Пока все живы 2

Нина Джос
   В начале сентября удалось поехать на юг Молдавии в город Кагул, где наша семья прожила сорок лет. Сейчас, после ухода из жизни мамы, у меня там остались только подруги. Накануне поездки начала обзванивать знакомых, чтобы выяснить, с кем могу встретиться и где переночевать. Имена подруг изменю.
 
   Первой дозвонилась Зое. Она три года назад овдовела. Зоя сообщила, что недавно вернулась из Италии, куда ездила на заработки. Три месяца ухаживала за парализованным стариком. Подруга каждый год так подрабатывает, потому что на нашу пенсию невозможно прожить. Зоя сообщила, что после поездки обязана сидеть в карантине и не сможет со мной встретиться.
 
   Остальные подруги тоже оказались на месте. Они с радостью откликнулись на мою идею приехать погостить. Собрав сумку с вещами и подарками отправилась на автостанцию. Расстояние от Кишинёва до Кагула примерно 170 километров, ехать на автобусе три с половиной часа. Мне нравится сам процесс езды. Люблю наблюдать за мелькающими за окном пейзажами. Юг республики в основном степной, лесов мало. часть дороги находится в ремонте. Из-за расширения трассы спилили огромное количество деревьев, росших вдоль дороги. В основном это грецкие орехи и тополя. Сбор грецких орехов - сезонный заработок для определённой части населения. Мне всегда жалко смотреть, как уничтожаются лесные насаждения и сады. Ведь взамен спиленных деревьев никто не сажает новые, увы.
 
    На юге страны тоже большой урожай. Поля засеяны в основном кукурузой и подсолнухами, коров и овец совсем мало встречается. Раньше их было больше. В Кагул приезжаю под вечер. В городе большие перемены. Единственный кинотеатр переоборудовали в супермаркет. Парк в центре города практически вырубили. Деревьев осталось очень мало, дорожки выложили тротуарной плиткой и поставили скамейки под палящим солнцем. Установили деревянные скульптуры каких-то медведей и зайцев. Дерево под открытым небом долго не продержится - скульптуры уже потемнели и потрескались, хотя стоят совсем мало времени. Местные жители объясняют так: "отмывают деньги".
 
   Ночевать еду к подруге молодости, назову её Аля. Когда то работали в одной организации и дружили семьями. Аля дважды вдова. Первого мужа убили в начале девяностых, второй умер несколько лет назад от диабета. Дочка подруги живёт в России, а сын в Германии. Дети помогают матери деньгами, поскольку пенсии не хватает даже на квартплату. Так у нас в стране живут многие - кто-то из семьи уезжает на заработки и присылает деньги родным. 
 
   Подруга встречает меня радушно. Накрывает на стол и угощает домашним вином. Рассказывает, что три месяца назад укололась "спутником", чтобы иметь возможность поехать за границу к детям. С тревогой слушает видео в интернете об опасности такой процедуры и последствиях её для здоровья. Говорит, что первую дозу перенесла более менее нормально - один день болела рука и всё, а вот после второго укола проболела три дня и было очень плохо. Тем более, что живёт одна и позвать на помощь некого. Но через три дня всё прошло и сейчас чувствует себя хорошо. Мы проговорили до полночи - смотрели старые фотографии, вспоминали молодость и тех, кого уже нет в нашем мире. Как же тепло на душе от таких встреч!
 
   Каждый раз, приезжая в Кагул узнаю, что кто-то из старых знакомых ушёл из жизни. В последнее время всё чаще уходят люди моего поколения, те кто родился в шестидесятые годы. За четыре дня пребывания в Кагуле не встретила ни одного знакомого мужчины. Из подруг только одна имеет мужа, инвалида после двух инсультов. Остальные вдовы или просто одинокие. Молодых мужчин достаточно, но достойную работу найти не всем удаётся. Многие уезжают на заработки в Европу или Россию. Пожилых мужчин мало. Чтобы повидать друзей молодости надо идти на кладбище. Такие вот реалии нашего времени.

  на фото - центр Кагула.
 
 
 http://proza.ru/2021/11/09/824
      Продолжение