Строительство церкви Серафима Саровского

Евгений Викторович Терентьев
С 1763 года по материалам третьей ревизии становится известна деревня Турнаева, получившая свое название от Турнаевых, поселившихся на реке Боровой (современная река Сосновая) рядом с деревней Боровой.

В 1811 году в Турнаево проживало 7 крестьянских семей, в деревне Боровой в то же время проживало 6 крестьянских семей. В течение 19 века основатели Турнаево – семьи Турнаевых разъехались по другим деревням. Память об этих выездах сохранилась в виде до сих пор бытующей легенды о некоем основателе села –« разбойнике и чаерезе» Турнае, которого якобы «турнули» - выгнали местные жители. Еще раньше исчезла деревня Боровая, жители которой также разъехались.

В 1880-х годах на месте исчезнувших Турнаево и Боровой, вероятно, недолгое время существовала маленькая деревня Новопокровка, вероятно, известная в это время также как Калинкино.

Вновь Турнаево возродилось в 1892 году, в связи с поселением на ее месте переселенцев из Европейской части России. До 1917 года в официальных документах оно указывалось под названием Турнаево или Калинкино.

В 1893 году в Турнаево уже проживало 8 крестьянских семей, в 1899 году – 30 семей, в 1904 году – 40 семей, в 1911 году – 121 семья. В деревне жили выходцы из различных губерний России, который селились вместе, по земляческому принципу, образуя улицы Тульскую, Тамбовку, Пензу, Хохловку.

В 1912 году жители Турнаево и окрестных деревень на общем сходе приговорили открыть церковный приход в Турнаево и посвятить будущий храм Преподобному Серафиму Саровскому. Церковным старостой на сходе был избран крестьянин Турнаевской общины Василий Степанович Баннов.

Переселенческая организация стала ходатайствовать перед Томской епархией об открытии церковного прихода в Турнаево, в который вошли бы жители Турнаево, Кандерепа и Дорожной.

В том же 1912 году строительным отделом Томской епархии был утвержден проект строительства в деревне Турнаево деревянного храма во имя Переподобного Серафима Саровского Чудотворца по плану № 12 из «Атласа проектов церквей сельских построек».

Из приговоров жителей Турнаево, Кандерепа и Дорожной известно, что на строительство церкви в Турнаево требовались следующие суммы: за работу подрядчику 8500 рублей; за 20 кубов камня для фундамента 400 рублей; за 20 тысяч штук кирпича для фундамента и печей 300 рублей; за распиловку леса на тес, плаху и брус 1300 рублей; за колокола и иконостас 3500 рублей, для священника и псаломщика 1000 рублей.

Первоначальная раскладка на жителей Турнаево, Кандерепа и Дорожной в расчете с каждой души мужского пола составляла 22 рубля. С деревни Турнаево по числу 372 души мужского пола – 8184 рубля, с Кандерепа по числу 194 душ мужского пола – 4378 рублей, с Дорожной по числу 111 душ мужского пола 2442 рубля. Всего 15004 рубля, из которых 4 рубля излишек.

Состоялись сельские сходы во всех трех деревнях.

Так, 10 июня 1912 года состоялся сход из 36 домохозяев с присутствием сельского старосты Самуила Ковалева в переселенческом поселке Дорожный, приговоривший по участку Дорожинскому на строительство церкви в Турнаево по числу наличных 111 душ мужского пола собрать 2442 рубля. В тот же день крестьяне поселка Дорожный избрали из своего числа доверенных лиц, которым поручили производить денежный учет и ставить подписи в документах, связанных со сбором средств на церковное строительство.

Однако, имеющихся наличных средств у жителей Дорожного на этот денежный сбор не хватило, поэтому 16 июня 1912 года крестьяне Дорожного вновь провели сход, на котором приговорили запросить 1375 рублей 24 копейки для строительства Турнаевской церкви в виде возвратной беспроцентной ссуды из средств Переселенческого Управления с обязательством вернуть ее в 10-летний срок равными частями.

Подобная ситуация повторилась в Турнаево и Кандерепе.

16 ноября 1912 года старожилы и переселенцы деревни Турнаево в числе 81 домохозяев и с присутствием сельского старосты Ивана Никулина также приговорили запросить 4658 рублей 64 копейки в виде возвратной беспроцентной ссуды из средств Переселенческого Управления на строительство церкви в Турнаево с обязательством вернуть ее в 10-летний срок с раскладкой на 376 наличных душ мужского пола в Турнаево.

5 апреля 1913 года крестьяне деревни Кандереп собрали сход из 49 домохозяев и с присутствием сельского старосты Андрея Зиновьева приговорили запросить 1585 рублей 75 копеек в виде возвратной беспроцентной ссуды из средств Переселенческого Управления на строительство церкви в Турнаево с обязательством вернуть ее в 10-летний срок с раскладкой на 53 наличных домохозяйств.

4 тысячи рублей на строительство новой церкви было выделено Священным Синодом.

После получения разрешения на строительство церкви, в том же 1912 году в Турнаево на улице Хохловка, на возвышенности был заложен каменный фундамент церкви.

Весной 1913 года началось основное строительство. Церковь строилась артелью плотников из Перми в составе из 45 (по другим сведениям, 54) человек. В настоящее время известно имя одного из мастеров - Максима Андреевича Шевнина, оставившего запись химическим карандашом, обнаруженную в ходе восстановительных работ почти век спустя: «Вятской губ. Еранский уезд Водо-зерской волости, дерев. Осокова. Максим Андреев Шевнин».

Строили церковь из отборного соснового леса, диаметр бревен составлял 25 см. рубка бревен «в лапу» одного диаметра создала четкий рисунок сруба, так называемый восьмерик на четверике. Углы и карнизы обшили досками из кедра. Крышу покрыли кровельным железом и покрасили суриком.

В 1912-1914 годах активное участие в строительстве церкви в Турнаево принял будущий ее настоятель – Злобин Александр Александрович. В то время, являясь служащим Томской железной дороги, он обеспечивал поставки строительных материалов по железной дороге. Лес поставлялся со станции Тайга, бутовый камень из деревни Черноречка (нынешний город Искитим).

Летом 1914 года были начаты отделочные работы. Внутреннее убранство (иконостас, облачения, богослужебные книги) было приобретено на деньги томских купцов. Серебряные богослужебные сосуды и колокола для колокольни были пожертвованы томской купчихой Александрой Терпигоровой, которая действовала по завещанию своей матери.

По поводу завершенности строительства Турнаевской церкви сегодня бытуют две взаимоисключающие легенды.

Согласно первой легенде, строительство церкви оказалось незавершенным. Из-за начавшейся Первой Мировой войны и объявленной всеобщей мобилизации все 45 (54) пермских артельщика, закончив основное строительство, срочно отбыли на родину, не успев пристроить с юга, севера и запада притворы.

По второй легенде, вероятно, призванной подчеркнуть уникальность Турнаевского храма, и возникшей, возможно, в более близкое к нам время, строители из Перми, завершив свой труд, восхитились законченностью своего творения и остались жить в Турнаево.

Чтобы понять, насколько завершенным является строение Серафимовской церкви в Турнаево, необходимо обратиться к уцелевшим на сегодняшний день православным церквям, построенным по плану № 12. Одной из таких церквей является церковь Параскевы Пятницы, расположенная в деревне Барабаново Емельяновского района Красноярского края, построенная в 1857 году.

Мы видим, что эта церковь, похожая на церковь в Турнаево, также не имеет притворов, имеет схожие размеры и пропорции всего строения и лишь небольшие отличия в пропорциях и форме колокольни.

Обе церкви имеют характерную для русской храмовой архитектуры ладьевидную форму, символизирующую собой Церковь как корабль спасения. Храмы рассчитаны на 700 молящихся, впечатляют их размеры. Длина Турнаевской церкви составляет 35 метров, ширина ее самой широкой части 15 метров, высота главного шатра кафоликона – 25 метров, высота колокольни 32 метра. В срубе самой церкви – 50 венцов, в колокольне – 64.

Над центральной частью Турнаевской церкви (кафоликоном) были подняты 1 центральный и 4 боковых креста, которые обозначали собой Иисуса Христа в окружении четырех апостолов-евангелистов: Луку, Матфея, Марка, Иоанна. Еще 2 креста возвышались над алтарем и колокольней. Общее количество крестов – 7 олицетворяло 7 церковных Таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак (венчание), священство, соборование.

Как и церковь в Турнаево, Барабановская церковь некогда была окружена предусмотренным планом проекта резным забором, внутри которого, на территории храма точно также, как и в Турнаево, некогда росла небольшая сосновая роща и были расположены несколько могил.

Как и Турнаевская церковь, церковь в Барабаново – храм в отдаленном селе, переживший закрытие в предвоенный период и лишь в последние десятилетия вновь привлекший к себе внимание общества и властей.