Cмелый

Виктор Ян-Ган-Чун
               
                Посвящаю сыну Коле в честь дня рождения

     Брат принес этого беспородного щенка в пригоршнях.
     - Вот,- сказал он,- дядя Сережа Щербаков подарил, Мурзя ощенилась. Ему только десять дней. Первый из помета, у них еще три щенка осталось.
     -Какой хорошенький…,- сказала сестренка, беря щенка на руки.
Щенок был белый вислоухий и лобастый с большими лапами.
     -Вот это лапищи, - сказал папа, - Вырастет – зверь будет. Как мы его назовем?
Предложения посыпались одно за другим. Каких вариантов только не было.  «Шарик», «Бобик», «Дозор», в честь матери «Мурзик» и много других.
     Вдруг щенок как-то ловко вывернулся и спрыгнул с рук сестры, которая хотела опустить его на землю.
      -Ух, ты какой смелый! - сказала сестра,- Разобьешься.
      -Вот, - воскликнул брат, - Вот, давайте назовем его «Смелый».
      - Точно, «Смелый», согласились все.
      Так наш смелый щенок стал «Смелым». Аппетит у щенка был отменный. Ел много и жадно, молоко лакал взахлеб. Я приносил ему самые лучшие кусочки мяса из своей тарелки. Рос Смелый очень быстро и вскоре превратился в большого, красивого, лохматого, белого с желтыми подпалинами пса.
      Смелый был умным псом. Даже кур своих знал. Лежит, бывало, а куры ходят вокруг него, и чуть не у самого его носа клюют крошки. Смелый даже не пошевелиться. Когда же подходила чужая курица, он вставал, прогонял ее с легким рычанием и ложился на свое место. Всех своих взрослых входящих в ограду приветствовал, стараясь положить лапы на плечи, а к нам, маленьким подбегал, виляя хвостом. Знал и соседей всех и пропускал в дом.
Смелый лаял только на незнакомцев. Лай был громким, басистым. А иногда он хитрил. Когда дома никого не было, пропускал незнакомца до крыльца, никак не выдавая своего присутствия, а потом подходил к воротам и ложился. Пройти мимо него, конечно, никто не решался. Один папин знакомый, просидевший целый час на крыльце у запертой на замок двери сетовал:
      - Из-за вашего пса я чуть на работу не опоздал!
       На ночь на Смелого папа надевал ошейник с цепью, и он бегал вдоль нашей длинной ограды по векше. Векша – натянутая между двумя столбами толстая проволока, с пропущенным сквозь нее кольцом. К этому кольцу и пристегивалась цепь. Утром Смелого отпускали, и он «гулял сам по себе».
     Зимой на Смелом, для потехи, катались. Брат запрягал его в самодельные санки, Смелый катал нас с сестренкой и всю соседскую ребятню. Визг стоял на весь околоток.
    Однажды Смелый пришел домой в крови. Ухо у самого основания было надорвано.
       - Что случилось, Смелый? - спрашивал я, гладя собаку по голове.
     - Кто же тебя так,- сказала мама, обрабатывая марганцовкой, ухо Смелого,- Что б ему неладно было…
  Спустя некоторое время, Смелый вечером не пришел домой. Не пришел он и на следующий день. Все забеспокоились. Я спрашивал маму:
      - Мама, где наш Смелый? Почему он не приходит?
      - Наверное, невесту себе нашел. Придет, - утешала меня мама.
На третий день к нам в ограду быстрым шагом вошла соседка тетя Паша:
      - Где мать? - спросила она меня.
      -Дома,- ответил я.
 Тетя Паша взбежала по крыльцу, и я услышал:
       - Ульяна, - сказала она маме,- Ваш Смелый лежит на дне глиняной ямы. Весь в крови. Помирает видно.
 Я завыл. Слезы брызнули из глаз. Мама вышла и сказала:
        - Витька, не реви. Беги к дяде Косте Фомину. Скажи пусть придет к глиняной яме с инструментом, Смелому плохо.
Я со всех ног кинулся к местному ветеринару. Дядя Костя был дома. Плача, я объяснил ему цель своего визита. Наскоро собрав свой чемоданчик, он быстрым шагом пошел к глиняной яме.
 Глиняная яма была недалеко. Это место, где брали глину для обмазки печей и прочих хозяйственных нужд. Где она находилась, знали все. Когда я подбежал к яме, мама была уже там:
       -Вот изверги, что с псом сделали! - говорила она.
На дне ямы с закрытыми глазами лежал Смелый, тяжело и часто дышал. Со стороны живота на бедре зияла стрелянная картечью рана.
 Сквозь слезы я позвал:
         - Смелый! Смелый! Смелый!
После каждого оклика уши у Смелого приподнимались, но лежал он, не шевелясь и не открывая глаз.
   -О, да в тебя кто-то стрелял, кровищи-то сколько потерял,- сказал подошедший ветеринар.
Он поставил Смелому укол, обработал и перебинтовал рану.
    - Будет он жить? - спрашивал я дядю Костю.
    - Будет. Заживет как на собаке,- пошутил дядя Костя, потрепав меня по голове, - Не плачь!
Я успокоился, когда Смелый открыл глаза. Взрослые отнесли его на стареньком одеяле домой.
Как и обещал дядя Костя, Смелый поправился.
Прошел примерно год. Как всегда, Смелый куда-то убежал и… не вернулся. Больше мы его не видели. Попереживали конечно…
      Все мы выросли, стали взрослыми. Прошло немало лет. Сидим как-то с братом, пьем чай, вернувшись из бани. Заходит знакомый Мишка-охотник. Был он в хорошем подпитии:
      - Мать дома?
      - Нет ее, а зачем она тебе?
      -Да три рубля хотел занять. Может, вы дадите?
     - Нет. Садись пить чай.
Мишка сел за стол, налил стакан чаю и вдруг:
     - А вы помните, у вас в детстве был пес по кличке Смелый?
     -Конечно, помним, - говорим.
     - Так это я его убил. Просил ведь вашего отца продать его мне. Не продал.
     - За что убил? - спрашивает брат.
     -Из зависти,- откровенно отвечает Мишка,- У вас была такая собака, а мне все какие-то кабысдохи попадались.
  Меня затрясло от злости. Вот кто стрелял в Смелого! И убил- таки! Взял я Мишку за грудки, подвел к двери и сказал, глядя ему в глаза:
      -Ты сволочь! Был бы ты помоложе сгрудил бы я тебе ребра к одному месту, а еще лучше убил бы, как ты Смелого. Уйди и больше не появляйся на пороге нашего дома.
         Эх, люди мы, люди. Обидно иногда становится за человеческое сообщество. Правильно кто-то сказал: «Чем лучше я узнаю людей, тем больше мне хочется дружить с собаками».