Максим

Виктор Ян-Ган-Чун
               

        Максим буквы знает давно, читает простенькие тексты. Скоро в школу. Читал бы лучше, но ленится.
 Накануне, одолев страницу текста в «Книге для чтения в первом классе», сказал: «Так много!».
       - Неси книжку, почитаем,- говорит дед Максиму.
       -Не хочу. Опять что-нибудь длинное? Как вчера.
       - Нет, какой-нибудь коротенький рассказик или сказку. Только не знакомую. Сам выберешь.
        Максим идет на лоджию, к большой плетеной корзине, где лежит его всякая всячина, в основном игрушки, достает книгу и начинает искать самое короткое повествование. Листает книгу то в одну, то в другую сторону, но все написанное ему кажется длинным.
       - Ну, что выбрал? - спрашивает дед.
        - Да все какое-то большое.
       - Да вот же короткий рассказ на полторы страницы, вот сказка на две. Разве это много?
         - Много! - говорит Максим и продолжает терзать книгу.
 Наконец, выбор сделан!
        -Вот это! - Максим искоса поглядывает на деда с неуверенностью и вопросом: «Не слишком ли мало?»
        -Так ведь это стихотворение. Можно прочитать, но оно такое короткое! Лучше выучить его наизусть. Давай прочитаем что - ни будь страницы на две или выучим это стихотворение,- хитрит дед.
         Максим на минуту задумывается. Уж очень читать не хочется.  Две страницы — это так много! А стихотворение - вот оно – коротенькое! 
         - Это стихотворение написал Александр Сергеевич Пушкин, а Пушкин запоминается очень легко! - подливает масла в огонь дед.
         -Давай выучим,- опрометчиво соглашается Максим.
         -Читай про себя, повторяй и запоминай. Ты ведь не первое стихотворение наизусть учишь
         -Конечно не первое. Давай, дед, я тебе расскажу. Дело было в январе, стояла елка на горе, а возле этой елки бродили злые волки…
        -Я знаю, что ты это знаешь. На Новый Год ведь рассказывал. Учи Пушкина!
Максим долго читает, водит пальцем по строчкам, что-то шепчет, напрягается, чувствуется, что человек напряженно работает.
        Через некоторое время дед обращается к Максиму:
       -Ну, как успехи? Выучил? Попробуй рассказать, что запомнил. Что забудешь, я тебе подскажу. Я знаю это стихотворение наизусть.
       - Вот север тучи погоняя…,-декламирует Максим
       - Не погоняя, а нагоняя,- поправляет дед.
       - Вот север тучи нагоняя вздохнул, завыл…
       - Нет, Максим, север не вздыхал, он дохнул. Вздыхать – это о чем- то сожалеть, а север именно дохнул!
 Дед пытается изобразить, как вздыхают, и как север дохнул.
       -  Вот север тучи нагоняя дохнул, завыл и вот сама к нам идет волшебница зима
       - Нет, Максим, Пушкин так не писал. Посмотри в книгу «к нам» там нет.
Максим долго смотрит в книгу и продолжает:
       - Вот север тучи нагоняя дохнул, завыл и вот сама идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась. Клыками повисла на суках зубов…
       - Чем повисла? На чем? Что-то тебя в сторону челюстей тянет. То клыки, то зубы. Смотри в книгу!
Дед хохочет!
        - Клоками. А что это такое?
   - Клок – это немного чего-то мягкого, в данном случае - снега. Клоками повисла на чем?
Максим смотрит в книгу и сам смеется
   - На суках дубов.
   - Давай дальше. В книжку не смотреть!
   -Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов.
Дед показывает Максиму большой палец «мол, хорошо».
    -Берега с неподвижною рекою сравняла мягкой пеленой,- продолжает Максим.
    - Неправильно. Там написано: «Брега с недвижною рекою сравняла пухлой пеленою».
    -Дед, я устал, и голова что–то разболелась. Давай завтра доучим.
    - Так ведь осталось всего две строчки. У тебя уже хорошо получается. Терпение и труд все перетрут. Про себя поповторяй, подсматривай в книгу, обращай внимание на окончания слов, а когда почувствуешь, что хорошо знаешь – расскажешь.
      Еще долго Максим мучается сам, мучает деда, почему-то забывает слово «сравняла», дед перед этим словом горизонтальными движениями руки беззвучно подсказывает ему. С каждым повтором Максим получает все меньше замечаний и ему самому становится интереснее и легче. Наконец, с многочисленными паузами рассказывает стихотворение.
     - Молодец,- говорит дед, - Еще немного поповторяй про себя и будет очень хорошо.
       Спустя немного времени Максим рассказывает стихотворение без запинки.
     -  Максим,- говорит дед,- Стихи надо рассказывать с выражением. Я тебе сейчас прочитаю это стихотворение, а ты постарайся прочитать так же.
 Дед читает стихотворение так, как, по его мнению, оно должно звучать.
 Максим рассказывает стихотворение, стараясь выдерживать интонацию, паузы.

                Вот север тучи нагоняя…
…………………………………………………………………
……………………………………………………………………
                …И рады мы проказам матушки зимы.             

     -Замечательно! - говорит дед,- Как ни болело да умерло! Хорошая память большое подспорье в любом учении. Ее надо тренировать. Молодец!