Золотое на волге

Владимир Хашев
               
 
                Во времена основания села Золотого, в 1540 году, река Волга уже активно жила своей кипучей жизнью.  Струги шли по Волге от  Нижнего Новгорода, Ярославля, Костромы. Бурлаки поднимали против течения тяжелогружёные баржи. В Золотом они делали остановку, делились новостями, общались с населением. Нижневолжские астраханские новости оседали в Золотом. А с верховьев Волги стекались новости околостоличные. Всё это копилось в среде жителей Золотого, переобсуждалось, и передавалось или сохранялось в виде рассказов, частушек, песен и прибауток. Сведения о волжских селениях, образе их жизни, житейские навыки, язык, передавались жителям Золотого.
        Купцы на своих караванах-барках везли в Золотое новые товары. Делились последними новостями и своей культурой. Всё это впитывалось жителями Золотого, наслаиваясь культурным пластом.
        Золотое посетили многие знаменитости. Следуя по великой Волге, они не могли пройти мимо живописно раскинувшегося селенья на правом берегу. У Степана Разина была стоянка – Утёс, немного ниже Золотого, в районе современной Банновки. Емельяна Пугачёва торжественно встречали жители Золотого  хлебом-солью. Пётр Первый заезжал со своей флотилией и, как говорят, даже принимал участие в планировке Золотого, возможно оттого в селе улицы и переулки расположены в строго геометрическом порядке. Екатерина Великая восхищаясь «золотом» соломенных крыш села, так и называла село Золотым. Михаил Иванович Калинин приезжал пароходом по неотложным делам социалистического начинания жизни села.
         Конечно, не только Золотое, а все селения, расположенные на берегах Волги, имеют несомненное преимущество перед селениями, расположенными в удалении от берегов Волги. И это не только прямой доступ к воде, к рыбным богатствам, но и к цивилизации. Наибольшие преимущества здесь конечно имеют селения, оборудованные причалами и пристанями, принимающими проходящие волжские суда.
        Волга – огромный информационный источник, несущий в себе массу сведений.  От всех прибрежных селений и городов. От Рыбинска, Костромы-Ярославля, Нижнего, Казани, Симбирска, Самары, Саратова, Царицына и Астрахани, вся информация постоянно находится в движении, обновляется, собирается и разносится движением Волги по всем её большим и малым селениям, оседая в узлах-пристанях.
        Как гигантский живой организм, Волга постоянно обменивается новостями и событиями, материальными товарами по всей её прибрежной пойме. Для строительства домов золотовцы использовали лес, поставляемый с верхов Волги посредством огромных деревянных барж – белян, которые собирались из свежего строевого леса и самосплавом вниз по течению шли в низовья, в Саратов, Царицын, Астрахань. Здесь они разбирались на брёвна и этот лес использовался для строительства домов.
        Жители Золотого волей-неволей впитывают в себя приходящую информацию с Волги. Культуру, новости, моду, технические достижения. Общаясь, обмениваясь, они тоже вносят свой вклад в эту информационную ленту России. Это и накладывает свой отпечаток на жителей Золотого. Даже мимолётное общение отличает их от жителей селений, находящихся в удалении от берегов Волги. Транспортные магистрали ещё находились тогда в состоянии грунтовых тропинок и козьих троп, поэтому весь поток информации и материальных ценностей шёл по Волге. Селения типа Бальцер (сейчас Красноармейск), Рогаткино, Гусево, Некрасово просто варились в собственной информационной среде, которая слегка подпитывалась утренним криком стаи гусей, мычанием стада коров, лаем собак, да иногда вносилась свежая струя новостей-фантазий случайно приблудившимся странником.
             Сто, или даже двести лет назад пошли первые пароходы по Волге. А пароход в те времена, да и позже, всегда концентрировал в себе все последние новейшие достижения технического прогресса и связанного с ним, уровня культуры. Новейшие паровые машины стояли на пароходах. Салоны их сверкали чистотой и первыми проявлениями электрического освещения, блеском, подобно лучшим дворцам. А в деревенских селениях, в избах, горела лучина, да печка по-чёрному, на фоне которых сверкающий огнями, белоснежный, чистый пассажирский пароход, подходивший к пристани Золотое, всегда нёс в себе праздник, радостный настрой и много нового и интересного. Взрослые и ребетня ежедневно наблюдали это движение флота у берегов Золотого. А половина жителей села работали на флоте. Весной уходили в плавание, а осенью возвращались домой, принося с собой много нового, интересного и прогрессивного. Они делились новостями со своими односельчанами, обогащая их интеллектуально.
         Пароход  нёс в себе всё новое, передовое. Он был в то время главным транспортом. Железная дорога была далека, да она больше служила пристоличным обитателям. А гигантская Волжская речная дорога связывала большую часть населения в один поток. Пароход двигался в пространстве Волги и вся её информация оставляла свой след в его каютах и трюмах. А пароход разносил её по волжским берегам.
           У каждого парохода колёсные плицы отстукивали по воде свою ритм – мелодию, по которой золотовцы заранее узнавали подходивший к пристани пароход. И даже на каждую такую мелодию плиц сочиняли слова. У одного парохода  плицы выговаривали : «- Ох – ох – не дойду…». А у другого: «Вот – вот – догоню…». И множество других вариантов, но мелодии не повторялись. Строительство пароходов было индивидуальным и творческим делом, у каждого были свои «изюминки».
          Золотовцы считали пароходную роскошь и красоту кают некоторым эталоном, к которому стремились и в обихаживании своих домов. Под ногами ковровые дорожки, на окнах изысканные шторы, под потолком электрические яркие светильники…
            Саша Белоусов зашёл к соседке, посмотрел на убранство её домашних комнат и сказал:
  -   Как на пароходе едешь! Как на пароходе!
    Это было высшей похвалой хозяйке.  А Саша, как все золотовские, конечно знает толк в пароходах. Его братья Белоусовы все судоводители – капитаны. Борис. Константин. А Николай – диспетчер в саратовском порту.
         Золотое – село водников. С 1540 года все его жители связаны с флотом. До  середины 20 века в Золотом работал и процветал огромный речной затон, в котором зимовали и ремонтировались сотни речных волжских судов. Пароходы, баржи, дебаркадеры. Был даже колёсный буксир, который так и назывался «Село Золотое». Весной, с началом навигации, суда уходили в плавание с командой из золотовских жителей.  Осенью, с первым льдом, в золотовский затон  возвращался весь флот. И село оживало. Много нового и интересного появлялось в селе в это время. Новые вещи, новые наряды, новые песни, новые книги, новые вести и впечатления передавались друг другу. И это, естественно, накладывало свой отпечаток на культуру и образованность жителей села Золотое. Они заметно отличались от селян, живших в удалении от волжских берегов, в своих изолированных деревушках, Пряхино, Шилово, Ваулино,  Кубасово, Ключи, Клубково,  где иногда пробегали зайцы, спасаясь от филина, да кроты рыли свои многочисленные норки-ходы. А последние новости несла сорока на своём хвосте. Но любопытство брало верх, и они иногда ходили в Золотое за новостями, да новые дивные товары купить. И многие ходоки учились плавать на волжском золотовском берегу.
               В селениях, удалённых от Волги, приток информации, новостей, был затруднён. Скудным источником были почтовые повозки и пришлые люди с берегов Волги. Пароходные гудки с Волги разносились на 5-10 километров и, достигая селений, недалеко удалённых от Волги, вызывали в их жителях своеобразные  романтические ассоциации. А до таких селений, как  Бальцер, теперешний Красноармейск, ни гудки пароходов, ни новости с них, почти не доходили. Лишь редкие ходоки из Золотого иногда приносили что-то новое, часто бывало искажённое представление о кипучей Волжской жизни. Так и продолжалось до середины 20 века. Красноармейск только в 1975 году получил рядом проложенную автодорогу Саратов – Волгоград, которая и стала его подпитывать материально и информационно. В 15 километрах от Красноармейска есть железная дорога, станция Карамышь, куда добирались  с трудом на лошадях и гусеничных тракторах до постройки автодороги. Золотое в те времена было районным центром и селом высокой культуры. Библиотеки, школы, кинотеатр, дом культуры . У водников был свой клуб, где работал драмкружок, ставились пьесы известных драматургов-классиков, устраивались вечера, праздники, работали различные кружки.
             Здоровье населения это здоровое питание. Волга давала золотовцам не только духовную пищу. Огромные осетры и белуги, стерлядь и прочая рыба всегда в изобилии были на столе жителей. Лишь где-то в середине 20-го века, после интенсивной индустриализации и окончательного «покорения» Волги  плотинами, это рыбное богатство сошло на нет. Волга заболотилась и остановилась в своём развитии. Перестал действовать закон Бэра. А информационный поток сместился  в сторону автодорог и интернета, внося примитивность и односторонность интересов – накопление материальных благ и потерю духовных и моральных ценностей.