Повесть владимира савченко чёрные звёзды

Сергей Декопольцев 2
 НЕЙТРИД – О НЁМ НАПИСАЛ В СВОЕЙ ПОВЕСТИ СОВЕТСКИЙ ФАНТАСТ ВЛАДИМИР САВЧЕНКО. ОБ ЭТОМ «ЧУДО-МАТЕРИАЛЕ» РАССКАЗЫВАЕТ ФУТУРОЛОГ МАКСИМ КАЛАШНИКОВ.

 (Первый вариант статьи был написал в совсем уж волчьи времена начала 2000-х. Худо обстояло дело с нашей наукой, нашей промышленностью, образованием, обороной. Мы и сейчас живём небогато, а тогда просто «выживали». Сейчас кое-что стало меняться к лучшему. Но главная тема, о которой писал тогда осталась актуальной. Создав «атомный меч», мы так и не создали «атомную броню»…)
 Ядерная физика родилась на заре ХХ века. Долгое время её считали «чисто теоретической», то есть совершенно оторванной от жизни научной дисциплиной. Сидят, мол, бородатые чудаки (хотя среди них попадались и молодые женщины – например, Склодовская-Кюри. ), рассуждают об атомах и элементарных частицах, рисуют непонятные формулы-уравнения… Кому от этого была хоть какая-то польза? Или – вред? Соли урана и радий использовали тогда для изготовления люминесцентных красок, в только-только появившихся рентгеновских аппаратах, и даже в лечебных целях (уф-ф! Современный человек, прочитав о таких «целебных ваннах», пожалуй, содрогнётся!)
И вдруг в августе 45-го мир вступил в «ядерную эру». Американцы применили атомные бомбы в Хиросиме и Нагасаки. Чуть позже, в Обнинске, нашими учёными была запущена первая атомная электростанция, появились атомные подводные лодки, ледоколы и авианосцы…
Но ядерная энергия была и остается «очень опасным зверем». Если начинается неуправляемая цепная реакция, то всё – извините за каламбур, тушите свет. Потому что миллионноградусный жар никакой металл, сплав или бетон с гранитом не выдержат. НЕТ В ПРИРОДЕ ТАКОЙ БРОНИ! А как бы она пригодилась! Если бы появилась такая чудо-броня, то отпала бы необходимость в многометровых стенах из бетона и свинца в помещениях с атомными реакторами – уж от радиации она бы защищала стопроцентно! Да и сами реакторы сильно «похудели» бы в своих размерах. Стало бы возможным ставить их на самолёты, железнодорожные локомотивы, а то и автомобили. А уж в исследовании космоса корабли с ядерными двигателями-прямоточниками , в конструкции которых использовался бы такой чудо-материал, дали бы нам возможность долетать до Венеры и Марса за считанные недели!
Думают ли учёные о создании такой «чудо- брони»? Думать-то думают, но… А вот детально представить и описать «атомную броню» и, даже, процесс её получения получилось лишь у советского фантаста  Владимира Савченко. (Да еще – нашего современника, писателя-футорога Максима Калашникова.)   
Сначала я хотел составить материал как бы из двух частей. Разделить на правую и левую колонки. Пусть справа, допустим, будет критический разбор фантастической повести Владимира Савченко «Черные звезды» (Издана в 1960-м.) А слева – аннотация на книгу Максима Калашникова и Родиона Русова «Сверхчеловек говорит по-русски, точнее тех ее глав, в которых рассказывается об опытах по получению новых материалов. Это было бы эффектно: справа – подзаголовок «1960», слева – «Наше время.» Но потом я отказался от этой затеи.
Почему? Ну, во-первых: в тексте Калашникова и Русова есть прямое указание на повесть Савченко. То есть, все написанное ими – как бы «логическое продолжение мечты» известного советского фантаста. А разделишь статью, получится, что ты их противопоставил.
А еще – строки написанные Савченко и Калашниковым очень созвучны по внутреннему настроению. Молодой советский инженер и неистовый футуролог мыслят одинаково, одинаково мечтают, одинаково ненавидят. «Что» ненавидят, или «кого»? А вы почитайте их книги!
Только у Калашникова и Русова это, скорее, «воспоминание о будущем» (как возродить Советский Союз на новой основе), а Савченко (в момент написания повести) и его главному герою это не нужно – они и так живут в СССР! Теперешнему молодому читателю, не жившему тогда, многое на страницах повести покажется странным.
Главная тема произведения Савченко – история поисков материала «нейтрид». И показана она через судьбу двух молодых людей – Николая Самойлова и Якова Якина. Выпускники одного из технических ВУЗов (возможно, однокашники Савченко; он сам окончил Московский Энергетический в 1958-м), они становятся после распределения младшими научными сотрудниками Лаборатории № 17 некоего Института в городе Днепровске (Днепропетровске?). Лабораторию возглавляет доктор физико-математических наук Иван Гаврилович Голуб. Помошниками у него – инженер Алексей Осипович Сердюк и лаборантка-химичка Оксана. «17-я» занята очень важным делом – пытается получить новый чудо-материал.
Юного читателя, наверное, заинтересуют «условия проживания» молодых специалистов в те времена. Но об этом у Савченко – ни слова! Упомянуто вскользь, что во время учебы он жил в студенческом общежитии, а по приезде в Днепровск поселился в другом ( при Институте). Комнаты, в которых обитают Самойлов и Якин не описаны, но мы, жившие в то время, и сами можем представить эту спартанскую обстановку: две-три койки, платяной шкаф, письменный стол и неизменный репродуктор «радиоточки». Ни телевизора, ни холодильника – в те времена это была большая редкость. Тем более нет всяких там компьютеров, CD и DVD, мобильных телефонов. Все эти чудеса предстоит еще придумать. Но Самойлов и Якин не размениваются на такие мелочи: вместе с Голубом и его командой они ищут пути получения «нейтрида» - материала, который перевернет мир.
Да, на быт тогда обращали мало внимания. Молодые специалисты, можно сказать, жили тогда на своих рабочих местах: в цеху или лаборатории, на полевом стане… Настроения было такое: пусть сейчас живем бедно, но зато потом жизнь наладится! Поколение наших отцов свято верило в это!
Вот и Николай с другом Яшей днюют и ночуют в помещении «семнадцатой» возле громады «мезонатора» - установки по облучению вещества мезонами. Они производят бесчисленные опыты, перебирают тысячи образцов. Таблица Менделеева обширна, а режимов облучения ни один и не два…
Но что это за таинственный «нейтрид» и зачем он так нужен?
…В августе 1945-го года взрывы атомных бомб уничтожили японские города Хиросиму и Нагасаки. Потрясенное человечество увидело, что такое «атомный меч». Миллионноградусные температуры, всепроникающая радиация и ударная волна невероятной мощи – вот что такое «военный атом»! От прямого попадания ракеты с атомной или водородной боеголовкой не спасет никакое убежище! «Меч» появился, а «брони» не было…
«Мирный атом» тоже доставил хлопот. На электростанциях и судах, имеющих «атомные котлы» могут происходить утечки радиации. Многометровые стены из бетона и стали имели громадный вес и стоимость. Кроме того, и они не могли помочь, если реактор пойдет «вразнос» и начнется неуправляемая цепная реакция.
Приручив огонь, человек заодно придумал огнеупорный кирпич. Для паровых котлов и двигателей внутреннего сгорания понадобились жароупорные стали, и они были созданы. Но где достать «огнеупор», который выдержит температуру в миллион градусов? А он был нужен позарез! (Нужен и сейчас.)
Впрочем, дадим слово Владимиру Савченко и его герою:
«…Мы видим в небе светящиеся миры, красивые и головокружительно далекие… Непрерывный миллионолетний ядерный взрыв – вот что такое звезда. И этот взрыв ее истощает, Звезды сжимаются, атомы внутри их спрессовываются, ядра соединяются друг с другом и выделяют еще большую энергию. Так получается ослепительно белая сверхплотная звезда – белый «карлик».
Звезда выделяет огромную энергию…но известно, чем больше энергии выделяет система, тем устойчивее, прочнее она становится, тем плотнее и прочнее становится угасающий «карлик». В пространстве Вселенной есть немало умерших звезд – огромных холодных солнц из ядерного вещества. ( Теперь точно известно, что во Вселенной существуют так называемые «нейтронные звезды», атомы вещества которых под воздействием гравитации или в процессе «выгорания» «схлопнулись»:положительно заряженные протоны ядра притянули к себе «отрицательные» электроны и превратились в нейтрально заряженные частицы – нейтроны. Да плюс еще те нейтроны, что уже были в ядрах. Вся эта масса нейтронов под воздействием сил притяжения спрессовалась в вещество огромной плотности – то есть нейтрид. – Д.С.)
…А мы собираемся получить в лаборатории кусочек умершей звезды… Дело даже не в звездах: ведь это будет идеальный новый материал – сверхпрочное, сверх-инертное вещество ядерного века. Атомные реакторы, сделанные из нейтрида, будут не бетонными громадами, а размерами с обыкновенный бензиновый мотор. Ракеты из нейтрида смогут садиться прямо на поверхность Солнца, потому что 6000 градусов для нейтрида – это прохладно. Резцом из нейтрида можно будет резать как масло любой, самый твердый металл. Тонкая броня из нейтрида может выдержать даже атомный взрыв. Танк из нейтрида проникнет на сотни и тысячи километров вглубь Земли, ибо высокие температуры и давления ему не страшны…»
Савченко очень убедительно рисует картину напряженного научного поиска. Нескончаемая серия неудачных опытов, смена режима облучения и снова – «вдоль» таблицы Менделеева! После года бесплодной работы из «семнадцатой» уходит нетерпеливый Якин. Его порывистая душа жаждет великих открытий, а тут – такая рутина! Самойлов, сцепив зубы, продолжает работать у Голуба. Для научного работника необходимо терпение, терпение и еще раз терпение! Становится нетерпимым и резким милейший Иван Гаврилович… Возможно, путь, который избрали они – тупиковый…
Но вот УСПЕХ приходит к ним, отчаявшимся, потерявшим веру! Неуловимый нейтрид, «кусочек тела погибшей звезды» найден. В последнем отчаянном порыве Николай Самойлов предложил новое, парадоксальное решение, Голуб согласился : и вот она – «атомная броня»!
В повести, написанной молодым «зеленым» инженером этот момент триумфа описан столь ярко и выразительно, что мы верим – все было именно так! Не могло не быть!
Строится завод, на котором собираются «нейтридные» космические корабли с атомными двигателями. Главным инженером назначен Николай Самойлов. Новому «Главному» еще и тридцати не исполнилось, но это никого не смущает. Главное, чтобы человек делал дело!
Николай весь в новых делах и заботах и (примета времени!) мимоходом отмечает в дневнике, что «платят теперь вполне прилично. Но тратить эти деньги некогда.» Дикое, скажем, заявление для современного «россиянина – гомоэкономикуса». Ну уж таковы были люди в то трудное время! «Платят вполне прилично…» Значит, раньше платили «неприлично». Но в дневнике Николая, приводимом автором об этом ни строчки! Да и Якин , «хлопнув дверью», в числе причин ухода деньги не упомянул. Это ему и в голову не пришло! (От себя добавлю: возьмите статистические справочники 50-х годов и с удивлением увидите, что инженеры и научные работники во время «сталинской диктатуры» получали гораздо больше рабочих. Порядок, при котором словосочетание «советский инженер» стало синонимом бедности и неустроенности ввел идиот Хрущев.)
Голуб и Сердюк продолжают опыты. Они теперь ищут «мезоний» - вещество позволяющее получать нейтрид гораздо дешевле и в неограниченных количествах.
Американцы тем временем успели получить нейтрид втихаря еще раньше (Верю! Похоже на них!) Правда, назвали его «нейтриумом». Из нового материала они создали чудовищную пушку, стреляющую атомными снарядами – противовес советским ракетам. (У них самих с ракетами в начале 60-х не ладилось. Не ладилось бы и дальше, если бы не предательство Пеньковского.) Правда, спешка и желание выбить побольше денег из Конгресса сыграли с «янки» злую шутку: из-за ошибки в расчетах снаряды выпущенные в район Антарктиды ушли на более высокую траекторию и превратились в искусственные спутники Земли. Начиненные атомной взрывчаткой, опускаясь в атмосфере(нейтридная оболочка предохраняла от разогрева и разрушения), они представляли собой немалую опасность и нашим пришлось сбить их ракетами.
А Голуб с Сердюком продолжают поиски «мезония». Но вместо гипотетического мезония они получают нечто неизмеримо более ценное и опасное – антиртуть! При попытке анализа образца полученного вещества, вынеся его из вакуумной камеры «на воздух» происходит аннигиляция и Голуб с Сердюком погибают. Тайну их гибели должны разгадать Самойлов и Якин. Одновременно происходит катастрофа и на американском заводе в Нью-Хэнфорде ( Тоже связанная с «нечаянно полученной» антиртутью.)
…Задумаемся. Повесть писалась в 1958-1960х годах. Еще не было Тримайл-Айленда и Чернобыля. Но координаты двух крупнейших атомных катастроф автор вычислил точно! Вот и не верь потом в Дар предвиденья!
И все-таки, несмотря на трагические ноты конец повести получился светлым и оптимистичным. Грозная тайна разгадана. Антиртуть укрощена. Она, вместе с нейтридом даст человечеству океаны дешевой энергии и возможность достигнуть звезд в ближайшие годы. Снова даем слово герою повести Савченко:
«…А какое громадное будущее нетерпеливо ждет нас – голова кружится! И оно, будущее, начнется скоро, почти завтра, потому что космическая ракета из нейтрида уже готова и начинает проходить испытания…на смену обычным атомным двигателям придут (и уже идут!) предельно простые и исполински могучие нейтридные двигатели работающие на антиртути. Сколько еще будет сделано в Космосе и на Земле! Машины из нейтрида будут крушить горы там, где они не нужны и воздвигать их на более удобном месте; мы проникнем вглубь Земли, мы насытим Землю энергией, изменим ее лицо, климат… Три года прошло – а сколько сделано! Впереди еще почти вся жизнь!..»
Читаешь такое – и завидки берут! А поднимешь голову, оторвешь взгляд от строки доброго волшебника Владимира Савченко – и словно переносишься из солнечного полудня в денёк серый и слякотный. Да, есть на небе разрывы на облаках, но только – кое-где… А общая картина…
 Кто из теперешних правительственных чиновников и «чиновников от науки» в состоянии «крушить горы там, где они не нужны, и воздвигать их на более удобном месте»?  Им бы,(увы! – в большинстве своём), «напилить бы бабок», «нарубить бабла», запихнуть их в оффшор, а самому закатиться в Куршавель с длинноногой секретаршей! Или, как Лужков, измордовав русскую столицу шизофреническим новостроем прикупить отельчик в швейцарских Альпах. Эти твари боятся Будущего, оно им не надо. Ибо – непредсказуемо. Но, не желая мечтать сами, они убивают Мечту и у наших детей! А правда – о чем должны мечтать наши дети? Стать такими же, как столичная «елита»? Не получится. У них свои детки есть. Пойти в обслугу? В киллеры и простит…извините – в охранники и горничные? Да это, разве, мечта?
  Знаю, последнее время в нашей стране президент и его команда пытаются «влить новую кровь» в науку и промышленность. Запущены новые проекты в самолётостроении, судостроении и т.д.  Предпринимаются попытки воспитать новое поколение учёных, конструкторов, инженеров и мастеров-умельцев. Да вот только, пока вырастут новые Келдыши, Королёвы и Курчатовы ого-го-го сколько времени пройдёт!
 И кто знает – не сманят ли наших молодых гениев на заграничные «хлеба»? Ведь дешевле, не тратя ни шиша на подготовку учёного, соблазнить оплатой выше, чем на Родине – всё равно «экономия»! А вдруг (не дай Бог, конечно) придёт к власти какой-нибудь «подвальный» и устроит нам «новое издание 90-х»!
Повесть «Черные звезды» - это «альтернативная история» в чистом виде. Рассказ о том, как развивалась бы наша страна, если бы не «горбачевская Перекройка» и «ельцинский Раздел».
- Но ведь нейтрид – это выдумка Владимира Савченко! – возразят мне.
Что ж, даю слово Максиму Калашникову и Родиону Руссову. Издательство «АСТ.Астрель.» Москва 2006г. «Сверхчеловек говорит по-русски.» (стр.452-454.)
«…На основе нейтронных бозе-кондесатов многими учеными-ядерщиками в считанные годы ожидается получение первых образцов нейтрида – сверхплотного ядерного вещества, состоящего в основном из частиц атомного ядра, нейтронов, и обладающего феноменальными свойствами. Существуют уже и вполне реалистичные идеи насчет того, как наладить его промышленное производство.
Бозе-кондесаты уже и сами по себе являются совершенно новой квантовой, «пятой» формой материи с уникальными свойствами. Бозе-конденсатами, где частицы «когерентны» (т, е. «маршируют в ряд» как единое целое) является и фотонный луч лазера, прожигающий сверхпрочную сталь, и сверхтекучий жидкий гелий, способный вечно циркулировать в трубах без какого-либо трения, и электронный ток сверхпроводимости, бегущий по проводам без сопротивления.
В 1995 году Вольфганг Кеттерле, ученый из Массачусетского Технологического института (MIT) СЩА (с 2001г. – и нобелевский лауреат) смог получить первый бозе-конденсат атомов натрия. Он сделал это с помощью развитых незадолго перед этим методов сверхохлаждения частиц лазерными пучками и магнитным полем. Бозе-конденсат атомов натрия исследователь получил в виде удобном для исследования и лабораторного анализа. Вскоре сообщения о получении бозе-конденсатов различных атомов посыпались ото всюду. Активности ученых сильно способствовал тот факт, что установки по получению бозе-конденсатов оказались сравнительно недорогими – эксперименты шли полным ходом даже в Новой Зеландии. Сегодня бозе-конденсаты добывают по всему миру уже в особых миниатюрных, так называемых «атомных» чипах. Установки для получения бозе-конденсатов даже на заре новой технологии стоили не более 50 тыс. долларов, а теперь они намного дешевле. К НАСТОЯЩЕМУ ВРЕМЕНИ ТОЛЬКО РОСФЕДЕРАЦИЯ, ПО-ВИДИМОМУ, ОСТАЕТСЯ ЕДИНСТВЕННОЙ СТРАНОЙ, ТАК И НЕ СОБРАВШЕЙ КОПЕЕК ДЛЯ РЕВОЛЮЦИОННЫХ НАУЧНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, ПОТРЯСШИХ ВЕСЬ МИР».  С последним утверждением трудно не согласиться. Какой чиновник или олигарх отстегнет «свои кровные» 50 тыс. долларов на получение «какого-то там нейтрида»? Сдурел он, что ли? За пятьдесят тысяч «зеленых» можно неплохое платье справить жене али любовнице 
 (С тех пор, как эта статья была написана положение изменилось – российские физики взялись-таки за бозе-конденсаты. Но все исследования, как следует из заметки на портале «ГАЗЕТА.RU» увы, пока ведутся в рамках чистой теории по теме «тёмной материи». Ведутся ли работы ПО ПОЛУЧЕНИЮ БОЗЕ-КОНДЕНСАТОВ – в заметке не сообщается. 
Сноска здесь: https://www.gazeta.ru/science/news/2018/10/16/n_12175969.shtml )
С последним утверждением трудно не согласиться. Какой чиновник или олигарх отстегнет «свои кровные» 50 тыс. долларов на получение «какого-то там нейтрида»? Сдурел он, что ли? За пятьдесят тысяч «зеленых» можно неплохое платье справить жене али любовнице!
Максим Калашников добавляет к «савченскому» списку возможных областей применения нейтрида еще несколько ярких картин:
«…Прямоточный термоядерный реактивный двигатель, работающий на парах воды… Он к тому же будет и абсолютно экологически чистым. Ведь сверхплотный нейтрид совершенно не пропускает радиации. А как вам понравятся ранцевые ионные или фотонные двигатели для полета на Луну с друзьями на выходные? Или на Марс? А возможность за копейки подняться на геоцентрическую орбиту в обычном лифте по нейтридной нити, протянутой к спутнику? А возможность создания искусственного сверхмозга, для которого слово «суперкомпьютер» просто никуда не годится? Ведь плотность упаковки вычислительных ячеек нейтридного мозга в 10 с пятнадцатью нулями раз превзойдет плотность упаковки нейронов в мозгу человека?!..»
Это мечта Максима Калашникова. Кто хочет узнать поподробнее – разыщите его книгу. Не пожалеете!
Вывод: нейтрид нужен для нашей цивилизации как воздух. Но, только – чур! Доступ к нейтридным технологиям должен быть дешевым и всеобщим!
 (И ещё скажу – я никак не желаю возвращение в бедные времена послевоенного СССР. Где молодым специалистам полагалось одно «койка-место» в общежитии. Творческий, самоотверженных труд кудесников от науки должен достойно оплачиваться. Просто хочется, чтобы труд инженера, конструктора, ученого снова стал престижнее, чем занятие торговлей или «шоу-бизнесом». Чтобы мы знали фамилии изобретателей, летчиков –испытателей, космонавтов и героев труда лучше чем псевдоним очередной «поп-звезды».)


Источники:
В.Савченко «Чёрные звёзды» из-во  ДЕТГИЗ Москва 1960
М.Калашников Р.Русов «Свехчеловек говорит по-русски». . Издательство «АСТ.Астрель.» Москва 2006г.