Болотнинский этап

Евгений Викторович Терентьев
В 1815 году «на пустопорожнем месте, называемое болотным»,  была построена почтовая станция Болотная. В том же году на станцию Болотная для ее обслуживания из деревень Голяшевой и Моховой Кайлинской и Тутальской волостей были переселены крестьяне, с 1816 года перешедшие в ведение Ояшинской волости, ставшие первыми жителями Болотного.

Однако,  не только почтовая станция явилась «градообразующим предприятием» Болотного в первой половине 19 века.

Указом о постройке этапов от 22 июля 1822 года было положено начало  строительству этапов и полуэтапов на Московском тракте, которые должны были способствовать перемещению арестантских партий из Европейской части России в Сибирь.

В это время этап стал строиться в том числе и в недавно основанной деревне Болотной при  почтовой станции Болотная на Московском тракте. Ближайшими этапами были определены Ташаринский и Варюхинский.

От Урала до Иркутска к 1827 году было построено 131 типовых этапов и полуэтапов, которые обслуживали 61 этапная команда. На каждый этап определялась команда из офицера (этапного начальника), 2-х унтер-офицеров, барабанщика и 25-ти рядовых пеших солдат. Для конвоирования партий и преследования беглых арестантов на каждый этап также определялась команда из 4-х конных городовых казаков.

Этапы на Московско-Сибирском тракте представляли собой несколько одноэтажных бревенчатых построек, расположенных  по краям внутреннего двора-плаца, возведенных по стандартному плану.  Одну из построек  рядом с воротами занимали канцелярия и помещения для конвойных офицеров, далее располагались солдатская казарма, склад, подсобные помещения.  Длинная, разделенная на 3-4 отделения, казарма для арестантов занимала по типовому плану одну из внешних стен этапа полностью. Мужчины и женщины, каторжные и ссыльные содержались отдельно. Между постройками пространство было огорожено высоким тыном – вкопанными в землю заостренными бревнами. В этап вели единственные ворота.

Полуэтапы для ночевок при передвижении от этапа к этапу строились по такому же образцу, что и этапы, но уменьшенного размера, без плаца и канцелярии. Ближайшие полуэтапы от Болотнинского этапа находились в Ояше и в Проскоково.

Болотнинский этап числился от Тугулыма (первый этап от Урала) 65-м в числе этапов и полуэтапов на Московском тракте и находился за пределами села Болотное, у въезда в село с западного направления Московского тракта, располагаясь примерно на уровне перекрестка современных ул. Московская- пер. Озерный.

Внешний вид Болотнинского этапа возможно восстановить по рисунку  (Дж. Фрост) и фотографии (Дж. Кеннан) сибирских этапов середины 19 века.

Болотнинская  этапная команда внутренней стражи подчинялась командиру Томского батальона и числилась 13-й этапной командой Томской губернии. Этапная команда жила оседло, в Болотном, в Солдатской слободе, находившейся на участке Московского тракта между Болотнинским этапом и церковью во имя Трех Святителей (1843-1864 годы; после пожара 1864 года церковь была заново построена на прежнем месте в 1867 году и освящена как церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского). Географически это современная улица Московская, участок между перекрестками ул.Московская-пер.Озерный и ул.Московская – пер. Элеваторный – ул. Комитетская).

Постройки усадеб Солдатской слободы, как и самого этапа в Болотном,  не сохранились.  На их месте расположены поздние постройки,  самые ранние из которых, вероятно,  относятся к рубежу 19-20 веков.

Семейные солдаты сибирских этапных команд наделялись землей до 5 десятин (1 десятина – 3200 квадратных саженей или 1, 45 га) под пашню и сенокосы  и совмещали службу с ведением собственного хозяйства. Вероятно,  угодья солдат соседствовали с крестьянскими, но не смешивались.

Казаки Болотнинского этапа  являлись городовыми томскими казаками, прикомандированными на срок. О том, где и как они располагались в период службы при этапе в Болотном – неизвестно.

Так как все этапные команды на Московском тракте работали по «маятниковому принципу»,  существовало твердое расписание приемки,  сопровождения и передачи  арестантов на всех этапах. По этому расписанию в первой половине 19 века работала и Болотнинская этапная команда.

В 1820-х годах схема движения этапных команд выглядела так. Выйдя после суточного отдыха на Ташаринском этапе из Ташары,  пройдя 21 версту, Ташаринская  этапная команда в пятницу приводила арестантов в Ояшинский полуэтап, где передавала арестантов Болотнинской этапной команде. Переночевав с пятницы на субботу на Ояшинском полуэтапе, пройдя 34 версты, во второй половине субботы Болотнинская этапная команда и арестанты являлись на Болотнинский этап. Третий день перехода – воскресенье – являлся днем отдыха для  арестантов в Болотном. Утром в понедельник Болотнинская этапная команда и арестанты должны были пройти  26 верст до Проскоково, в Проскоковский полуэтап, где арестанты передавались  следующей команде, следовавшей с арестантами во вторник в Варюхино.   В пятницу Болотнинская этапная команда должна была принять очередную партию арестантов на Ояшинском полуэтапе у Ташаринской этапной команды.

На каждого арестанта был составлен статейный список, арестанты всей этапной партии были перечислены в партионном списке. Если кто-то из отдельных арестантов по болезни или другой причине отставал от своей партии, его статейный список оставался в том же месте.

Для внешнего выделения арестантов применялись разные методы: до 1817 года осужденным на вечную каторгу мужчинам вместе с клеймением вырывали ноздри;  до 1863 года каторжникам мужчинам накладывали клейма на лице и теле, от которых были освобождены дворяне и военные; все арестанты были одеты в одинаковую серую одежду, внешне отличавшуюся от крестьянской или какой-либо иной; в одежду на спине вшивались четырехугольные лоскуты из ткани другого цвета («бубновые тузы»),  у каторжан – два, у ссыльных – один; с 1830 года у мужчин выбривалась половина волос на голове.

С 1822 года при передвижении с этапа на этап женщины были освобождены от ножных кандалов. Для мужчин вес ножных кандалов был ограничен 5 фунтами (около 2,5 кг), ссыльные и дворяне от кандалов были освобождены.  При этом как мужчины, так и женщины, не были освобождены от ручных оков, для предупреждения побегов с 1824 года скрепляемых на один металлический прут («шнур») в расчете до 10 человек. В 1832 году прут заменили цепю. Идти вне сковки можно было, «договорившись» с офицерами команды, существовала неофициальная такса – 2 копейки в день. Только в 1860-х годах сковка была прекращена.

Болотнинские крестьяне обязаны были выставлять  4 подводы (4 лошади) для перевозки больных арестантов и грузов партии с этапа на этап. По мере роста численности арестантов в этапных партиях количество выставленных подвод увеличивалось.

Так как по Уставу «Об этапах в Сибирских губерниях» этапные помещения состояли под ближайшим надзором и ответственностью волостного и сельского начальства, болотнинскими же крестьянами осуществлялись ремонт, отопление и освещение помещений Болотнинского этапа.

Уже в 1828 году крестьяне Томского уезда Томской губернии  жаловались    « о тяжести при этапном тракте отбывания повинностей», однако, не были от них освобождены.

Каждый арестант получал в первой половине 19 века из казны по 12 копеек в день «на пропитание», на которые он в дороге самостоятельно покупал продукты у крестьян. Все положенные «кормовые деньги» арестантам сразу не выдавали.

Вероятно, как и повсюду рядом с этапами, в определенные часы возле этапа  в Болотном крестьяне устраивали подобие базара, стараясь сбыть свои продукты в дни присутствия на этапе арестантов. Из описания быта сибирских этапов известно, что делалось это либо при личной продаже арестантам при входе или выходе из этапа арестантской партии, либо через посредничество солдат этапной команды. Арестантам предлагалась обычная крестьянская пища: щи, каша, хлеб, яйца, квас. Такая торговля в некоторой степени могла компенсировать крестьянам издержки собственно этапной повинности.

В то же время, традиционно считалось богоугодным делом дать милостыню заключенному. Учитывая, что день отдыха арестантов на Болотнинском этапе как раз выпадал на воскресенье и воскресную службу в церкви в Болотном, можно предположить, что арестанты в этот день получали от крестьян часть продуктов бесплатно.

В середине 19 века большую часть арестантов, ранее проходивших пешим порядком через Болотнинский этап, начинают в летний период перевозить на баржах из Тобольска в Томск, минуя Болотное. Однако, этап в Болотном продолжает функционировать. Ход движения арестантских партий по Московскому тракту при этом меняется, арестантов начинают транспортировать  на подводах, происходит реорганизация в  системе конвоирования.

По воспоминаниям старожилов, рассказывавших о жизни своих предков, услышанным  в конце 1980-х годов авторами очерков о Болотнинской истории Н.С.Мишутиным и В.Г.Зоновой, строения Болотнинского этапа на перекрестке ул. Московская – пер. Озерный существовали на рубеже 19-20 веков. Другие информаторы, говоря об этапе и Солдатской слободе в этой части Болотного,  рассказывали о них уже как о легенде.

Последнее известное нам упоминание в документах о Болотнинском этапе, как о действующем, относится к 1893 году. В документах начала 20 века упоминаний о Болотнинском этапе уже нет. К этому времени, в связи с постройкой и началом эксплуатации Транссибирской железнодорожной магистрали, содержание этапов на Московском тракте утратило свою актуальность: арестантов стали перевозить к месту назначения по железной дороге.