У вольера со слоном

Людмила Петрова 3
Удивительное дело -
Нос огромного размера,
Называется он хобот.
Ты носить такой попробуй!
А слону он, как рука,
Защищает от врага,
Фрукт с высокой ветки рвёт,
Прямо в рот его кладёт.

Сколько же лет я не была в зоопарке? Последний раз была с внуком в 2002 году. Ленинградский зоопарк тогда являл собой довольно жалкое зрелище: полуголодные звери, разрушающиеся вольеры, грязные дорожки и дорогие билеты.

Как это было непохоже на  Ленинградский зоопарк моего детства. Сколько было радости от его посещения! Летом 1957 года мама везла туда своих учеников и взяла меня с собой. Воспоминание об этом событии живет во мне до сих пор, хотя было мне всего 4,5 года.

Мы едем на ЭКСКУРСИЮ. Я уже научилась правильно произносить это слово. Сейчас лето и каникулы. Мама говорит, что именно в это время хорошо ездить на экскурсии. Поэтому она и организовала поездку детей в зоопарк.

Автобус для поездки маме выделило предприятие, на котором работают папы и мамы учеников маминой школы. Желающих набрался полный автобус. Мама даже боялась, что мне не хватит места. Однако, удалось поместить всех. Меня решили посадить между двумя девочками из 4-го класса, чем я очень гордилась. А они гордились тем, что им поручили меня опекать. Тесновато, но в тесноте не в обиде.

Маме и тете Нине (маме одной из учениц) поставили табуретки в проходе. Наверное, не очень удобно было на них сидеть. Но взрослые готовы потерпеть, лишь бы детям было хорошо.

Утром все экскурсанты собрались у клуба. Погода была чудесная, солнце, тепло. Под’ехал автобус. Мама пересчитала  детей, и они весело стали рассаживаться. Всем хотелось занять место у окошка, они даже стали толкаться и ссориться. Мама их успокоила: по дороге туда у окна сидит один, обратно - другой, по очереди. Самых бойких она посадила рядом с собой. И мы поехали. Ехать нам до зоопарка долго, полтора - два часа. Родители надавали детям с собой всякой нехитрой еды: бутерброды, яйца, сваренные вкрутую, огурцы, печенье, конфеты и стеклянные бутылки с молоком или чаем, заткнутые бумажной пробкой. Все тут же развернули свои продуктовые запасы и стали делиться друг с другом. А как же! Есть в дороге самое то. Моей маме этот процесс не нравился: во-первых, это мусор, а во-вторых, она переживала, что вдруг кому-нибудь из детей станет плохо. Она и мне взяла только какого-то печенья и бутылку с водой. Яйца вкрутую я терпеть не могла.

Представьте: ни влажных салфеток, ни полиэтиленовых пакетов не было, только тряпочки и носовые платочки. Не было, естественно, и таблеток от укачивания.
Мама предупредила детей, чтобы те за собой все убрали после своего завтрака. Мусор завернули в газеты, а затем положили в ведро, взятое шофёром для этой цели.

Я привыкла ездить на машине, мой папа шофёр, он часто брал меня с собой, и мне нравилось с ним ездить. Меня в машине никогда не укачивало. Между Ленинградом и Зеленогорском было только одно шоссе Приморское. Оно идет по берегу залива и изобилует поворотами. Поездка по нему может укачать запросто. Сейчас там полно кафе и ресторанов, а в те времена даже столовых по дороге не было, не говоря уже о туалетах. Так что еда с собой это было нормально. Были случаи, когда кому-то становилось плохо, тогда водитель останавливал автобус, и все выходили на свежий воздух. Автобус убирали, проветривали и ехали дальше. Туалеты в лесу: мальчики слева, девочки справа. Останавливались в безлюдных местах. В то время эта курортная зона не была так густо заселена, как сейчас. А после посёлка Смолячково вообще была пограничная зона, в’езд только по пропускам.

Чтобы развлечь детей в дороге, существовал замечательный способ - песни хором.  Как же это было весело! Пели все, и дорога становилась короче. Теперь дети утыкаются в свои гаджеты, их не интересуют дорожные пейзажи, они не общаются друг с другом и не поют вместе песни. Другое время, ничего не поделаешь, но что-то хорошее ушло безвозвратно.

В зоопарке я не была до этого ни разу. А там: и  львы, и обезьяны, и белые медведи, и жирафы. В общем, накануне я долго не могла уснуть, поэтому в автобусе задремала и даже не заметила, как мы доехали до Ленинграда. Автобус остановился у ворот зоопарка. Мы вышли. Мама опять пересчитала детей.

Тетя Нина пошла покупать билеты, а мама построила детей парами, меня взяла за руку. Водитель уехал по делам. Обещал вернуться к концу экскурсии. Сейчас трудно представить, что в центре не было проблем с парковками. Да и слова такого не было.

На входе пред’явили билеты, и нас опять пересчитали, но уже контролеры.
И вот мы на территории зоопарка.

Небольшой экскурс в историю.
14 августа 1865 года в Александровском парке Санкт-Петербурга был открыт Зоосад. Его хозяевами были Софья и Юлиус Гебгардты, они были петербуржцы голландского происхождения.

Первоначально их коллекция зверей состояла из тигров, медведей, львицы, мелких хищников, различных птиц. На территории зоосада были ещё театр и ресторан. Большой вклад в развитие зоосада и увеличение его коллекции внёс второй муж Софьи Гебрардт Э.А. Рост. Но после смерти жены он тоже заболел и в 1898 году уехал из Петербурга. 12 лет зоосад был в заброшенном состоянии, зверей распродавали.

В 1910 году владельцем зоосада стал  артист и антрепренёр С.Н. Новиков. Этот человек много сделал для зоосада в части ремонта клеток и приобретения новых животных.

В 1918 году зоосад был национализирован. В нем стали проводиться научные наблюдения. В предвоенные годы он активно функционировал и развивался. Ему уже становилось тесно. Было решено перенести его из центра и выделить территорию. Но война этому плану помешала. В тяжелые дни блокады зоосад работал. Удалось сохранить часть коллекции. Так перенесла блокаду бегемотиха Красавица. Летом в блокаду зоосад даже был открыт для посещения. Представляете, в каких тяжёлых условиях приходилось работать сотрудникам! Они сами голодали, а зверей надо было кормить. Героические люди! В память о них Зоопарк не стали переименовывать, он остался Ленинградским.

После войны зоосад стали восстанавливать. В 1952 году его переименовали в зоопарк.
В 50-60-е годы он был очень любим и востребован. И я помню это замечательное время. Мои родственники жили совсем рядом с зоопарком, и я часто там бывала, когда приезжала к ним в гости.
В 1967 году начали генеральную реконструкцию, но затянули ее на долгие годы. Зоопарк так и остался на той же территории в центре города. В 90-е годы он просто выживал. Печальное он являл зрелище, как и город.

Но вернёмся в зоопарк в то чудесное время моего детства.

Сначала мы пошли к обезьянам, их клетки были справа у входа. Какие же забавные и веселые эти животные! Дети строят им рожи, обезьяны тоже им в ответ, раскачиваются на ветках, задирают друг друга. Кто-то пытается кинуть им конфету. Мама с тетей Ниной, как курицы-наседки, бегают вокруг, пытаясь оторвать детей от клеток и продолжить осмотр.  Наконец, им это удаётся.

Напротив обезьян находятся клетки с дикими зверями. Волк, похожий на собаку, ходит взад-вперёд, ни на кого не глядя. Лиса какая-то маленькая совсем и грустная. А медведь в моем представлении должен быть намного больше.

Дальше бежим и поднимаемся по ступенькам к решетке, отгораживающей бассейн с белыми медведями. Предыдущая группа, как раз, отошла и освободила место. Белые медведи огромные, но они же не белые, а желтоватые. Им жарко, они беспрерывно прыгают в воду и плавают, плавают. У решетки мест мало, всем хочется посмотреть поближе. Мама поднимает меня на руки, потому что мне не видно.

Потом переходим к огромной клетке с хищными птицами. Орёл расправил крылья и гордо посмотрел на публику. А это и не орёл вовсе, а орлан. Пруд с лебедями, утками, гусями и другими птицами показался мне маленьким и грязным. У бегемота свой отдельный водоём. Он долго не показывался, надоели ему все, наверное. Наконец, он высунул голову, посмотрел на всех грустными глазами, фыркнул и опять с головой ушёл под воду. Идём дальше. Мама давно отпустила мою руку и взяла за руку какого-то бойкого мальчика, который порывался бежать к тележке с мороженым.
- Мороженое будет в конце, - строго говорила ему мама.
Вот и ещё кто-то направился в сторону мороженого. Того перехватила тетя Нина.

И тут я увидела слонов. Это было чудо! Папа-слон, мама-слониха и их слонёнок. Они были такие большие, даже слонёнок. Я побежала к ним, протиснулась поближе к вольеру, он был отгорожен от людей острыми торчащими короткими пиками, чтобы слоны не могли уйти. Забавный слонёнок смешно бегал по площадке, а его родители степенно разгуливали по площадке, размахивая хоботами.

Рядом со мной оказался какой-то дядя в чёрном костюме, галстуке и соломенной шляпе. Он тоже увлечённо наблюдал за слонами, только часто тянул себя за галстук, который ему явно мешал. Из-под шляпы текли струйки пота. Он снимал шляпу, обмахивался ею, отирал пот платочком и продолжал восхищенно смотреть на слоновью семью. Ему хотелось поделиться впечатлениями, и я оказалась благодарной собеседницей. Мы обсудили огромные слоновьи уши, их ноги, хоботы. Долго смеялись над слонёнком. Дядя восхищался этой слоновьей семьей, как человеческой.
- Ну, мне пора, - вздохнул он, - а то на поезд опоздаю, я же здесь в командировке был. Дай, думаю, хоть на слона живьём посмотрю. А то когда ещё сюда попаду и его увижу, правда?
- Правда, - сказала я.
Дядя попрощался со мной и стал пробираться из толпы, облепившей вольер, к выходу.
Я помахала ему вслед и оглянулась: вокруг были незнакомые люди, ни мамы, ни ребят. Мне тоже с трудом удалось выбраться из этой кучи народа. Нигде поблизости своих я не обнаружила. Зоопарк большой, где их искать? Нет, я не испугалась. А чего бояться, не ночь, и людей полно.

Зато рядом был выход, они ведь должны будут выйти из него, а тут и я. Подошла к выходу и села на скамеечку, отсюда и слонов видно и не так жарко. Тут меня заметила тетя-контролёр. Она подошла и спросила:
- Девочка, почему ты одна? Ты с кем пришла? Где твои родители?
- Я отстала от своих, подожду их. Они же здесь выйдут?
- Да они, наверное, тебя уже ищут! Сейчас об’явим по радио. А ты пока сиди здесь и никуда не уходи. Как тебя зовут?
- Меня зовут Люда, только не надо об’являть, а то мама меня ругать будет, - испугалась я.
Но тетя уже пошла в домик. Об’явить она не успела. По дорожке прямо ко мне уже бежала радостная тетя Нина:
- Слава Богу! А то я уже хотела попросить по радио об’явить о том, что ты потерялась.
- Я и не терялась вовсе, слона рассматривала, а потом присела вот на скамеечку.
Тут из домика выскочила тетя-контролёр.
- Что же Вы, мамаша, за детьми не смотрите? Я уже об’являть по радио собралась. Девочка молодец, сообразила, куда придти нужно.
Тетя Нина согласно кивнула ей и уже тянула меня за собой.
- Пойдём скорей, а то твоя мама там расстраивается.
Хорошо, что она сама за мной не пришла, а то бы мне попало.
Около каруселей, на которых катались счастливые дети, стояла огорченная мама и чуть не плакала. Нет, она меня ругать не стала, а наоборот, прижала к себе.
- Так боялась потерять чужих детей, что про своего ребёнка забыла, - говорила она, обращаясь к тете Нине.
- Да и я тоже про свою забыла, - смеясь отвечала та.
Карусели остановились, и мама опять стала пересчитывать детей, но меня уже держала за руку.
Потом мы ещё катались на тележке, которую возила маленькая лошадка пони. А уже у выхода детям разрешили купить мороженое. Какое же было вкусное эскимо на палочке! Ничего, что оно быстро таяло. Перепачканные шоколадом и мороженым счастливые дети были все вытерты мамой и тетей Ниной с помощью носовых платков и усажены в автобус. До свидания, зверики!

Эта история вспомнилась мне, когда через много лет я посмотрела чудесный фильм «Дети Дон Кихота» с Анатолием Папановым в главной роли. Помните: «Мальчик Юра, Юра Бондаренко, тебя ожидает твой папа у вольера со слоном»?

Кстати, о слонах.
Первого слона подарил Петру I в 1714 году персидский шах. Слон проделал длинный путь пешком от Астрахани (куда его доставили на судне) до Петербурга. Это было триумфальное шествие. Жители окрестных деревень выбегали посмотреть на невиданного зверя.

Слона поселили в Зверовом дворе (на месте Мраморного дворца). Прожил он всего 3 года. Но у персидских шахов было много слонов. Следующего подарили в 1723 году, третьего в 1736 году, а в 1741 году пригнали сразу 14. Зачем? Непонятно. Их поместили в специальном Слоновом дворе на Фонтанке (тогда это был безымянный ерик). Там сейчас находится цирк. Оборудовали специальный помост для спуска их к речке. Погонщики слонов жили рядом. Эта улица и ныне носит название Караванная. Потом слонов перевели в новое место (в районе площади Восстания). Слонов водили гулять по нынешнему Суворовскому проспекту, который назывался тогда Слоновым. Толпы праздных жителей всегда сопровождали эти слоновые прогулки. Отсюда, говорят, произошло слово «слоняться». У М.И. Пыляева в книге «Старый Петербург» прочитала, что в рацион кормления слонов входили вино и водка, аж 40 вёдер в год. Как только слоны не спились? Качество водки определял обслуживающий слона специалист- перс.
В 1778 году слонов по указу Екатерины II перевели в Царское Село. Там они жили и даже размножались.

В 1911 году владелец зоосада Новиков приобрёл двух самок-слонов. Одна из них погибла в голодном 1918 году, а другая слониха Бетти была убита бомбой в сентябре 1941 года.

В 1954 году правительство Вьетнама тоже подарило Ленинградскому зоопарку двух слонов: самца Сюна и самку Кунг, оба 1907 года рождения. В 1956 году у них родилась малышка Лекси. Вот эту семью я и застала в зоопарке летом 1957 года.

В сентябре 1957 года Кунг умерла, а в 1959 году не стало малышки Лекси. Сюна пришлось усыпить в 1982 году. Он был очень агрессивен, не давал себя лечить. В 1957 году произошла трагедия: Сюн убил обслуживающего его человека. Сюн в переводе означает герой. Это был последний слон ( герой) нашего зоопарка.

К 300-летию Петербурга Индонезия подарила нашему зоопарку двух слонов. Но, видимо, их нечем было кормить и негде содержать. Перевелись слоны в Петербурге, а жаль!
14 слонов нам не нужно, а одного могли бы прокормить, если не поить водкой.
Фото из интернета.