фильм чёрная молния

Сергей Декопольцев 2
 РОССИЙСКИЙ ФИЛЬМ «ЧЁРНАЯ МОЛНИЯ». «БЛИН ПЕРВЫЙ»… И ПОСЛЕДНИЙ.

 В конце 2009-го, под самый Новый год на экраны наших кинотеатров ворвался фильм «Чёрная молния». Фантастический боевик про приключения «супергероя». Надо сказать, что кино на эту тему в РФ до этого не снимали. Не снимают и теперь. «Супергерои», всякие там супермены, железные дров… простите – « человеки»… это всё – американское изобретение.
 Ушлые американцы поняли, что герой-мститель должен быть «анонимным», иначе злодеи быстренько доберутся до его родных и друзей, возьмут их в заложники, а то и вовсе учинят расправу в расплату за его деяния. Вспомним, как в фильме с Чаком Норрисом «Одинокий волк Маккуэйд» главному герою аукнулись его «добрые дела»! Дом его разрушили, дочь похитили, любовницу пристрели, друга-рейнджера Дакоту – тоже. В романе Олега Егорова «Вепрь», по которому был снят мистический сериал, ГГ говорит, что «герой – этот тот, вокруг которого все умирают». Вот в штатовцы (чем-то похожие на детей и в хорошем и в плохом) и придумали – надо, чтобы герой был «в маске»! А еще – обладал всякими супер-способностями и навороченными прибамбасами!
 У нас же тему мстителя-одиночки режиссёры и продюсеры не просто не любили – избегали. В 90-х еще появлялись фильмы типа «30-го уничтожить!» и «Америкэн-бой», «По прозвищу «Зверь»… но в конце обязательно ГГ если не убивали, то судьба его была под большим вопросом. Российское кино сначала «спонсировали» наши «новые русские бизнесмены», а кто они были в недавнем прошлом? А потом к финансированию картин подключилось государство, то есть деньги давали чиновники. А кого, в первую очередь, наказывают благородные герои? Верно – бандитов и продажных начальников-ворюг! Вот и надо было внушить гражданам, что идея восстанавливать справедливость собственными силами – плохая идея! ( Легче всего в этом смысле «отделался» герой Михаила Ульянова в фильме «Ворошиловский стрелок».)
 Со времён Петра 1 повелось на Руси, что власть всячески давит «инициативу снизу». Всеми делами должны руководить назначенные из «центра» начальники. А с преступниками бороться – полицейские! В Штатах по-другому, ну, так там и народ имеет право на оружие, а у нас (кроме представителей власти) его носят только бандиты (поэтому, наверное, простые люди, зачастую не слишком-то уж отличают первых от вторых).
Но, как говорится, пришли новые веяния, и Тимур Бекмамбетов (продюсер) и Александр Войтинский с Дмитрием Киселевым (режиссёры) решили снять (и сняли!) фантастический боевик «Чёрная молния»! Можно было бы сразу похвалить фильм за неплохие спецэффекты, но не буду – потому что снят он был компанией   Universal pictures ! Да-да, той самой, что снимала знаменитые «Челюсти» и еще кучу не менее знаменитых картин. Самим, видать, снять фильм была кишка тонка! Да-а – перевелись на Руси Павлы Клушанцевы! (Для тех, кто «не в теме» поясню, что Павел Клушанцев – великий кинооператор, мастер спецэффектов, автор многочисленных изобретений в этой области. У него учились американские режиссеры и постановщики комбинированных съёмок. Под конец его жизни один из них – Роберт Скотак («отец» самых эффектных сцен в «Терминаторе-2») даже приехал к Клушанцеву домой. Расспросил его – советский ветеран с детской наивностью делился с заокеанским гостем секретами мастерства. А потом «гость» то ли выпросил, то ли попросту умыкнул у гостеприимного хозяина его записи. Не заплатив потом ни цента!
 Правда (надо отдать должное создателям картины), актёрский состав в «Чёрной молнии» был поистине «звёздным»! Валерий Золотухин, Сергей Гармаш, Виктор Вержбицкий, Екатерина Васильева, Юозас Будрайтис… Даже Михаил Ефремов-младший на сей раз нисколько «не выпадал из ансамбля», играл талантливо и жизненно… московского алкоголика-безработного (в титрах так и было написано – «алкоголик». Правда, его герой, в отличии от «оригинала» нашёл в себе силы к концу фильма «завязать».).
Молодые актёры тоже старались. Особенно запомнилась игра Ивана Жидкова (все мы помним его Костю Ветрова в «Грозовых воротах»). Опять парню досталось роль мажора! Правда, в отличии от Кости, его теперешний Макс угрызениями совести не мучается. Учится (вернее – обозначает учёбу) в московском «универе»), цепляет вовсю девушек-студенток (у него там целый гарем), гоняет на подаренном папой (а кем же ещё?) белом мерседесе. Но парень незлой – и на том спасибо. Вот, даже иногда своему приятелю «из простых» Диме помогает. Хотя, когда речь идёт о понравившейся девицы – тут уже «дружба врозь»!
 Сам ГГ, скажу откровенно, на «супергероя-мстителя» нисколько не тянет. Его «чудо-машина» досталась ему случайно – отец подарил. (Кстати, мы , до конца фильма так толком и не узнаем, как «супер-пупер-«Волга» досталась диминому отцу.) Конечно, не «мерседес», но «Волга ГАЗ-21» «с оленем» - тоже неплохой раритет. Сейчас, на фоне всеобщем увлечением «советским ретро» такие машины нарасхват, и поэтому разочарование ГГ мне просто непонятно.
 Обнаружив у машины «суперспособности» Дима Майков (так зовут ГГ) использовал (поначалу) их «весьма оригинально». Для скорейшей (в обход, точнее – «в облёт», пробок) доставки цветов покупателям. Чтобы суровый Бахрам Мамедович (исп. Дато Бахтадзе), директор цветочного магазина (влиятельный человек в столице, слю-уша-ай?) заплатил еще несколько «косых» сверху. Диме нужны деньги. Очень нужны! Потому что он влюблён. В некое «небесное создание» со смазливой мордашкой. Настя Светлова (исп. Екатерина Вилкова) приехала из Нижнего Новгорода «покорять Москву». Но она, отнюдь, не наивная провинциалка – что вы! В первый же день прыгает в «мерседес» к диминому другу-сопернику Максу. Прыгает, отлично понимая, что этот мажор может потребовать взамен, но, как говорится, се ля ви!
 На Диму она обращает внимание только тогда, когда он, приодевшись от щедрот Бахрама Мамедовича и обзаведшись новым смартфоном появляется в аудитории. У Макса в этот момент, как назло, смартфон разрядился, и Настя, не комплексуя, тут же отодовигается от него и подсаживается поближе к новому «фавориту». Сцена – отвратительная! Не знаю, как вам, а мне сразу стала противна эта девица. (В старой картине «Разные судьбы» тоже есть похожая фифа, но там она – отрицательный персонаж, а здесь…) Поэтому, мне непонятна, её обида, когда подслушав ссору Димы с Максом («У кого денег больше – тот девушку и «танцует»!») отвешивает Диме пощёчину. А что такого – он правду сказал! Кстати, в своих сердечных предпочтениях она не может определиться толком до конца фильма. То ли этот нравится, то ли – тот…
 Кстати, пока его папа не погиб, наш ГГ и не собирался помогать кому-то. Вполне в духе «либерально-экономических теорий». Да и помощь-то… Нет – ребёнка из пожара спасти, или «барсеточника» поймать – дело, конечно почтенное. Вот только американские супермены еще и борются с крутыми гангстерами (а то и – с целыми бандами), с коррумпированными мэрами и полицейскими, а Дима… Понятно конечно, что хлипкий студент без своей «чудо-машины» - ноль без палочки и, что с настоящими, «серьёзными» бандитами ему не справится, но, знаете – АБИДНА, ПОНИМАШЬ! Но тут судьба посылает ему «шанс реабилитироваться» - на сцену выходит ГЛАВНЫЙ ЗЛОДЕЙ.
Нет, что ни говорите, а «архизлодеи» у Виктора Вержбицкого получаются какие-то… «интеллигентные» что ли? Что его Завулон в «Дозорах», что Виктор Александрович Купцов – суперолигарх и неистовый любитель алмазов. Ради того, чтобы подобраться к необычайно богатому месторождению, он готов разрушить всю Москву. (Честно говоря, многие люди, живущие и честно работающие в российской глубинке ничего страшного в разрушении Москвы не усмотрели бы. Наоборот бы сказали… но, будем терпимыми и толерантными!)
 Но это всё – горячечные мечты Виктора Александровича. Сам он довольно учтив и вежлив в общении (даже с простыми студентами, ведь он, ко всему прочему еще и лекции в «универе» читает!), за весь фильм так никого и не убил (хотя пытался). ГГ, который ему, собственно, «никто» он зовет «димой» и дает свои «злодейские» советы, как обустроить жизнь.
 Забавно, кстати, как этот всемогущий олигарх надолго и всерьёз задумывается, когда его злодеи-помошники жалуются, что никак не могут поймать неуловимую «чёрную молнию».
- Он летает, а мы – по земле ездим!
Так и хочется сказать: «Уважаемый Виктор Александрович! У вас же денег – куры не клюют! Арендуйте вертолёт! А то и – два! Купите списанный «Ми-24» у вояк, они вам за доплату и вооружение с него снимать не будут!»
 Но нет! Купцов не находит ничего лучшего, как потратить прорву денег на копию «чёрной молнии». А если бы у него не оказалось своей колбы с «нано-катализаторам»? Чтобы он сделал – отказался бы от своих планов?
Да и помошники у Виктора Александровича – тоже хороши! Приходят к уважаемому Бахраму Мамедовичу с вопросом: не у вас ли работает парень на старой «Волге» - цветы развозит? Тот врёт им в глаза (решил, что пришли конкуренты – Диму переманить), и «злые подручные главного злодея» (по фильму – бывшие сотрудники всяких спецслужб), «печально разводя ушами» уходят ни с чем! Мало того, что у них нет чутья на ложь (что для «бывших силовиков» не свойственно), они (зная, что хозяин за неудачу голову снимет) не продолжают свои расспросы уже другими методами. Те, что всегда применяют злодеи, чтобы развязать языки!
 Очень забавно было наблюдать «неубиваемость» ГГ. Мало того, что он, стукаясь постоянно на своей «чудо-«Волге» о стены и крыши, не получил даже сотрясения мозгов (может там и сотрясаться-то было нечему?), так еще выжил на дне Москва-реки (в де-каб-ре!!!), потом (мокрый!) залетел в ближайший космос на околоземную орбиту (надо было избавиться от изрядно надоевшего Купцова!), выжил и там (в вакууме и сверхнизкой температуре) и благополучно приземлился на парашюте! (Понимаю – сказка, конечно… Но…)
 В финале, как главную награду, он получает благосклонность своей «дульсинеи»… Ох, Димон, я бы не был таким беспечным! Да, конечно, Макс отвалил – но мало ли кто «богатенький» очутится рядом завтра? А твоя Наденька – девушка чрез-звычайно чувствительная ко всякой внешней мишуре! Так что – держи ухо востро! А «чёрную молнию» - в боевой готовности!

Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Чёрная_молния_(фильм,_2009)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Клушанцев,_Павел_Владимирович