Записки сумасшедшей... театралки

Наталья Свистунова Троценко
Давно хотела поговорить со всеми актерами горячо нами любимого Русского драматического театра им. Вахтангова, но боялась, что сочтут за неадекватную личность. Так и общалась с кассирами и администраторами – кстати, наимилейшие люди все включая звукорежиссера. А по себе знаю (как личность театральная в замысле Божьем, но нереализованная) как приятно любое доброе слово, внимание и похвала. И вот решилась! Тем более повод такой себе ничего – 150 лет любимому театру! 
Хочу извиниться сразу – буду путать местоимения я и мы, потому как обычно в театр мы ходим с мужем и это наше общее мнение, хотя бывает где то и с оттенками… Какова цели? Выразить недовыраженный восторг, благодарность и сделать приятное всем служителям театра.
Мне-то хорошо…. я вас всех давно знаю и люблю, а вот вы меня нет, поэтому вам труднее будет слушать человека чужого, ну а я говорю как будто  с давними приятелями. Кстати с некоторыми я встречалась в реальной жизни…. Волею судьбы (и моими завуалированными векторами) две мои племянницы Соня и Лиза учатся в ДМШ №1 на театральном отделении, где технику речи им преподают Александра Николаевна Турик и Людмила Николаевна Бритаева. И что тут сказать – это ПЕДАГОГИ! Спасибо Вам большое не только за профессионализм, но и за ту теплоту, что вы дарите. Особенно это было важно в период дистанционного обучения – Людмила Николаевна была на связи и находила такие слова, которые подбадривали и стимулировали нас (я ж с Лизой как ученица скороговорки скороговорила! ;) читать, учить и осваивать  все премудрости. Спасибо ВАМ!
Кто-то ходил дааааавно к нам на компьютерные курсы в СОГУ. А кто-то даже начинал свой путь на сцену с участия в инсценировки БОРОДИНО вместе со мной ;, т.к. учились в одной школе. А сколько я получала какой то мужской и такой светской энергии в момент когда идешь по улице… и раз навстречу тебе Вершинин Вячеслав Григорьевич, и смотрит так с достоинством, а я, набравшись смелости говорю ему «Здравствуйте», он склоняется в поклоне и отвечает… В этот момент ощущаешь себя как Марго на балу!
Ну, чтобы не было ощущения, что говорит совершенно незнакомы человек - когда в зале слышите всхлипывания и рыдания или неистовое БРАВО это я!
Наши с мужем походы в театр начались, когда мы были еще женихом и невестой. А в 2020 году у нас была серебряная свадьба! И первой ласточкой оказался спектакль «Блэз». В главной роли Лисовский, который уж покинул подмостки нашего (да-да я его считаю НАШИМ)  театра. Вообще комедийные постановки, мо мнению моего мужа, актерам удаются на УРА! Я не могу не отметить любимые и несколько раз пересматриваемые «Игры взрослых парижан» и «Халам бунду или заложники любви». Даже гостей прибывающих к нам из других регионов мы приглашали на эти спектакли и все оставались в неизменном восторге! Изюминкой, или даже не знаю как правильно назвать, звездой комедий остается для нас с мужем Владимир Викторович Карпов. Даже в такой трагической пьесе как «Гамлет» он сумел таки разрядить обстановку! Из последних комедий нам очень понравились «Тетки в законе». Дударенко Эллина Константиновна и  Турик Александра Николаевна сыграли легко, искрометно и трогательно.
А после «Блэз» был Армагеддон, изменивший все восприятие, задавший невероятно высокую планку, которую с достоинством и держит в моем сердце труппа. Имя ему «Поминальная молитва». Стоит тут вспомнить безвременно почившего Саламатина. Мне кажется, в противном случае этот спектакль был бы на пике славы еще долгие годы. Первая часть – безудержный хохот всего зала. Вторая – плачь переходивший в стоны и вой. Это как волшебство, когда по мановению палочки все начинают выполнять команды магов…. И звать их Вершинин Вячеслав Григорьевич и Елпатова Наталья Сергеевна!!! Склоняюсь перед ВАМИ в поклоне благодарности за эти незабвенные минуты! Долгие годы, не смотря на то, что нам нравятся ВСЕ спектакли, именно «Поминальная молитва» стояла особняком. Это было как что-то непревзойденное и неприкасаемое. Непревзойденной она и осталась. Но…. появились достойные постановки, которые можно ставить в ряд.
Для меня приблизились к  «Поминальной молитве» можно спектакли малой сцены «За закрытыми дверями», «Метод Грёнхольма» и «Биография». Последний спектакль это просто, какая-то демонстрация всех талантов каждого актера. Как пели все! А Эльмира Бестаева так до мурашек! не удивлюсь, если они еще и рисовали и декорации делали!
Ну а 150-ый юбилейный сезон мы начали с посещения «Кин IV» и «Трагическая история Гамлета, принца Датского. Первое кварто.» Да……….. Слов нет. Вот воистину чувствуешь себя собакой – столько всего внутри и как это выразить?! Наверное, именно «Кин IV», достоин, не просто приблизиться в моем мироощущении, а стать на одну ступеньку с «Поминальной молитвой». Виват режиссеру Изабелле Каргиновой! Я рыдала весь антракт и еще 40 минут после окончания спектакля. Ну, то, что я плачу всегда, и на комедиях в том числе, это факт – от восторга, от признания актерам и всем кто ставил спектакли, и от нереализованности планов служить в театре.  Но тут …. Никита Верзилин просто подсмотрел и озвучил мои тайные желания – умереть в театральной ложе. Алан Цаллаев играл на разрыв аорты! Вообще о нем могу говорить долго и самозабвенно. Не в коей мере не хочу его обидеть как индивидуальность, как потрясающего актера, но он мне в каждом спектакле похож на кого то… В «Кин IV» на Александра Збруева, в «Гамлете» - на Владимира Семеновича, иногда даже в одном спектакле мне кажется то на меня смотрит Алексей Макаров, то Сергей Безруков.  Это ли не именуется ТАЛАНТОМ!
 «Трагическая история Гамлета, принца Датского. Первое кварто» дышит в затылок. Большое спасибо и браво режиссеру Валерию Михайловичу Попову! И опять Алан Цаллаев вызывает неистовство эмоций в душе, вырывающихся наружу не всегда адекватно. А когда совершенно волшебная, воздушная, Офелия (Мария Федорович) вознесла руки к Богу в молитве за всех христиан, хотелось упасть и молиться с нею, тем более в нашей обстановке это имело и второй смысл в моем восприятии. Ну и Анжелика Аветисовна Тер-Давидянц, в роли королевы, была великолепна и не вызывала сомнения в искренности своих чувств к сыну, и заблуждении в порывах брата покойного супруга-короля. Необычное решение декоратора поразило…. но было весьма интересно. Особенно после декораций к спектаклям  "С.суббота В.воскресенье П.понедельник", «Оркестр» «Безобразная Эльза», где декорации это отдельное действующее лицо-герой, в «Гамлете» они скромно ушли, не мешая мэтрам, что вполне было обоснованно, при этом выполнив свою функцию.
Сезон 2019-2020 для нас оборвался (ну видимо, как и для всех, т.к. это был последний спектакль перед карантином) на постановке «Три сестры». Немного боялись идти, ибо здесь легко все превратить в занудное нравоучение. Обнако, были мы приятно удивлены, что получилось одновременно в лучших традициях русской классики, и в тоже время, современно, что  говорит и о таланте актеров и режиссера Изабеллы Каргиновой. Отдельно оценили, как и в спектакле «Оркестр» талант звукорежиссера Алексея Ивановича Демина. Здесь музыка была Героем, вступая в действие очень тактично, но экспрессивно. Для меня именно с этих спектаклей проявилась как нечто необычное, со своей собственной манерой игры молодая и талантливая актриса Анастасия Алехина и ее напарник по сцене Тигиев Аслан Тимурович.
Хочется говорить про всех много и с восторгом….. но боюсь вас утомить, и тогда точно понадобится для релакса моя профессиональная помощь как психолога ;, хотя думаю, нашим актерам с их эмоциональным напряжением, полной выкладкой и обнажением души,  она нужна всегда.
В 150-ом сезоне после вынужденного воздержания вызванного карантином, мы ходили на все постановки, как на новые («Старший сын») так и на те которые уже много сезонов облюбовали подмостки («Эти свободные бабочки»). Вот последняя меня тоже очень и очень тронула. Такая искренность Алана Цаллаева… Такая непосредственность Марии Федорович….
Побывали по приглашению даже дважды на спектакле «Двое и море» (этот спектакль гость нашего театр). Тут познали два феномена. Во-первых, что один и тот же актер (Дронов Георгий) это два разных актера в театре и кино. И, во-вторых,  что один и тот же спектакль с разными исполнителями (Изабеллой Каргиновой и Еленой Бирюковой) это два разных спектакля.
Долго сомневались идти или нет на «Полет» Г.Газданова, ибо прочитала незадолго до премьеры эту пьесу, и впечатления двойственные. Вроде похоже на И.Бунина по стилю…. а вроде и жестоко, по отношению к ребенку. Решили идти. Не пожалели. Постановка сильная. Но негодование по поводу родительского эгоизма только усилилось. Что опять же говорит о таланте режиссуры и игры актеров. Здесь хочу отдельно сказать о Роберте Кисиеве. Он мне открылся совершенно по-иному. Именно он разбавил эту печаль тем, что зовется ЖИЗНЬ. Он показал, что рядом и трагизм и юмор.
Завершили для себя мы сезон 150 спектаклем, который я поставила опять же рядом с «Поминальной молитвой» и «Кин IV», это  «Белый танец для любимой актрисы». Теперь понимаю что фраза «Я заново влюбился в свою жену» это не пустой звон. Анжелика Тера!!! Мы вновь влюбились! В самом конце…. на словах «Я буду сидеть тихо, ходить бесшумно, как мышка, буду всех обожать, всем говорить только комплименты... О, это было восхитительно!.. О, это ваша лучшая работа!.. О, вы превзошли сами себя!.. А ты за это будешь давать мне роли. Маленькие. Малюсенькие. Вот такие. И я буду на седьмом небе от счастья...», когда весь зал замер…. я разразилась бурным рыданием! И это было потому, что это МОЯ реплика как буд-то идущая из моей души! Пару дней после спектакля я ходила как под наркозом.
После этой постановки мы не решились идти на «Лешего». Тем более Роберт Кисиев сказал, что это НЕЧТО ;! Им и откроем новый 151 сезон!
Немного еще остановлюсь на гастролях. Спасибо Владимиру Ивановичу Уварову за то, что в наше такое экономически непростое время, он находит возможности приглашать к нам другие коллективы. Не изменяя в своей любви актерам, режиссерам и всем служителям Мельпомены  НАШЕГО театра хочу вспомнить запомнившиеся мне гастроли последнего времени. Более всего меня потряс спектакль Курского театра им. Пушкина «Ктуба». Такой искрометный, музыкальный, с любимым, лично для нашей семьи, юмором он не только покорил нас, но и вызвал бурные реакция – я, например, танцевала! Да стоя в проходе бельэтажа! Уж простите…. Белгородский театр им.Щепкина оставил память детским спектаклем «Карлик нос». Потряс по силе, декорациям и в целом «Деревья умирают стоя» Театра на Малой Бронной, хоть я не большой любитель драмы…. но тут было ВЕЛИКОЛЕПНО! Противоречивые чувства вызвали гастроли Калиниградского драматического  театра … Детский спектакль «У ковчега в восемь» был наделен большим смыслом и интересен и деткам и нам.  А вот «Мастер и Маргарита»…. Мне была интересна сама реализация такого емкого произведениях в режиме ограничения сценой и временем. Хороша была актерская работа Воланда и сценическое решение декораций, которые в стиле минимализма подчеркнули трагизм ситуации… да, наверное, и многое другое. Но вот как-то Марго … сбила меня с волны. Или я люблю до безумия Анну Ковальчук в телевизионной постановке этого шедевра под режиссурой Бортко, или не глубоко вижу внутрь….ну вот не зашло. Простите великодушно… Однако я не жалею, ибо много было интересных решений. Гастроли Владимирского театра оставили самые приятные впечатления после просмотра спектаклей «Новый год forever» и «Желанная». Совершенно какая то другая игра актеров! Но хорошо же!
Хочется поздравить всех служителей НАШЕГО любимого Тетра им.Вахтангова с юбилеем и пожелать, прежде всего здоровья! А так же творческих реализаций, во славу себе и в наше удовольствие и признание!
С глубоким уважением и неизменной любовью…..