Рассуждения на тему 2 Война

Мартов Алекс
Сухие цифры: 3500 лет существования цивилизации, 15000 войн (не считая военных конфликтов), 3,5 миллиардов погибших. Мирных лет – от 230 до 290.
Самой короткой войной считается между Англией и Занзибаром – 38 минут.
Самой длинной (с наименьшими потерями) – между Нидерландами и архипелагом Силли – 335 лет.
Понятно, что речь пойдёт о войне.
Всем известно, что человеку, как и остальному животному миру, свойственна агрессия. Человек, правда, в силу своего разума, распоряжается ею более изощрённо. Процесс убийства одним животным другого не меняется миллионы лет. Но лишь с появлением человека он приобретает иную суть: подавление и истребление себе подобных.
Если обратиться к причинам, то они, как у животных, так и у людей не такие уж и разные: в основном, территориальные и экономические (добыча пропитания и увеличение сфер влияния – ареала). Отдельно к человеческим причинам можно отнести войны торговые (что, в принципе то же самое, что и распространение ареала), религиозные, война идеологий (Холодная война). Сюда же можно добавить: непереносимость одной расы другой, и другие формы ненависти – например к определённой нации.
Исходя из наших с вами уроков истории, мы понимаем, что война неизбежный спутник нашей жизни. Но справедлива ли она? Как оправдать войну? Война – путь к прогрессу? Возможно разгромленное общество и экономика – это база для строительства более сильной и жизнеспособной цивилизации? Или война – это глубокое бессилие человеческого разума? И пока (уже тысячи лет) философы и учёные бьются над этими вопросами и не дали нам конкретного ответа, наши правительства загодя закладывают огромные средства в военно-экономический бюджет.
Философы во все времена пытались докопаться до сути вещей. Многие из них войну ненавидели, но многие и боготворили. Философия, однако, базируется на опыте, вникая в причину тех или иных явлений, устанавливает связь между практикой и наукой, пытаясь гармонизировать и то и другое в рамках человеческого разума. Философия, как оказалось, не может зиждиться лишь на материализме. И потому перешла к идеализму – единству духа, идеи. Затем, и этого стало недостаточно. Потребовался новый подход. В теорию следовало уложить понятие о первопричинности. Приходит время дуализма, который противопоставляется монизму и плюрализму.
Но я не намерен утомлять вас философскими терминами, в которых и сам мало смыслю. Отмечу лишь следующее: «В конечном счёте, философия войны сведётся к нравственно-научному синтезу всех понятий о войне и присоединения этого синтеза как слагаемого к сумме других научных обобщений, объединяемых общей философией». (А.Е. Снесарев).
Дальше продолжу человеческими словами. Есть такое понятие как «Искусство войны», если вообще слово «искусство» применимо к войне. Конечно же мы понимаем, что под искусством имеется в виду – стратегия. Но всё же, одним из первых, кто ввёл этот термин, является Суань-цзы (VI - V вв до н.э.), написав одноимённый трактат. «Одержать сто побед в ста войнах – это не вершина воинского искусства. Повергнуть врага без сражения – вот вершина». Понятие о дипломатии возникнет позже. И приведу ещё одну примечательную цитату: «Беспорядок рождается из порядка; трусость рождается из храбрости; слабость рождается из силы. Порядок и беспорядок – это число; храбрость и трусость – это мощь; сила и слабость – это форма».
И как вам это?! Только вдумайтесь в эти слова.

В зависимости от подхода философия может быть предметной, касающейся определённой идеи (вещи) или философией всего (сущего). Вы можете пофилософствовать о стеклянном стакане или о жизни и смерти. Я неспроста упомянул «стакан», а намеренно. Об этом мы поговорим при следующей встрече. Рассуждая на любую тему, вы имеете полное право на личное мнение. И возможно вам удастся развить собственную теорию о сути вещей.
Подкину вам, к примеру, несколько тем: Владение магией (колдовством) – это преступление (вспомните скольких сожгли на костре в средние века) или дар? Адольф Гитлер – преступник или герой (зависит от ракурса взгляда)? С нашей точки зрения он был злейшим врагом (как и Ленин для буржуазии). Но найдутся и те, кто найдёт в себе силы оправдать его деяния. Жизнь и война – одно целое или две противоположности?
Это всего лишь рассуждение, ограниченное определёнными рамками. Не смею вас надолго задерживать. Но вы и сами можете порассуждать на эту тему. А если захотите углубиться, то отсылаю вас к таким титанам философии как Пифагор, Гераклит, Геродот, Платон, Аристотель, Гегель, Демокрит, Фогт, Бюхнер, Декарт, Сократ, Гегель, Спиноза, Кант… ну, и ещё к паре десятков ясно мыслящих.