшейся семейной тайне вряд ли оставит кого-то равнодушным и не подвигнет его к началу исследовательской деятельности, особенно если позже, работая в школе, постоянно занимаешься этим с учениками.
Сначала меня увлекали воспоминания мамы и отца об их, по моему мнению, героическом прошлом, но со временем меня накрыл азарт в поисках истины. Однако как разгадать семейные тайны, если большинство участников событий далекого прошлого умерли, а живущие мало что знают об истории семьи?
В течение полувековой поисковой работы, вырабатывались определенные методики. Большую помощь оказывало общение с профессионалами: историками, психологами, генетиками и, даже, физиками. Для меня была важна любая подсказка, любой совет. Всем я задавала вопросы, связанные с погружением в ту атмосферу, которую мне бы хотелось воссоздать, возвратить.
Понятие, о котором я прочла в книге Виктора Пелевина «Непобедимое солнце», показалось некоторым откровением: «Так что такое «некроэмпатия»? Эмпатия к мертвецам? – Это когда ты пытаешься понять какого-нибудь давно умершего человека, принимая его форму, – сказал Фрэнк. – И копируя обстоятельства его жизни. – А почему ты считаешь, что так можно кого-то понять? – Это вопрос веры, – улыбнулся он. – Я верю, что мы оставляем после себя след».
С Пелевиным не во всем соглашалась, но какое-то зерно в этом существовало: время, затраченное на многолетние поиски, подсказывало, что ушедшие оставляют свой след. С этим я сталкивалась постоянно. Иногда в необычайно огромном море информации меня кто-то словно приподнимал над несущимся потоком и нес в нужном направлении.

У меня слово «некроэмпатия» никоим образом не связывается ни с оживлением мертвецов, ни с некроманией, ни с некрофилией. Не стоит пытаться тревожить души ушедших в мир иной, но помнить о своих корнях следует всегда, иначе мы превратимся в «население без истории и без будущего». Только наша память может противостоять испепеляющей силе времени. С ее помощью мы можем избежать ошибок, предвидеть и ближайшее, и далекое будущее.
Все мы родом из детства и все пропитаны заложенным в нас семьей, нашими родителями и предками. Мы – творение прошлого. «Не понимать этого и не ощущать прошлое - значит, не понимать настоящее».
«Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Ибо каждый человек – носитель прошлого и носитель национального характера. Человек – часть общества и часть его истории. Не сохраняя в себе самом память прошлого, он губит часть своей личности. Отрывая себя от национальных, семейных и личных корней, он обрекает себя на преждевременное увядание. А если заболевают беспамятностью целые слои общества? Тогда это неизбежно сказывается и в нравственной области, на их отношениях к семье, детям, родителям и к труду, именно к труду и трудовым традициям», - писал Дмитрий Сергеевич Лихачёв.
Можно ли сказать более ясно?!

Я начинаю рассказ о своей семье. Моя цель – восстановить воспоминания о былом, найти следы моих предков в далеком прошлом, закрытым тяжелым занавесом минувших дней, лет, столетий. Я ни в коей мере не пытаюсь осудить или наказать ушедших за их ошибки или проступки. Я, как никто, знаю свои прегрешения и искренне удивляюсь, почему мой ангел продолжает хранить меня, почему не отвернулся от меня с брезгливостью.