Традиции празднования Пасхи в Болотном

Евгений Викторович Терентьев
Пасха – важнейший праздник всех существующих христианских конфессий, установленный в честь Воскресения Иисуса Христа.

В Русской Православной церкви, использующей юлианский календарь, время проведения этого праздника исчисляется по созданной в 4 веке Александрийской Пасхалии, согласно которой Православная Пасха совершается в первое воскресенье после весеннего полнолуния, но не ранее 21 марта.

Это обстоятельство является причиной того, что Православная Пасха практически никогда не совпадает с Ветхозаветной еврейской Пасхой (Песахом), выпадающей по еврейскому лунно-солнечному календарю на 15 число месяца Нисана (март – апрель григорианского календаря), и редко совпадает с Пасхой у католиков и протестантов, использующих с 16 века григорианский календарь и собственную пасхалию (в нашем столетии Пасха у православных, католиков и протестантов совпадала в 2001, 2004, 2007, 2010, 2014, 2017 годах и совпадет до середины столетия в 2025, 2028, 2031, 2034, 2037, 2038, 2041, 2045 и 2048 годах).

Для примера:

В этом году Православная Пасха отмечается 2 мая. Песах (Ветхозаветная еврейская Пасха) в этом году выпал на 27 марта. Пасха у католиков и протестантов, пользующихся григорианским календарем, в этом году выпала на 4 апреля.

В 2022 году Православная Пасха будет отмечаться 24 апреля, Песах 15 апреля, Пасха у католиков и протестантов 17 апреля.

Празднование Пасхи продолжается семь дней (или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фоминого понедельника). По завершении Пасхальной седмицы православные верующие продолжают праздновать Пасху еще 32 дня, так как общее число дней празднования Пасхи 40 дней – столько же дней, сколько Христос являлся своим ученикам от Воскресения до Вознесения.

Непосредственно Пасхе предшествует последняя неделя Великого поста - Страстная неделя (Страстная или Великая седмица), во время которой вспоминается Тайная вечеря, предание на суд, распятие и погребение Иисуса Христа.

Население Гондатьевской (Болотнинской) и Ояшинской волостей в основном жило размеренной, полной вековых традиций, крестьянской жизнью. Каждый день совпадал с каким-то событием, переплетенным с церковным и народным календарями. Не были исключением и дни встречи и празднования Пасхи.

В течение Страстной недели шла подготовка к Пасхе.

В Чистый понедельник хозяева мыли столы, скамейки, лавки, окна, двери, белили печь и стены, скоблили пол, вытряхивали половики, перемывали посуду; наводили порядок во дворе; чистили и чинили помещения для скота и птицы; готовили запас дров и корма для домашних животных. Также в понедельник перебирали и чинили одежду.

В Страстную среду с молитвами и заговорами обтирали скотину талой снеговой водой, чтобы та не болела. Вечером в среду начинали топить баню.

В Чистый четверг до восхода солнца мылись в бане, чтобы весь год не приставали болезни и недуги; старались приготовить пасхальные куличи, покрасить яйца, приготовить угощения на праздничный стол.

С четвергом также были связаны некоторые обычаи: приносили «молодой огонь» («живой огонь») – горящую свечу с вечернего богослужения, от которой зажигали лампады и огонь в печи; жгли костры во дворе и иногда даже общесельские костры; готовили «четверговые» соль и хлеб, которыми потом пытались лечиться при болезнях.

В Страстную пятницу держали строжайший пост, что было связано с тем, что именно в пятницу перед Пасхой был распят на кресте Иисус Христос.

Вечером в Страстную Субботу, как и в четверг накануне, жгли костры, что было связано с верой в необходимость этого действия для встречи умерших предков.

Непосредственно перед Пасхой верующие собирались в церкви, откуда в полночь совершался торжественный крестный ход с зажженными свечами, всеобщим праздничным пением, колокольным звоном и общим христосованием. Затем верующие и причт возвращались в церковь, где пелись пасхальные часы и служилась литургия.

В течение 40 дней после Пасхи сохранялось пасхальное приветствие друг друга: «Христос воскресе!» «Воистину воскресе!» с троекратным поцелуем.

В церковном дворе происходило освящение приготовленных к праздничному пасхальному столу куличей (пасок), творожных пасох и пасхальных яиц. Это освящение сопровождалось «молитвой во еже благословити сыр и яйца». Яйца традиционно красили в красный цвет. Краской в нашей местности в основном служила луковая шелуха.

Пасхальными яйцами было принято христосоваться и обмениваться. Существовали игры, в которые играли как дети, так и взрослые – «битки»( битье яиц друг о друга: чье яйцо треснуло с двух сторон, отдавал его победителю; если яйцо трескалось только с одной стороны, то делили его поровну) и «котка» (катание яиц с горки: тот, чье яйцо укатилось дальше всех, забирал остальные яйца).

Существовал обычай христосоваться с умершими родственниками: катать пасхальные яйца крестом на могиле по насыпанному крестом пшену. Затем яйца крошились на могиле или оставлялись целыми. Для умерших же родственников ставили кусок пасхи и три пасхальных яйца среди икон в красный угол и оставляли до Радоницы.

Церковь была против посещения кладбищ верующими на Пасху и в Светлую неделю и традиции жечь четверговые и пасхальные костры в знак встречи умерших родственников, так как для посещения кладбищ существовал особый поминальный день – Радоница. Считалось, что в этот день умершие, явившиеся к живым на Пасху, вновь покидают этот мир, поэтому следовало посетить их могилы и помянуть. Радоница всегда выпадает на вторую неделю после Пасхи и отмечается во вторник. В этот день возобновляется пение литии по усопшим, прерываемое в Великий четверг. В этом году Радоница будет 11 мая.

Вся Светлая неделя, следовавшая за Пасхой, посвящалась развлечениям: ходили друг к другу в гости, устраивали застолья, пели, танцевали, старались продемонстрировать свои новые наряды. Желающим всю неделю можно было звонить в церковные колокола.

После Пасхи начинались весенне-летние гуляния молодежи; парни высматривали невест; девушки, ожидая будущего сватовства, гадали о женихах. Дни считались свадебными, но сговоры и сватовство старались приурочить до наступления мая, так как в мае играть свадьбы считалось плохой приметой.

Подобно колядовщикам на зимние Святки, на Пасху дети и молодежь ходили по дворам, пели и поздравляли односельчан с праздником: «Христос Воскресе!», получая за это от хозяев куски куличей, яйца и пироги.

В 1930-е годы в Болотнинском районе, как и во всей стране, был отменен колокольный звон, арестовывались священники, прекращались церковные службы, закрывались церкви. Церковные пасхальные традиции, несмотря на то, что в послевоенный период в Болотном начинает функционировать Свято-Никольская церковь, забывались населением, в то время, как народные пасхальные традиции продолжали сохраняться: люди красили яйца и пекли куличи (паски), христосовались в кругу семьи и коллег.

Во второй половине 1980-х годов появляется всплеск интереса людей к Православию и к собственно церковным традициям этого праздника.