Неизбежная составляющая духовной сферы человека

Алек Хлебов
 
   Происходящие в Мире в последние годы в связи с коронавирусной пандемией  события вносят некоторые новые оттенки в осмысление и оценку жизни, в сознание как отдельного человека, так и  человечества в целом. Опасность заразиться, заболеть и умереть, умереть «на ровном месте», несмотря на величайшие достижения современной медицины, приблизилась к каждому человеку очень близко, увеличивая тревогу и страх, обостряя чувство неопределённости и беззащитности.
   Эти события активизировали интерес и к уже существующим вековым областям осмысления и восприятия жизни, заставили ещё раз задуматься над ними, побудили к размышлениям, которые однозначно приводят к выводу о том, что интеллектуальная, духовная, нравственная да и физическая сферы жизни человека немыслимы без присутствия в них религиозной составляющей.
   Непредвзято размышляя над этим и понимая объективную обусловленность и неизбежность присутствия в жизни человека религии, я попытался как-то всё  обосновать и описать.
   Вот что получилось в краткой статье на эту тему.
   Если кому-то покажутся некоторые положения моих философско-аналитических рассуждений обидными или оскорбительными, то прошу прощения, специальных умышленных намерений нанесения обид или оскорблений кому бы то ни было - ни атеистам, ни верующим - не было.

           Неизбежная, непременная составляющая духовной сферы человека
                и постоянная спутница его жизни

   Инстинкт страха смерти или попросту страх смерти у живых существ - один из самых древних и самых сильных.
   Животным этот страх на осмысленном уровне (если можно, говоря о животных, так высказаться) неведом. Он выражается  и компенсируется у них в виде действия бессознательного инстинкта самосохранения. В обычном состоянии этого страха у них просто нет, а инстинкт самосохранения срабатывает во всевозможных критических, угрожающих жизни, ситуациях и случаях.
   У людей (у «человека разумного») иначе. Главное, что отличает человека от животного - это осознание неизбежности конца жизни. Это осознание, увы - следствие человеческого интеллекта. Мы многое не в состоянии познать, несмотря на свою разумность, во Вселенной (что является почвой для мистики и создания всевозможных, зачастую надуманных и ложных, построенных на мифах, мировоззренческих моделей), но заранее знаем наверняка, что когда-то точно умрем.
   А далее, после осознания неизбежности конца, все зависит от здравомыслия, устойчивости и состояния психики. Если человека эти мысли о неизбежности смерти, о возможных болезнях и бедах постоянно напрягают, иногда ввергают в панику на грани перманентной депрессии, а то и истерики, помутнения и потери сознания (а таких людей очень много, таких большинство) - он непременно, даже не осознавая этого, пытается уходить от таких мыслей и непроизвольно приходит к Вере в нечто (часто готов поверить во всё, что угодно, в невозможное, в так называемое чудо), что успокаивает, сглаживает эти мысли, даёт надежду на так называемое «спасение»... Ну а дальше прямая дорога в религиозное пространство, в объятия с Верой во всемогущего Всевышнего, Творца, Арбитра, Бога-спасителя, а Церковь или другие религиозные институты и образования (в том числе и секты) в формате психотерапии радостно собирают таких под своё крыло. И с этим ничего поделать нельзя, это неизбежно и никакое здравомыслие, никакая наука не помогали, не помогают, и не помогут...
Вот почему религия неизбежна и неистребима, религия и Церковь (Религиозные организации) - непременные и вечные спутники человечества...
   Конечно, в процессе своего зарождения, формирования и становления любая религиозная конфессия или секта наполняется огромным смысловым содержанием, имеет в своём арсенале широкий спектр идеологических, философских, организационных, моральных, нравственных и многих иных составляющих интеллектуальной и духовной сфер человеческой сущности.
   Исторически сформировались и обозначились так называемые традиционные религии, которые провозгласили и считают себя единственными носителями истины, духовности и нравственности, присвоили себе единоличное право (в кругах своих адептов) посредничества в общении со Всевышним. Но, тем не менее, главным изначальным стержнем в религиозном пространстве является страх смерти (иногда страх наказания за неверие в Бога), страх перед  непознанным, непознаваемым, надежда на какое-то спасение...
   Следует отметить, что мнение о том, что духовность, моральные и нравственные нормы формируются и могут существовать только в религиозном пространстве - ошибочно. Многие из так называемых атеистов и тех, кто не погружён в религиозное пространство, могут обладать и более высокими моральными и нравственными качествами, чем адепты той или иной религиозной конфессии. Это доказано и постоянно подтверждается многими и историческими, и бытовыми примерами и фактами. Просто у них иная генетика, иная психика, психика очень устойчивая, при которой уход в религию для нормальной, осмысленной, полноценной жизни, для обладания высокими духовными качествами, высокой честью, совестью, достоинством, моралью и нравственностью, им не нужен. Но, к сожалению, таких людей не так уж и много.
   Не в порядке бахвальства или самолюбования,  а для иллюстрации фактической реальности, хочу сказать, что я, например, атеист не потому, что сторонник какой-то чертовщины, дьявольщины и антихристосовщины, не потому, что отстранённо отношусь к религии в том её виде, как она выражена в сформированных и существующих так называемых традиционных конфессиях (особенно авраамических). Просто такая религия (именно как религия) лично мне не нужна, я не вижу в ней необходимости для себя, а вижу некую чуждую,  засоряющую мозг, сознание и душу обузу, построенную на мифах чужих для меня наРОДов. Я, считая себя этническим русским, чувствую, что авраамические Библейские религии (да и другие, религии и мифы других этносов и наРОДов) ни интеллектуально, ни духовно мной не воспринимаются иначе, чем просто как литературные источники без религиозной составляющей, и с этим ничего не поделаешь. Какая-то глубинная, подсознательная РОДовая память, связанная с духовным наследием предков,  не пускает их в душу в виде религиозных верований.
   Ведь у русского наРОДа есть  свои, РОДные мифы и легенды, к замалчиванию которых старательно прилагали и прилагают усилия те же авраамисты и фальсификаторы истории.
Но это ни в коем случае не следует обобщать, это чисто личные ощущения и чувства. Как, к примеру, кто-то ни в коем случае не сможет и даже не мыслит жить вне РОДины, за границей (даже если там лучше), а для кого-то в этом нет ничего невозможного и неприемлемого. Я не даю оценок - хорошо это или плохо. Просто констатирую.
   Это очень сложная многоаспектная, многофакторная проблема, требующая отдельного глубокого исследования. Я здесь лишь лёгким мазком мимоходом коснулся её.
Возьму на себя смелость предположить, что никто в Мире (по разным причинам, в том числе и по причине умышленного противодействия неких очень заинтересованных, влиятельных и мощных сил) такими исследованиями не занимается… Хотелось бы, чтобы эти мои конспирологические предположения были  ошибочными…
   Конечно, возможно я и не в полной мере атеист, так как по своему обожествляю ПриРОДу, некие метафизические духовные корни моего русского РОДа. В таком «обожествлении» для меня очень важно и отрадно то, что корень «РОД» имеют такие важные для каждого русского человека слова и понятия, как наРОД и РОДина. Считаю себя Православным атеистом, но Православным дохристианского ведического Православия. Ведь начало истории государства Российского (что, конечно, имеет огромное значение), которое историками исчисляется с момента крещения Руси и принятия христианского вероисповедания, это ещё не вся история русского наРОДа, которая намного древнее, глубже, богаче, и самобытнее.
   (Советую посмотреть эти видеоролики:

https://my.mail.ru/video/search?q=

https://my.mail.ru/mail/alek_xl/video/886/1516.html

https://m.my.mail.ru/mail/alek_xl/video/_myvideo/2611.html ).

   Не секрет, что для некоторых людей  (а таких, к сожалению, не мало) отсутствие в сознании Бога открывает дорогу к беспределу. А Церковь, всё таки, так или иначе такой беспредел сдерживает. Для многих других отсутствие в сознании Бога - это беззащитность, страх перед неизведанным…
   В этом плане показательны некоторые высказывания великого мыслителя прошлого Вольтера. Например, «Пока есть мошенники и дураки, будут и религии». Но здесь дело даже не в дураках, а в том, что природа психики и духовной сферы человека такова, что, по выражению того же Вольтера, «Если бы даже Бога и не было бы, то его следовало бы выдумать», так как без Бога, без Высшего судьи всё дозволено, любой беспредел (здесь в высказывании Вольтера косвенное якобы подтверждение существования Бога в первой части его фразы (тезис) искусственное, так как иначе было бы невозможно сформулировать антитезис).
   В реальной жизни так оно и есть и, как говорил известный учёный и популяризатор науки Сергей Капица, «Не Бог создал человека, а земной человек придумал Бога». И на бытовом уровне для обычного человека, а не для религиозных философов, теологов, богословов, в принципе и не важно, кто кого создал или придумал. Главное, что в сознании и мировосприятии есть Вера в существование всеведающей, всеконтролирующей, всесильной, всевышней Силы, именуемой Богом, Вера в то, что Бог есть.
   Поэтому всё, что касается интеллектуального и духовного пространства человеческого бытия на Земле - это результат, сгенерированный самим человеком, а не чем-то или
кем-то иным «извне». Человек создал в своём сознании мировоззренческие модели (причём разные для разных этносов и народов), придумал Бога (я здесь для краткости упрощаю многовековой, сложный, противоречивый процесс зарождения, формирования и распространения религиозных идеологий и конфессий, создания религиозных Мифов, Преданий, Трактатов, Заветов, Заповедей, Вед, Талмуда, Евангелий, Библии, Корана и т.д.) и наделил его в своём сознании качествами Всевышнего Создателя, Всесильного Правителя
 и Арбитра (понятие Бог здесь используется в широком смысле, Бог любой религиозной конфессии). Так человеку психологически проще существовать в этом, в общем-то, трагичном, конечном для каждого, процессе, который называется жизнь. В этом, пожалуй, и состоит истинный смысл например христианского понятия о «спасении». В сущности, психологическом спасении от страха смерти, от сознания безысходной конечности отдельно взятой жизни, отдельно взятой личности (ведь у христианского Бога нет мёртвых, у него все живы и будут жить вечно).
   Для того, что бы, осознавая всё это, продолжать жить в здравом уме, со здоровой психикой и с высокой нравственностью, не уходя в мистику и религию, нужна огромная сила воли и духа, огромная вера в человеческий разум, в победу добра над злом, правды над ложью, света над тьмой. Нужны высочайшее чувство собственного достоинства, никем не навязываемое, а идущее изнутри, следование понятиям чести, совести, исполнения долга. В противном случае, когда человек психологически не в состоянии справиться с осознанием неизбежности смерти, когда безысходность или беда не оставляют никаких надежд, когда страхи перед возможными жизненными трагедиями или болезнями уводят в духовный тупик, когда человек не видит выхода из своих духовных или физических терзаний, единственное спасение от депрессии или помешательства - уход в религию. И я отношусь к этому с пониманием и даже одобрением, как и к деятельности врачей психотерапевтов, помогающих людям в трудных жизненных ситуациях.
   Что касается бессмертия, то это на шкале времени очень неоднозначное понятие и поэтому  оно, помимо религиозной трактовки, может интерпретироваться по разному. Бессмертие человека (если можно вообще использовать это понятие по отношению к человеку в прямом смысле его значения, так как всё имеет начало и конец, в том числе и планета Земля со всеми её обитателями) - в продолжении его РОДа, в доброй памяти о нём, передаваемой из поколения в поколение потомками, в материальных и нематериальных результатах его пребывания и деятельности на Земле. Но религиозная трактовка «спасения» и бессмертия проще и привлекательнее, она говорит о физическом бессмертии, нужно только верить в Бога, во Всевышнего, усердно и постоянно молиться, посещать церкви, храмы … и ты «спасёшься» (читая религиозную, например христианскую, литературу, Библию, другие источники, я никогда не мог понять и не понимаю, о чём идёт речь, о каком спасении, что за спасение, от кого, от чего…)…
   С учётом всего вышесказанного приходим к выводу, что никакая наука, никакое проинтегрированное стремление человечества к истине не выведут сознание, психику и мировоззрение части людей определённого склада (людей, склонных к религиозному восприятию жизни) из религиозного пространства, что никакого развенчания и отторжения религиозных  верований,  догм или заблуждений у них не будет. Для части людей из этого круга (для религиозных и церковных функционеров и служителей), которых целенаправленно обучают в специальных учебных заведениях и которые активно после такого обучения поддерживают и пропагандируют ту или иную религиозную конфессию, это становится делом всей жизни, работой (кто-то в этом заинтересован, кому-то это нужно), для другой части (так называемых прихожан или адептов) просто мировосприятием, мировоззрением и образом жизни. Поэтому, как уже было отмечено, религия неистребима, религия и Церковь (Религиозные организации) - вечные спутники человечества...
   Ну что же, такова жизнь, это неизбежная данность, вытекающая из свойств человеческой психики, человеческого характера, национальных традиций, из человеческих наклонностей и интересов. Каждому своё. Главное, чтобы то или иное мировоззрение, та или иная религиозная конфессия, тот или иной образ мыслей и жизни не имели антисоциальной, антиобщественной, античеловеческой направленности, не наносили вред физическому и психическому здоровью людей, способствовали сохранению и развитию высоких моральных, нравственных и духовных качеств человека, делали человека достойным членом общества, в котором он живёт…
   Но, к сожалению, нельзя всё же не отметить, что религиозная сфера, охватывающая и вовлекающая в свою орбиту огромную часть населения Земли, помимо своей специфической внутренней жизни и роли, помимо своего предназначения и целевого функционирования, очень активно использовалась и используется политиками в своих интересах и, будучи неоднозначной, вносит противоречия и разногласия, а зачастую и вражду, в межконфессионные, межнациональные и международные отношения. Так было, есть и будет, так как в этой сфере, разделённой конфессионально, всё в той или иной  части этого разделения очень консервативно, канонично (если не сказать догматично), бескомпромисно. Примеров и фактов, подтверждающих это, в мировой истории и в прошлом, и в настоящем - масса, они всем известны и не имеет смысла их напоминать и описывать...
Это печально, так как противодействовать этой негативной роли религиозной сферы, религиозного пространства, если и не невозможно и бессмысленно, то очень трудно. Тем не менее, такая работа ведётся, ведётся и религиозными, и гуманитарными, и государственными организациями и деятелями.
   Особую важность эта работа традиционно имеет в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране. Используя религиозную лексику, дай Бог этой работе непреходящую, стабильную и перманентную успешность!…
   Такова жизнь, такова судьба «человека разумного», судьба человечества...
   Советую посмотреть эти видеоролики:

https://my.mail.ru/video/search?q=

https://my.mail.ru/mail/alek_xl/video/886/1516.html

https://m.my.mail.ru/mail/alek_xl/video/_myvideo/2611.html