Почтовая станция Болотная

Евгений Викторович Терентьев
В 1800 году, с учреждением отдельного Сибирского почтамта с центром в Тобольске,  Томская почтовая контора была выведена из-под управления Московского почтамта. У Томского губернского правления появилось больше возможностей решать вопросы организации и улучшения связи в своем регионе. В  1805 году для Сибирского почтамта была составлена карта почтовых станций Томской губернии с пояснениями о состоянии их и почтовых трактов, что послужило началом для последующих изысканий для изменения  маршрутов  существующих почтовых трактов.

В 1814 году Сибирский почтамт утвердил вариант нового участка Московского почтового тракта взамен признанного неудобным старого участка тракта на территории современного Болотнинского района.

В январе 1815 года Сибирский почтамт предписал привести, вероятно, уже существовавшую до этого дорогу на новом участке тракта «в совершенную исправность», для чего, с наступлением весны 1815 года, следовало очистить  ее в ширину до 30 саженей (1 сажень – 2 м 13 см) от леса, приготовить лес для строительства мостов, гатей и почтовых домов. Работы эти должна была организовать Канцелярия Колывано-Воскресенского Горного начальства, к которой было приписано местное население.

В феврале 1815 года Кайлинское и Тутальское волостные правления, в свою очередь, получили от Канцелярии Колывано-Воскресенского Горного начальства предписания об организации работ на новом участке Московского почтового тракта: «…быть станциям вместо ныне существующих от Варюхинского станца чрез 29 верстное расстояние в деревне Проскоковой, из оной 26 верст на пустопорожнее место называемое болотным, от оного 34 версты в Ояшинский станец…», «…приказать в деревне Проскоковой и на болотном выстроить… почтовые домы с принадлежностями… непременно в лучшем виде и прочно к 20-му числу будущего месяца…»

Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что 20 марта 1815 года строительство зданий почтовой станции Болотной, как и Проскоковской,  было действительно завершено в срок,  станция была принята  Канцелярией Колывано-Воскресенского Горного начальства  и передана в ведомство Томской почтовой конторы.

Был оформлен реестр из крестьян деревень Голяшевой и Моховой, переселяемых на созданную станцию Болотную: «...велеть означенных в том регистре желающих к переселению крестьян как то деревни Голяшевой… и Моховой… на вновь назначенное для почтового станца место называемое болотное допустить, для чего с начала будущего 1816 года податями и прочим повинностями исключить из ведомства Кайлинской и Тутальской, считать всех тем… в ведении Ояшинской волости…»

Переселяемые в Болотную крестьяне были необходимы для функционирования почтовой станции. В Ояше и Проскоково почтовые станции находились в селах, в которых жило достаточно людей для поддержания работы как самой почтовой станции, так и прилегавших к ней участков Московского почтового тракта. Наряду с работой землепашцев, в притрактовых селах  крестьяне обязаны были выполнять дорожную и ямскую  повинности – чинить дорожное полотно, мосты, гати, рыть и очищать кюветы, поддерживать в порядке вешки, столбы, снегозаградительные сооружения, перевозить грузы и пассажиров по списку. Компенсацией для крестьян могло являться  то обстоятельство, что жизнь в притрактовом селе позволяла и зарабатывать на продажах проезжающим продуктов питания, корма для лошадей, постое, частном извозе. Можно сказать, что в таких селах почтовая станция являлась своего рода градообразующим предприятием.

Сама почтовая станция Болотная находилась  на перекрестке  Московского почтового тракта (современная улица Московская) и дороги, соединяющей Московский почтовый тракт  с  проходившим южнее Болотного Томско-Барнаульским почтовым трактом (ее начало – это современный переулок Почтовый).

Отсчет верст дистанции между почтовыми станциями шел от крыльца почтового дома на каждой станции. В 1825 году между Ояшинским  и Болотной  дистанция составляла 35,5 верст, между Болотной и Проскоково 27 верст (1 верста -  1 км 66,8 м).

Известны несколько типовых проектов зданий почтовых домов первой половины XIX века для Московского почтового тракта, как, например, проект 1838 года для станции Калтайской (современное село Калтай в 23 км от Томска). Вполне возможно, что  почтовый дом на станции Болотной мог выглядеть также.

И на Ояшинской, и на Болотной станциях было по 8 пар казенных почтовых лошадей, от Проскоково до Томска на станциях – по 9 пар лошадей, а в самом Томске – 12 пар лошадей.

Почта отправлялась со станции на станцию по твердому расписанию. Перевозки прочих грузов и пассажирские перевозки до середины XIX века на Московском почтовом тракте расписания не имели.