Моей бабушке посвящается

Мартов Алекс
– Здравствуй, моя любимая бабуля. Даже не знаю, как-то странно здороваться с человеком, стоя над его могилой. И всё же, другого слова подобрать не могу. Как бы там ни было, ты меня слышишь. Я в это верю. Твоя душа где-то там, в астрале и я с тобой общаюсь. Очень часто. Поверь. Минуло уже очень много лет, и если ты чего-то не рассмотрела с небес, то сообщаю о моей семье и о моих сыновьях. Ты бы ими гордилась. Они уже взрослые, и я уже однажды дед. Пока однажды. Но мы с женой надеемся, что нам подарят ещё внуков и мы успеем насладиться общением с ними. Мои родители, слава Богу, живы. Твоя дочь и твой сын – всё ещё мои мама и дядя. Ну что ещё тебе рассказать?.. Я часто тебя вспоминаю, ты приходишь ко мне во снах, и мы беседуем. Помнишь, как раньше мы сидели за столом под большущей вишней и играли в домино? Потом ты кормила меня вкуснейшим обедом, и мы шли отдыхать: ложились в кровать на пышною перину, включали телевизор («Весна «, кажется) и смотрели любимый польский сериал – «Четыре танкиста и собака». Я клал свою голову на твоё плечо – худенькое, тёплое и бесконечно родное и засыпал под треск дров в печи и запах сухарей из печурки.
Сейчас я уже могу забыть, что ел на завтрак, но те годы я помню, будто это было совсем недавно. Прожитых годов много, но мало лет, чтобы память смогла упустить хоть мгновение из счастливого детства. И этим счастьем, в первую очередь, я обязан тебе, моя родная.
Но я должен тебе признаться. Меня терзают угрызения совести и с годами всё больше и больше. Я никогда не был на твоей могиле. Мы покинули Советский Союз ещё до твоей кончины. За более чем 30 лет мы объездили пол мира, но ни разу не возвращались в страну исхода. Каюсь, дорогая. Прости меня, если можешь. Я даже не уверен, остался ли кто-нибудь, кто бы ухаживал за твоей могилой. Насколько я знаю, таких нет. И за это тоже прости.
Моя память, бабуля, возвращает меня не только в детские годы, но и в юность, когда мне рассказали о моём деде Борисе, погибшем где-то под Смоленском в страшных кровопролитных боях. Сегодня в преддверии 76-й годовщины со дня Победы я решил поделиться письмами с фронта. Надеюсь, бабуля, ты не против. Эти письма очень личные, пропитанные любовью, нежностью и заботой о тебе и детях. Некоторые написаны в стихах. Когда я читаю их, не могу отделаться от комка в горле и накатывающихся слёз. Он, молодой офицер, пишет о любви, о переживаниях, о войне (никогда ничего конкретного: цензура) и о том, как хочет снова встретиться, прижать вас всех к себе и больше никогда не расставаться. Он пишет, как научился ценить жизнь и, читая твои письма, словно жизненный сок, «пьёт не только слова, но и каждую букву». Неужели же нужна война, для того чтобы научиться дорожить жизнью, любить сильнее и дружить крепче?!
Я публикую эти письма – пожелтевшие, со стёршимися написанными карандашом буквами, которым почти 80 лет. Конечно же, лет 20 назад, я упаковал их в вакуумную плёнку, а фотографии откорректировал в редакторе, дабы хоть как-то читались, но от того их ценность не утратилась. Эти письма я считаю реликвией нашей семьи.

Всех вас, мои друзья, поздравляю с наступающим праздником Великой Победы и желаю, чтоб никогда ни вы, ни ваши дети, ни будущие поколения не узнали, что такое война.