О Египте

Виктор Ян-Ган-Чун
               
       От Хургады до Каира далеко. Автобус с экскурсантами уходил чуть за полночь. Дружески настроенный гид улыбался широкой улыбкой хозяина, показывая красивые ровные зубы, и каждому говорил:
– Проходите, скоро тронемся. Меня зовут Амид.
То, как он это произносил, не могло не радовать: чисто, практически без акцента.
Дорога с таким гидом не казалась длинной. Даже тот, кто пытался вздремнуть, не смог этого сделать, так как гид был напичкан интересными знаниями обо всем, что касалось Египта. Публика в автобусе оказалась любопытной. Задавалось бесконечное число вопросов, на которые молодой араб с охотой отвечал, вставляя в речь русские поговорки, пословицы и даже анекдоты. Внутренне он, конечно, любовался знанием русского языка, и это общение ему доставляло удовольствие.
Моя молодая красивая соседка по креслу задавала вопросов больше всех. Чувствовалось, что девушка приехала в эту страну не просто позагорать и праздно провести время, а еще и с познавательными целями. По характеру вопросов можно было понять, что Египет она изучала не только в школе.
Наскоро перекусив выданным на ресепшене сухим пайком, в Африке встретили рассвет и поехали дальше.
98
Интересный разговор продолжился. Когда подъехали к Каиру, взору предстала унылая картина: недостроенные разной этажности дома, возводимые, по-видимому, самостроем, были как после бомбежки. Где-то не было перекрытий, где-то – стен. На нижних этажах жили, верхние этажи смотрели полом в небо. Многие квартиры были без окон и дверей.
По гомону в автобусе можно было понять, что экскурсанты, в совокупности побывавшие во многих городах мира, нигде такого не видели.
– Почему дома такие? – спрашиваем у гида.
– Потому, что за недостроенное жилье налогов не платят. Так по закону. Вот некоторые и не спешат его достраивать. Другие строят годами по причине отсутствия денег. Поедут в ту же Хургаду, подзаработают, потратят на строительство, а потом опять уезжают на заработки. Так длится годами, – повторился гид.
Программа экскурсии была насыщенной: посещение пирамид, поездка по Каиру, обед, прогулка на катере по Нилу, ознакомление с Каирским национальным музеем.
Неизгладимо впечатление от пирамид. Ранее виденные только на картинках, они поражают своей монументальностью. Вот она, древность, под ногами! Все это вызывало какой-то тихий внутренний восторг.
Было жарко. В автобусе спасал кондиционер. На остановках не хотелось выходить из автобуса. В центре Каира дворцы с бассейнами. Гид сказал, что в некоторых дворцах бассейны занимают по целому этажу. Есть и наружные бассейны. Все это принадлежит сильным египетского мира и абсолютному большинству египтян недоступно. Поражает контраст между нищетой и роскошью. Проезжая по улицам Каира, обращаешь внимание на то, что подростки лет двенадцати-четырнадцати, одетые в резиновые сапоги явно не по погоде, роются в мусорных контейнерах (сапоги – это, по-видимому, для защиты ног от крыс).
На одной из остановок ко мне подошел мальчишка лет десяти. На шее у него на грязном широком, когда-то
99
белом ремне висел деревянный ящик с принадлежностями для чистки обуви. Мальчишка быстро что-то заговорил, показывая одной рукой на мои плетенки, а другой – на щетку в ящике. Нетрудно было догадаться, что ребенок хочет заработать.
– Что тут чистить? Давай я тебя лучше сфотографирую, – сказал я, показывая на дырки в плетенках, поднося фотоаппарат к глазам и делая характерное движение пальцем у кнопки фотоаппарата. Мальчик все понял. Он снял с шеи ящик, отставил в сторону и стал позировать. Сфотографировав, я дал мальчику доллар. Он заулыбался, что-то сказал, глаза его блестели. Фотография эта и сейчас хранится у меня в альбоме.
На остановках я задавал гиду много вопросов частного характера. Он рассказал, что окончил каирский университет, что знает арабский, русский и английский языки. Христианин.
– Будущим летом поеду в Киев. Жениться. Здесь жениться не просто, – сказал Амид.
– А почему не в Москву? – поинтересовался я.
– В Киеве уже живет мой однокашник. Там мне проще устроиться.
– А если избранница не захочет в Египет ехать? – спрашиваю.
– Останусь там. Главное – найти хоть какую-нибудь работу, – с неуверенностью в голосе говорит гид.
– Найдешь работу. С таким-то знанием языков, конечно, найдешь, – ободряю я его.
Есть в мегаполисе Каире «город мертвых». Это место вообще поражает воображение! Огромное число людей живет на действующем кладбище. Там, если жить, то хочешь не хочешь – кощунствовать приходится.
На одной из остановок спрашиваю гида:
– Амид, к какому классу вы, люди, работающие в турбизнесе, себя относите?
– К среднему. Лучше нас живут учителя общеобразовательных школ и вообще все, кто учит.
100
Долго я «переваривал» его слова. Это ж надо! В столь небогатой стране учителя живут выше среднего. А у нас? Когда же и мы позаботимся о тех, кто «сеет разумное, доброе, вечное»?
Нил хорош! Огромная могучая река, дающая жизнь Египту. Близость воды, легкий ветерок сводили на нет изнуряющую жару. Удивляло то, что по пологим берегам Нила нет пляжей. Почему? Ведь жарко! Не только нам, уроженцам не этих широт, но и самим египтянам. Или нельзя окунать свое бренное тело в священные воды Нила? Плыть по Нилу было сплошным удовольствием.
В Каирском музее сначала все интересно, но после того как посмотришь золотую маску Тутанхамона, начинаешь понимать, что для тебя, не специалиста по древности, уже ничего интереснее не будет. В голове происходит путаница от мумий, имен, эпох, людей, живших тогда-то, умерших там-то. Все это начинает надоедать и хочется выйти на воздух.
На обратном пути моя соседка Лена спросила гида:
– Скажите, а вот все, что мы едим и пьем, где производится?
– Все это выращивается и производится нашим египетским крестьянином, который на орошаемых землях выращивает по четыре урожая в год. Наш народ благодарен русским за Асуанскую плотину, и эта благодарность переходит из поколения в поколение. Наличие энергии и позволяет орошать земли, – ответил гид.
– Вот это конвейер, – подумал я. – Нелегка жизнь египетского крестьянина. Наш труженик села хоть зимой на печке может полежать.
За день народ устал. От жары, от свалившейся информации, да и бессонная ночь давала о себе знать. В автобусе стало тихо. После того как проехали километров сорок, Амид подозвал меня к своему креслу и тихонько попросил:
– Давайте поменяемся местами. Вы сядете на мое, а я на ваше.
101
– С удовольствием, – сказал я. – Что, понравилась?
Он утвердительно слегка качнул головой и пошел к моему месту.
По приезду, Лена подошла ко мне и сказала:
– Наверное, хороший парень этот Амид. Чужая душа – потемки, а египетская – тем более. Помолвлена я. А так было бы, о чем подумать…
– По крайней мере, человек на своем месте, – сказал я.