А. Безруков против В. Суркова

Александр Витязев
         19.12.2021 на воскресном вечере с Владимиром Соловьёвым член президиума Совета по внешней и оборонной политике Российский разведчик-нелегал, полковник Службы внешней разведки в отставке с 2010 года Андрей Безруков сказал следующее.
«Если, вдруг, Запад не примет предложенных гарантий безопасности России, я думаю, что ответ будет не военным. Ответ будет в смене модели».
         В октябре 2021 года свет увидела работа: «Безлюдная демократия и другие политические чудеса 2121 года» В.Суркова, в которой он дал описание «государств отдаленного будущего».
https://echo.msk.ru/blog/statya/2917812-echo/
         Владислав Юрьевич Сурков (род. 21 сентября 1964г.) -
заместитель председателя правительства Российской Федерации - руководитель Аппарата правительства Российской Федерации (2012—2013), помощник президента Российской Федерации (2013-2018).
         В этой статье Сурков написал, что «ближайшие лет сто можно смело пролистать, так как с ними все достаточно ясно. Они станут временами i-империализма, то есть, активного дележа и «колонизации» киберпространства. Модели государственного устройства при этом еще долго существенно не изменятся. Политические мутации копятся медленно, и только в конце века реформы и революции породят несколько новых видов государств, которые разовьются и окрепнут к началу следующего столетия.
         К 2121 году эти футуристические паттерны государственности дополнят, чтобы впоследствии окончательно вытеснить привычные для нас формы политической организации общества».
         Итак, со слов господина Суркова получается, что политические мутации – реформы и революции порождают государства нового типа. Поскольку типы государства соответствуют типам общественной формации, то эту мысль следовало бы продолжить, сказав о появлении общественной формации нового типа, значит, о появлении способа производства нового типа к 2121 году в России. Но это не сделано.
         Вероятно, не сделано это от того, что мысль господина Суркова развивается в обход понятия «производительные силы», форма собственности на которые определяет и тип способа производства, и тип общественной формации. Однако задевая революции в сфере информационных технологий, программирования, он задевает технологические переходы и технологические уклады как таковые, технику, одним словом, которая в качестве орудий труда или средств труда относится к производительным силам.
         Известно, что неотделимая от технической революции промышленная революция породила рабочий класс и буржуазию. Эти классы ликвидировали класс дворян и класс крепостных крестьян. Буржуазия отобрала у дворян и присвоила предмет труда – землю с природными ресурсами. Распространив буржуазную (частную)  собственность на такие производительные силы, как предмет труда и средства труда, она, сама не понимая того, не думая, случайно, от жадности изобрела новый способ производства и создала новую, капиталистическую общественную формацию.
         Теперь по исторической аналогии некоторые исследователи ждут от новых революций техники и технологий политических новшеств: новых классов, новых государств, вырывая отдельные паттерны из целого узора.
         В частности они, как и господин Сурков считают, что «наблюдаемый сегодня кризис представительства уже породил дискуссию о целесообразности существования классических институтов народовластия, таких, как парламентаризм».
         «Депутат,- пишет Сурков,- в качестве средства коммуникации «народа» с «властью народа» выглядит, на взгляд некоторых экспертов, довольно архаично. Зачем, спрашивается, кого-то выбирать и куда-то посылать, оплачивая посланному проезд и обильное питание, сегодня, когда есть Интернет, способный со скоростью света передать ваше мнение кому угодно, минуя упитанных посредников? Не риторический вопрос. На который есть и такой ответ: в общем-то, незачем».
         «В нашей электронной современности уже существуют технические возможности для того, чтобы граждане могли представлять себя сами, напрямую включаясь в процедуры принятия решений.  В этой схеме нет парламента. Вместо него — средства связи, алгоритмы и модераторы. Выборы, законотворчество, многие функции исполнительной власти, судебные и арбитражные разбирательства, дебаты и даже протестные акции — все это можно будет делегировать искусственному интеллекту».
         Заметим, с 2010 года в РФ реализуется проект электронного правительства. Однако за прошедшее время технологии сильно изменились. В связи с этим, рассмотрен новый проект развития электронного правительства. https://tass.ru/ekonomika/3729359
         Возможно в 2012—2013 годах у заместителя председателя правительства Российской Федерации — руководителя Аппарата правительства Российской Федерации Владислава Юрьевича Суркова появилась идея электронного или цифрового парламента в России.
         Увы, от нашей либеральной оппозиции мы много лет слышим, что Россия управляется исключительно в ручном режиме. Для решения даже элементарных вопросов в нашей стране требуется вмешательство главы государства. То есть не только политические, все вопросы управления замкнуты на президенте, словно он искусственный интеллект  государства «безлюдной демократии» в «электронной современности».
         Также и российская православная церковь РПЦ не спешит становиться электронной церковью со средствами связи, алгоритмами и модератораторами.
         Консерватизм.
         Но не смотря на это к 2121 году по мнению Владислава Юрьевича Суркова «в результате неизбежной цифровизации и роботизации политической системы возникнет высокотехнологичное государство — безлюдная демократия».
         «Главной особенностью безлюдной демократии станет резкое снижение роли человеческого фактора в политическом процессе. Вожди и толпы постепенно покинут историческую сцену. А выйдут на нее машины».
         «Это будет техногенное государство, в котором иерархия машин и алгоритмов будет преследовать цели, недоступные пониманию обслуживающих ее людей».          «Безлюдная демократия станет высшей и финальной формой человеческой государственности в преддверии эры машин.            
         «Как человек «произошел от обезьяны», так и машина «происходит от человека» и занимает его место на вершине эволюции».
         Здесь стоит заметить, что есть противоположная точка зрения, что Бог создал человека. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас.
         В гностицизме Бог это Нус, которому вознамерилась подражать София. Она своею мыслью пыталась сотворить Мысль. Тем же самым занимаются и творцы искусственного интеллекта. Они создают Бога из костной материи, тогда как Он – жизнь и Дух.
         Если мы, как и Владислав Юрьевич Сурков отойдём в этом вопросе от религии, то должны будем сформулировать его по-иному, сможет ли естественный интеллект превзойти самого себя путём создания искусственного интеллекта?
         Ну, а в ближайшем будущем, как сказал господин Сурков, нас ждёт «безлюдное производство». «Цеха высокотехнологичных, автоматизированных и роботизированных предприятий будут таинственны и пустынны».
         В отдаленном будущем «виртуальные республики покажут пример создания государств без территории». «Их население составят как цифровые двойники реальных людей, так и абсолютно бестелесные чистопородные боты. Гражданин такой виртуальной страны своим «юридическим телом» будет обитать в ее суверенном цифровом облаке, а «физическим», если таковое имеется, на твердой земле «обычного» государства — как иностранец».
         Вот такие чудеса ждут после 2121 года тех, кто доживёт. Ни слова о коммунизме. Это значит, что всех ждёт всё тот же, хотя и обезлюдивший капитализм. Перенаселения Земли не будет, закончится борьба с ним. Но закончится ли борьба с бедностью? Неужели не будет классового расслоения общества, будет «бесклассовое общество» из одной буржуазии? Вместо рабочего (наёмного) класса роботы.
         Однако исчезновение наёмного труда говорит об исчезновении одного из двух фундаментальных признаков капитализма. Что касается второго фундаментального признака капитализма – способа производства, то если роботы как рабочая сила окажутся в частной собственности, то налицо рабовладельческий способ производства и рабовладельческий строй, рабовладельческая общественная формация.
         Если роботы отнести к средствам труда, то из триады производительных сил выпадает рабочая сила.
         Получается, что наличие частной собственности на средства производства – на предмет труда и средства труда указывают на буржуазный капитализм, а отсутствие найма против этого.
         Представить же, что с наступлением «эры машин» роботы станут частными собственниками производительных сил абсурдно потому, что в этом случае они не должны работать, а только эксплуатировать.
         Также трудно представить роботов в качестве мелкой буржуазии.
         Короче, вопрос свёлся к тому, какими будут роботы? Можно ли будет назвать их живыми существами, если они не смогут размножаться и станут загрязнять природу выхлопами и своими останками?