Какая логика верна?

Павел Каравдин
КАКАЯ ЛОГИКА ВЕРНА?

Есть только одна естественная логика, но есть и ложные – умозрительные логики. Это как с геометрией. Всякая задача имеет какое-то условие, ход решения и ответ. Евклид знал, конечно, что Земля имеет форму шара и мог бы описать геометрию на шаре. Но реальные земельные участки (огороды) намного ближе к плоской поверхности. Он взял идеальную плоскость, реально не существующую в природе и описал ее аксиомами и постулатами. На этой плоскости две параллельные прямые не пересекаются. Это одно из условия существования плоскости. Условия должны выполняться, а не доказываться. Но мы же тупые, если нам даже скажут, мы сразу не можем понять. Мужик что бык: втемяшится ему в башку какая блажь. Вот и был в Казанском университете профессор Лобачевский, который взялся доказывать 5-й постулат, что параллельные прямые не пересекаются. Не доказал, а изменил условие. Другое условие, другая задача, другой результат.  Еще было несколько подобных мудрецов. Меня особенно удивил Гаусс.  Он много раз доказывал теоретически с помощью логики, что сумма углов треугольника равна 180°, но сам себе не верил и с помощью геодезических инструментов измерял углы треугольника трех вершин гор, расположенных примерно в 100 км друг от друга. В пределах возможной ошибки убедился в 180°.

А естественная логика возникла в природе. Все живое, включая нас, различает противоположные ощущения двух видов: неприятные от приятных. Неприятные, пожалуй, более важны, та как заставляют нас не лениться. Приятная критика бесполезна, а неприятная нам не нравится и мы, если можем, пытаемся ее запретить. Это может привести нас к гибели. Кроме ощущений есть мысли тоже двух видов. Все знали, что Земля неподвижна и вдруг Коперник усомнился. А может она движется? Очень долго эти мысли боролись в его голове и победила вроде бы нелепая мысль: Земля движется. Он издал книгу и умер, а то мог бы попасть на костер за еретическую идею. Но прошли сотни лет и его идея вошла в науку. Есть противоположные ощущения, мысли, но есть и противоположные действия. Проснувшись утром, мы делаем выбор: вставать или не вставать. Потом думаем: бриться или нет и т.д. и т.п. Выбор одного из двух взаимоисключающих действий имел особое название: альтернатива, дилемма, дихотомия. После 1970 г. вышли три издания Советского энциклопедического словаря, в которых альтернативу назвали выбор одной из двух или нескольких возможностей. Я удивился и написал несколько писем и статей, но никто, нигде не опубликовал ни одной моей строчки. Но в 1988 г вышло четвертое издание словаря, в котором альтернативу назвали выбор одной из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей. Опять мимо. Взаимоисключающих возможностей может быть только две. Если мы выбрали одну, то она исключает появление другой.

Заметили, как просто устроена природа. Противоположные ощущения, мысли и действия живут по одному правилу. А мы все усложняем. Лобачевский назвал свою геометрию воображаемой. В том же университете примерно через 100 лет Н.Васильев придумал Воображаемую логику, без закона исключенного третьего. Эту логику в ЧелГУ внедрял Ким Суханов, зав кафедрой философии. Нужно вспомнить законы естественной формальной логики. Сравниваются взаимоисключающие мысли, их только две. Одна из них обязательно истинна, другая –ложна (закон противоречия). Мыслей было только две (Земля движется или не движется), то никакой третьей идеи искать не нужно (закон исключенного третьего). Закон тождества требует следить за ходом рассуждений, чтобы не случилось подмены тезиса другим. История альтернативы, упомянутая выше, тесно связна с этим. С древних пор идет борьба двух противоположных, взаимоисключающих идей пространства. Оно активно или пассивно? Или-или? И ничего третьего. В 1802 г. Томас Юнг объяснил свой опыт волновой теорией света, невозможной в пустом, пассивном пространстве. Его поддержали Френель и Максвелл. Волновая теория света из теории активного пространство соединилась с корпускулярной теорией света из теории пассивного пространства. Начался корпускулярно-волновой дуализм. Логика требует выбрать или тот или другой тезис, и ничего третьего. Но вот создали третью теоретическую физику, объединив классическую физику Ньютона с доклассической Аристотеля. Термин альтернатива в БСЭ, опираясь на логику, не позволяет сдваивать противоположные теории и наталкивает молодежь на нехорошие мысли о заблуждениях физики. А если двухвариантную альтернативу заменить многовариантной, то никто и не заметит. Так или не так, но с 1969 г. главным редактором издательства БСЭ был академик, Нобелеат, физик Прохоров А.М.   Под его редакцией вышел Советский энциклопедический словарь.

12.10.2021     Павел Каравдин