Письма из Шанхая

Юлия Кара
Письма из Шанхая» 
Пролог

Фонограмма фокусника 
Его номер. (1.5 мин)

Ближе к концу его номера гром. Молния. Фонограмма дождя. Фокусник прячется под зонтиком.
На сцену выбегает героиня. Она прячется от дождя . Стряхивает с волос дождинки. Фокусник протягивает ей зонтик.
На струне плакат с названием спектакля  «Письма из Шанхая»
Героиня берет зонтик. Фокусник садится у ее ног. Он тоже под зонтиком. На коленки ставит ноутбук. Открывает ноутбук и под ее диктовку пишет письмо.
Героиня рассказывает письмо наизусть.
Все на фонограмме дождя.

Героиня:
Привет, Лека, сестрёнка дорогая! Привет тебе и твоему драгоценному семейству! Сегодня уже третью неделю не перестает дождь. Весь Шанхай в разноцветных зонтиках. Тебе бы очень понравилось это зрелище. И ты тут же бы схватилась за акварель.
Кстати, как твои работы? Удалось организовать выставку? Верю в тебя, моя любимая, в твой талант.
Ты спрашивала, как я переживаю сезон дождей?
Мммм... Да, нормально переживаю. Как все....
Лека, от тебя ведь ничего не скроешь. Ты же все прочтешь между строк.
Ну, не улыбнулся мне пока этот восточный муравейник. Я всё ещё на прежних  позициях. Все в том же офисе, в той же съемной комнатушке.... Но сегодняшний дождь мне пробарабанил утром в окно, что приют  эмигранта, сдастся скоро под моим натиском.
После работы, частенько перелистываю шанхайские дневники нашей бабушки. Помнишь, мы тогда их чудом нашли  у нас на даче на чердаке. Вот ведь как получилось. Я теперь тоже в Шанхае...как наша бабуля. Только это был Шанхай сороковых..

Фокусник встаёт. Жестом зовет за собой героиню. Меняет плакат. Вопросительно смотрит. Героиня кивает.
Дождь кончился. Она проверяет капли на ладони. Закрывает зонт. Удаляется.

Картина Первая.


Фокусник меняет плакат на обратную сторону ( год, город, газетные заголовки 40 х), чуть отодвигает так, чтобы было видно героинь.
Фонограмма Шанхая (трамвай и т.д.) Ввести из оригинального текста произведения
стр2. Бледное небо Китая.  Там, на западе прорезая серые облака красными лучами, садится солнце. Звуки невероятной музыки, к которой ухо никогда не сможет привыкнуть. Вопли фокусника. Звон трамвая, плач детей.  В небе тишина.  Там, на западе садится солнце.  Там Россия. Без нас страдавшая, без нас победившая.
Солнце уже село и на сером небе - лишь красн полоса заката.
Где-то неподалеку же поет китайская флейта и звук ее долог и тягуч.

За фронтальным столиком на заднем плане сидят три героини, одетые в серую одежду ( возможны элементы стилистики того времени). Героини сидят в застывших позах с картами в руках. На столике перед каждой гигантский бокал, в который фокусник будет наливать яркого цвета напиток( цвет на выбор), героини оживут . Начнут переговариваться, играть в карты.



Юля:  Пики, дамочки, пики!
Наташа: А вот вам туз! Вуа ля!
Юля : И ещё вам на закусочку.
Наташа : Из рукава Вы их, что ли, достаете?!!
Таня:  Я -пас!
Юля и Наташа (хором): Вы всегда пас!
пауза
Таня:  Дамочки, выпьем мировую (забирает у обеих карты, смешивает на  столе  обеими руками) Девушки пьют мировую из бокалов.
Короткий саунд. Звук трамвая.
Все вздыхают одновременно.
Наташа : Да уж тоска....
Прямо не знаю, что делать. Тоска просыпается раньше меня. Утром лежу в постели и вставать не хочется. И такой жизнь кажется серой, такой скучной...
Юля: Нервы...что вы хотите! Мы живём в такое тяжёлое время. ( Хором вздыхают, ожидая  поддакивающей поддержки у Тани)
Таня: И аппетита , знаете, никакого.. и прямо тошнит.
Юля и Наташа: ( хором) Вас всегда тошнит!
Все сникли. Пауза.
Саунд: Тоскливый плач ребенка, стук трамвая.
Музыкальная  и световая перебивка.
Энергичная музыка.
Пантомима
На сцену под музыку деловито выходит Попрыгунья (Даша). Под мышкой у нее  картина. За ней Фокусник, нагруженный мольбертом.
Попрыгунья показывает Фокуснику поставить мольберт с края сцены на первом плане.
Три девушки за столиками встают, выходят на передний план.  Становятся у мольберта, наблюдают, как Попрыгунья ставит на него картину.
Попрыгунья напоминает экскурсовода. 3 героини как экскурсанты. Фокусник удаляется.
Даша: (жестикулируя и семеня из стороны в сторону)
Всем пламенный привет! Замечает нового человека и познакомиться с ней.

Вы уже видели мою картину «Снова закат»? Непременно взгляните!

 Художник Кисточкин так прямо сказал: «Милая, Вы гениальны! Милая, говорит, место этой картины в Парижском салоне». ( Наслаждается эффектом.)

Видите, как мне удалось выражение небесного сострадания на лице сестры?
И в правом ее плече и в повороте шеи - выражение отчаянья.
 И прекрасно получилась, сжатая в кулак, рука умирающего.
В этом кулаке - и ужас перед смертью, и покорность неизбежному, и юный задор и беззаветная храбрость и…    Война, друзья мои! Война! И как я откликаюсь своим искусством на ее вызовы!( Семенит на авансцену) Девушки с обеих сторон)
Кстати, почему вы не были на собрании литературного содружества? Я читала свои последние стихи( становится на стул), декламирует:

Наступаем. Наступаем. Пулеметы
Грохочут где-то у реки.
Закат в крови. У нашей роты
На солнце ярко горят штыки...

( Ждёт аплодисментов. Девушки только переглядываются.)
Поэт Закатиславов так прямо и сказал, что это за-ме-ча-тель-но.
( По заднему плану Фокусник завешивает яркие картины серыми мешковинами. ( Он то расцвечивает сцену, то наоборот)
Попрыгунья в изнеможении садится.( Все это время нарастающие звуки пулеметной дроби)
Попрыгунья: Ну, я не понимаю. Не понимаю....ну почему, почему .
Все девушки: Война.
Саунд шагающей роты. Взрывы.
Пауза...
( Девушки застывают.
На авансцену выходит героиня. Читает наизусть 2 е письмо. )

Героиня:
Привет, сестра!
Лель, мы можем поссориться! Сразу тебе говорю.
В последнем письме ты начала свою старую песню про мое возвращение в Россию.... Про чувство Родины...
Лель, прекращай! Ты этим только злишь меня.
И что ты понимаешь в этом чувстве?
И что такое, вообще,  Родина?
Ты ведь даже не представляешь, что на самом деле ощущаешь вдали от родного дома, от родных....
Эмигранты, поверь - те люди, которые никогда не потеряют Родину. Они увезли ее с собой. Пойми!
Да, я тут запоем читаю Чехова.
Знаешь, ещё в бабушкиных дневниках мы с тобой удивлялись сравнениям эмигрантов ее эпохи  с чеховскими  персонажами.
Лель, прямо в точку! Да и сейчас ничего не изменилось. Классика вечна!
И человеческая натура одна и та же  в любой части света.
В нашей русской тусовке  здесь есть и 3 сестры Антона Павловича, и Душечки, и Попрыгуньи и Треплев и Заречная....Тааакие сочные персонажи!
Руки так и чешутся поставить пьесу…

(Героиня надевает очки. Внимательно рассматривает героинь. Уходит)

(вдохновленно фантизирует):
В мире гремит война. Рушатся империи. Грохочут танки, свистят бомбы. У нас в Шанхае: идут дожди, тротуары затапливаются, потолки обваливаются, население ограбляется, цены растут.

Снова разглядывает героинь: А у  нас вечно-женственное.

Музыкальная перебивка.

Картина 2 я.
ПОДИУМ
;Фокусник уже убрал мольберты и приставляет столики друг к другу, строит подиум. Одна  артистка взойдет на подиум. Нужна маленькая приступка- скамеечка. Остальные артистки-  зрители на стульчиках. Надо посадить на диагональ из стульев и публика видит лица актрис.
Стульчики артистки сами возьмут, чтоб не вся работа Фокуснику.

Юля: Кстати..., вы в курсе, что в моде хаки?

Все героини : Хаки?

Юля: Да. Военная мода.
 А ещё ( жестикулируют) из юбки можно сделать рукава.
Живот собрать, чтоб не было видно швов. А спину из старого свитера.
Спина, значит, вязаная, а бюст шерстяной. Это очень модно.

Даша: Откуда вы знаете, что сейчас модно? Три года журналов не видим!

Юля: Что тут непонятного. У кого сейчас есть  деньги на новую материю? И значит, модно комбинировать!
Да, и сейчас в моде покатые плечи, как во времена наших бабушек.

Наташа: Из мужниного жилета спинку, а юбку - ума не приложу из чего… Как вы думаете, синее можно сочетать со светло-зеленым?

Таня: Уродство!  Причем тут бабушки?
И вообще, откуда вы знаете?

Юля: Мне Вера говорила, Она видела у мадам Кукс, которая была у мадам Фукс.
(Вскакивает на подиум.  Пританцовывает. Звучит энергичная музыка.)

Все: Ну и что?
Юля: А у Фукс...есть последний журнал «Vogue»! Вот!!!!

Пластическая пантомима.
(Юля танцует на подиуме. Фокусник приходит с журналами. Девушки визжат от восторга,  разбирают журналы  и восторженно ходят  с раскрытыми журналами под музыку.
Фокусник выносит вешалку с яркими платьями. Бросает Юле на подиум шляпку, горжетку. В течении всего номера девушки тоже надевают шляпки, горжетки, садятся в диагональ на стулья.   Фокусник забирает журналы у дам. Приносит коробку. Ставит на Подиум. На подиуме примеряет 3 я героиня наряды из коробки и с вешалки с помощью Фокусника под тихую музыку. В это время дамы сплетничают. Но как только 3я готова на выход, музыка звучит громко. 3 я делает проход по подиуму, позирует. Дамы аплодируют. Потом снова сплетничают. Музыка тише. И так несколько раз.)

Даша: Ну, уж эта мадам Фукс! И где она журнал достала?

Юля: Не знаю, как достала, но зарабатывает на нем( шепчет Даше на ухо)
Даша шепчет Наташе.

Наташа: Ну, надо же! За просмотр 500 долларов! Какое безобразие! Кстати, у вас нет ее адреса?

Таня: Но мадам Кукс тоже на этом зарабатывает. Она видела журнал и за 200 долларов фасоны рассказывает.

Даша: А если поторговаться, она за 100 долларов расскажет?

Таня: Не думаю. Но мне, как другу, она сказала, что горжетки и муфты больше не носят.

Все: Каак не носят? ( Срывают горжетки, отдают Фокуснику.

Наташа: Простите, а что же сейчас носят?

Таня:  Мне как другу сказали, что носят ...короткие волосы. Война. Возиться некогда. и потому очень в моде короткие стрижки. Но не просто стрижки, а как-то  по-особенному. Тут теперь есть один парикмахер. Он за 500 долларов посмотрел и уже стрижет по-модному.

Наташа: Не верю я Вашей мадам Кукс. Короткие волосы, уродство! Но на всякий случай: это… какой парикмахер?

Таня: Я скоро должна узнать адрес. Тогда вам скажу.

Юля садится на подиум. Плачет. Девушки вокруг нее.
Девушки: Милая! Ну и что, что короткие!
Юля: Да что волосы! Жизнь короткая!
Эта война....  Эта жизнь... Скоро закончится война!
( Девушки протягивают носовые платки. Юля благодарно кивает. Шмыгает носом. Сходит с подиума)
Садится на стульчик. Три актрисы вокруг нее. Замирают.

Выход героини. Третье письмо.

Героиня:
Лека, привет, милая!
Мысли материальны! Только написала тебе про любительский театр, как сразу же познакомилась с местными актерами.
Эдакая международная команда.
И русские тоже есть, и китаец один просто красавчик. Высоченный такой, белозубый!
У него бабушка русская. И он тоже обожает русских классиков.
Ну...прогулялись вчера по злачным местам Шанхая.
Ты ничего такого не подумай.
Посидели в одном кабачке.
Он все про Россию расспрашивал, про Москву, про Питер... Мечтает поставить Чехова.... Говорит, что я прирожденная актриса....
Ой, ничего пока, Лель, не спрашивай!
Позже напишу.

( Во время чтения письма Фокусник выходит на авансцену. К противоположной кулисе. Стоит. Смотрит в зал. На словах  «высокий, белозубый», приосанивается, улыбается.
В конце письма герои смотрят друг на друга несколько секунд. Героиня уходит.

Картина 3 я. СПЛЕТНИ

(Таня рыдая, сидит на стуле, руками закрывает лицо. Остальные девушки вокруг нее. Каждая пытается ей помочь.
У одной  стакан с водой. Другая машет на нее салфеткой. Третья гладит по плечу).
Наташа: У нее последнее время отвратительное настроение !
Таня: (открывая лицо, повторяет громко: Отвратительное!....
       и снова закрывает лицо, плачет, плечи трясутся)
Юля:  Я слышала, что за ней ухаживал англичанин. Весьма состоятельный!
Таня: Весьма состоятельный. Встаёт.
(Если будет экран, можно картинку Англии или флаг. И музыка, характерная английская- типа из фильма про Шерлока Холмса. Фокусник выносит картонного жениха , можно с цилиндром на голове нарисованным или нарисованными усами. То есть фигура просто картон, а какая-то яркая деталь: усы, жилетка или цилиндр, что-то очень яркое или бабочка- галстук. 3я героиня встаёт рядом обнимает, кладет голову на плечо картонному жениху....
Даша( очень категорично): Но мамочка сказала:  Подожди! Сейчас такое время. Не знаем ,что будет с англичанами...
Все хором: И что?
Даша (забирая картонку, отдает ее Фокуснику) Ничего хорошего! Сел в лагерь!
Все: Ооооо!!!!
(Таня садится на стул, закрывает лицо руками, ее снова утешают  подруги)
Наташа: А мне говорили, ей немец предложение делал. Немолодой, конечно, но...денег много!
Таня: Денег очень много!
(Встаёт. На экране немецкая картинка( Бундестаг). Звучит немецкий военный марш. Все героини маршируют. Реплики говорят на музыке,  в марше).
Юля: И что потом?
Даша: Да, уж почти совсем замуж отдали. Но кто же знал, что немцы такие негодяи окажутся. И Майданек и все такое...
Наташа: А что, немцам  на иностранках жениться нельзя?
Даша: Нельзя! Но она все ждала и ждала  разрешения.
Таня: Все ждала и ждала!
Даша: А он уехал!
( Марш прекращается.)
Наташа: Ей давно говорили: выходи за швейцарца( наступает на 3ю. Та пятится к остальным)..
Юля: Или за француза ( зеркально наступает, 3я пятится)
Даша: За итальянца, (и все за ней по очереди, бросают реплики,( за Испанца, За Китайца, за Американца) окружая третью. Та закрывает голову руками, после каждой реплики садится все ниже, наконец,  на корточки)
Все хором: Ну, хоть….за русского!
Пауза.
Таня подымается на ноги, смотрит поверх зрителей. Все девушки смотрят на нее, потом в направлении ее глаз поверх зрителей.
На экране (за спинами героинь) поле, берёзки, поют птички.
Все хором, поворачиваются к 3 й, показывают на на 3 ю пальцем:  Так она по русски плохо говорит!
Таня:  ( картавя, но на полном серьёзе)
Я ...по рюсски пл`ехо говорью.....

Музыкальная перебивка. Музыка энергичная. Позитивная. Но трамвай и крики зазывал-  опять нужны.
Девушки  бодро уходят со сцены.
Фокусник меняет декорацию.
Готовит сцену Парикмахерской.

Выходит героиня.
Письмо 4 е.

Таня П.:

Моя лучшая в мире сестра! Привет!
У меня куча новостей!!!
Во первых, с Днём Победы!!!!
Поздравь всех наших! И я за Победу  тоже подниму сегодня гранёный!
Во вторых, мой китаец, собирается театрализовать бабушкины дневники!
Представляешь????
...Он пленен языком, который сохранила в своих дневниках бабушка. Язык Достоевского и Толстого, тот русский язык, который увы, утрачен, в наше технократное время. Язык, богатый эпитетами, нежностью, глубиной...Язык, который бережно хранили  эмигранты первой, второй волн эмиграции. И, правда, какая красота и колорит в словах: душенька, голубушка, сударь...

Ой, Лека, кажется я по уши......

Героиня не уходит. Теперь она в действии.
Ей можно отдать некие функции помрежа или второго режиссера( помогает процессу спектакля, взаимодействует с актерами)
Она  смотрит на происходящее на сцене глазами заботливого творца.
Будут пересечения  с китайцем. Это паузы ( линия романа)

Сцена ( картина) 4
ПАРИКМАХЕРСКАЯ

На сцене 4 стула в ряд с пространством между ними. На задней кулисе яркие китайские веера. Звучит музыка народная китайская.
Очень плавно с китайскими веерами  ( можно зонтики) в китайских халатиках а ля кимоно выплывают 4 героини. Они делают красивую национальную хореографию : несколько па. То идут гуськом. То закрываются веерами.  То кружатся. У всех волосы убраны в сетку.
Садятся на стулья в ряд. Нога на ногу.
Музыка смолкает.
Далее звучит запись диктора.( Мужской голос иронично- сочувственный)

Диктор: Всем известное выражение "Кто не работает, тот не ест"  в Шанхае звучит по другому.
( Девушки напряжённо слушают)
" В Шанхае ест, кто не работает"
Девушки одновременно  улыбаются .( Или какой то одобрительный жест веером или кивок) Меняют ноги.
Диктор: А большинство работающих не ест.
( Девушки сокрушенно мотают головами, закрывая лица веерами.  Смена ног)
Диктор: Ольга Петровна  (появление героини) работала с упорством маньяка, вставала на рассвете, возвращалась домой в десять, не видела жизни, не успевала читать, и если бы кто-нибудь ее спросил, зачем она так много работает, и устает, и надрывает свое здоровье, она бы очень удивилась и сказала:
Ольга Петровна: А как же иначе!

(На реплике диктора появляется Ольга Петровна. Она по деловому начинает работать с клиентами.
Каждой на голову надевает парик с бигуди. Трудится как пчёлка. У нее в руках чемоданчик . На талии пояс с ножницами, расческа и и гигантской пилкой для ногтей( картонка).
Хорошо бы диктор начал на тихой музыке, при появлении героини и ее манипуляциях музыка идёт на крещендо.
Когда говорит диктор, музыка уменьшается.
Девушки протягивают ей одновременно правую руку. Ольга Петровна пилит ногти гигантской пилкой. Музыка убыстряется. Ольга Петровна бегает все быстрее.  Потом другую руку и можно ногу. Типа педикюр. Она снует между клиентками. Ей нужно успеть снять бигуди с 3 х девушек. Одна остаётся в бигудях. Она будет жертвой Парикмахерши.
( Можно взять музыку из 12 стульев из фильма где бегает мадам Грицацуева за Остапом)
Диктор: И действительно, иначе было нельзя. Заработанного едва хватало на жизнь. Ольга Петровна, несмотря на свое многогранное образование   ( пауза)

Ольга Петровна на словах о высшем образовании останавливается, приосанивается. Смотрит на девушек с презрением, потом мотает головой  и снова работает.
Диктор: Да-да, образование, которое в этом месте мира оказалось никому не нужным, уходила из дому рано утром с чемоданчиком. Она маникюрила, выщипывала брови, завивала, красила .

( Ольга Петровна уходит на авансцену и, обращаясь к зрителям,  горячо подхватывает слова диктора)
Ольга Петровна:
И из экономии бегала всюду пешком, а когда возвращалась домой,  не хотелось ни есть, ни разговаривать, ни читать, а только СПАТЬ, СПАТЬ и СПАТЬ!
( Пока Ольга Петровна говорит спиной к девушкам, трое довольные уходят, с характерным жестом, прихорашивая волосы.  В бигудях на стуле остаётся одна Юля.
Ольга Петровна возвращается к ней
Снимает вместе с бигудями парик, под которым должен быть парик- лысина ( прости меня, Инга!) немая сцена!
( Далее Парикмахерша с париком в руке бежит на авансцену , тараторит.)
Парикмахерша: Ведь я говорила Вам, предупреждала, что Ваши крашенные волосы не выдержат завивки!
( Жертва с ужасом ощупывает лысину, достает из кармана зеркальце, визжит. Бежит на авансцену, собирается сцепиться с Парикмахершей. Между ними, как рефери Фокусник.
Парикмахерша: Я же говорила.. предупреждала.. Я всё исправлю....( Прячется за Фокусника. Уворачивается. Жертва пытается ее схватить, возмущается. Обе вертят Фокусника вокруг его оси
Жертва: Что тут можно исправить! Изуродовала...
Парикмахерша: Я готова сделать массаж головы.
Жертва: Я сейчас Вам массаж  лица сделаю.
Парикмахерша: Я...я денег не возьму за завивку.
Парикмахерша: Я даже....заплачу...
(Жертва останавливается, поражённая открытием. )

Девушки стоят лицом в зал. Фокусник посредине.
Парикмахерша ставит чемоданчик у ног и на репликах диктора  достает купюры из чемоданчика, передает  купюры Фокуснику, тот передает жертве.
Та прячет их в сумочку. Все делается не спеша, по мере поступления реплики диктора. Каждый раз Парикмахерша все более страдающая, жертва более торжествующая.

Диктор: Ольга Петровна носила в чемоданчике  свой гонорар за текущий день.
( Пантомима передачи денег. Медленно )
Диктор: А также гонорар за предыдущий день.
( Пантомима)
Диктор: Гонорар за неделю
( Пантомима)
Диктор; Отложенные деньги за съёмную комнату.
( Пантомима)
Диктор: Сэкономленные  гроши  на обеды в самую дешёвую забегаловку Шанхая
( Пантомима)
Диктор( сочувственно,): И, наконец, скопленные непосильным трудом деньги на  новые ботинки мужу....
(Пантомима: Парикмахерша, отдает дрожащими руками последнее, в изнеможении садится на стул.
Звучит снова народная китайская музыка. Выходят 3 девушки одна несёт в руках парик с локонами, другая с блестящим  платьем, туфлями, третья с шубкой. Пока Ольга Петровна , схватившись за голову, сидит поверженная, звучит все громче музыка. Девушки одевают лысую жертву.
Они разворачивают транспорант ( можно длинную тряпку белую на палочках с обеих сторон, где написано: «Кто не работает- тот ест» ( Шанхайская народная мудрость)
Девушки уходят победно с транспорантом. Музыка меняется по-диджеевски на бодрый джаз.
Ольга Петровна плетется вслед за ними.
Забывает чемоданчик.
Таня П. догоняет ее, гладит по плечу, отдает чемоданчик  Фокусник ставит столик. Стулья.

Таня П. и Фокусник садятся за столик друг к другу лицом, профилями в зал
Звучит любовная нежная чувственная песня. Блюз.
Героиня и китаец за столиком .
Письмо  5 е.
Героиня, не отрываясь смотрит на китайца --тот на нее. Он наливает напиток в бокалы. Садится опять напротив)
;Героиня( медленно подбирая слова, словно ее отвлекают)
П. Таня:
Леля, привет! Прости, я  давно не писала .
Не обижайся! Времени совсем нет на письма. Я очень занята( говорит лениво, медленно, чокаются, пьют, не сводя друг с друга глаз)
Не обижайся. Правда...
Мы все время репетируем...
( Поднимаются. Танцуют медленно. Когда лицо героини к зрителю, она говорит. На словах репетируем, китаец кружит ее, героиня смеётся)
Героиня:. Лека, ты слишком волнуешься за меня. Поверь, я счастлива сегодня. Впервые за много лет. И мне все равно, сколько мне лет. И честно, наплевать , где я сейчас, в Шанхае, в Москве, в Лондоне, на Марсе...
( Оба смеются).  Прости... Напишу позже...У нас репетиция сейчас сцены Светского Раута.
( Энергичная музыка. Выход героинь)

Картина 5 я. СВЕТСКИЙ  РАУТ

Сцена напоминает светский прием у какого то местного туза. Фуршет
Выход светских львиц под музыку «Money, money»( исп. Лайза Минелли)

Дамы смеются. У них мундштуки с папиросами. Они умопомрачительно для того времени одеты. Выход героинь бодрый. Они жены успешных, зарабатывающих на войне предпринимателей.  Жеманятся и наперебой хвастаются. В этой сцене должно быть много блеска. Лица с красными губами и черные накладные  ресницы, как у кукол.
Даша:
Мой Васичка говорит, что золото очень поднялось в цене. Он говорит, что сейчас — это лучший вклад. Он говорит, что подарит мне несколько золотых колец. Сейчас, знаете, такие тяжелые времена! Как сохранить деньги? Единственный выход, Васичка говорит, это пока покупать золото…

Маша:
Когда мы с Мишенькой молодыми были, все мечтали богатыми быть, хорошую квартиру иметь, одеваться. А сейчас не до того. В одной комнате живем, Миша четвертый год в одном костюме ходит, я себе платья нового сделать не могу. Потому что эти тряпки ни к чему. Мы все золото закупаем. Лучший вклад. Но зато уж как война кончится — заживем. Я потихоньку столовое серебро покупаю.
Таня:
Я не знаю, почему все так обрадовались открытию второго фронта. Петр Петрович  мой совсем не радовался. Он пришел домой и говорит: Маничка, говорит, теперь жди: цена на сахарин упадет. Вторжение, говорит, началось. Я так руками и всплеснула: Как же говорю, Петенька, мы теперь будем? Он ведь у меня сахарином торгует. И вот все говорят, что Германии очень плохо и она скоро проиграет войну и Япония тоже, и мы хотя и русские и рады, конечно, но муж говорит, что нечего уж очень радоваться, потому что, говорит, теперь цены на медикаменты тоже, возможно, будут падать. А он ведь давно у меня закупил аспирин и выжидает теперь.

( Пока дама говорит, Героиня и Фокусник стоят рядом. Фокусник что-то шепчет героине, та записывает...

Маша: Только Мишеньку жалко. Замотался совсем. Вчера подсчитал кассу и говорит: «Мало выручаем. Надо закрывать кафе не в 8, а в 10». Служащие, конечно, скажут, что это невозможно, что они и так на ногах весь день. Но если на служащих внимание обращать, ни одного золотого слитка не купишь. Сейчас столько безработных! Они должны Бога благодарить…

Даша:  Васинька каждую ночь не досыпает. Опять недавно ворочался. Ты, говорю, что? Оказывается, считает, сколько у нас слитков и сколько это в переводе на теперешние деньги получается.


Фокусник уходит.
Героиня на последней фразе останавливает даму.
Героиня:
Девочки, неплохо! Но режиссер просил все играть ярче!
Вы понимаете, кого вы играете в этой сцене? Идёт война. Люди погибают на фронтах от голода, болезней. А у вас, наоборот. Кому война, а кому мать родна. Ваши мужья разбогатели  здесь в Шанхае на чужой беде... Вы наглые, сытые...вернее ненасытные...буржуа...времён 2 й мировой. Вы русские... и ненавидите все отечественное.
Пьете за победу и не хотите победы....
Давайте продолжим!


СЦЕНА  С  ПРОСИТЕЛЬНИЦЕЙ
( Входит Наташа)
Входит  с подносом с фужерами. Официантка ( она прислуга и просительница)в фартуке.
Подходя к каждой , обслуживает. Меняет фужеры на свежую порцию напитка. Девушки сидят, развалившись на спинки стульев. Кто нога на ногу, кто-то пудрится...
Наташа: ( негромко хозяйке вечеринки):
Простите, Вера Андреевна… Может быть, сейчас не время?....Мадам...( мямля, голову опустив) Помните, Вы мне обещали...?
Вера Андр.: Милочка, да Вы в своем уме?
Я имею право отдохнуть, расслабиться?
Ну, Вы нашли время.....
Официантка: ( быстро тараторя, пытаясь успеть высказать просьбу)
Да, мадам. Простите...
Но третьего дня  у вас был до обеда массаж, потом маникюр, потом послеобеденный сон. И вечером Вы тоже отъехали  в театр.
Вера Андреевна: Так, и что?
Официантка: Вчера Вы тоже были заняты:  провели день в  салоне, вечером  были у  гадалки....
Вера Андр. : Стоп! Что это за претензии( вскакивает. ). Что это за слежка!!!
Официантка: Но я хотела....я просто...отпроситься....к детям. Сестра заболела, не может за ними смотреть.... и ещё нужны лекарства...
Маша: Да я вижу, ты совсем не проста. И как разговариваешь  с хозяйкой?
Официантка: Мадам, я просто  хотела немного денег вперёд на лекарства....и.
Маша:( Обращаясь к Даше) Милая, Ваша мягкость Вас погубит. Так распустить прислугу!
Я ей слово...она мне два...
Таня: Да-да, меня муж тоже за это ругает. Говорит, по доброму нельзя с этими людьми. Есть часть дома хозяйская, а есть людская. Ну, как прекрасно было до революции! Всяк сверчок, как говорится, знай свой шесток...

Официантка: ( вспыхнув) Ну, я же не крепостная! У меня дети....
Вера Андреевна: Вот, милочка, вот о чем Вам надо было думать! О детях! ( Обращаясь к остальным)
Я Вам тысячу раз говорила, что на поденную работу вы своих детей не прокормите. Вы, видимо, хотите их свалить на шею благотворительности. Народила троих, а мы за нее расхлебывай. Знаете, я вас «немножко» богаче (иронически подчеркнула) и то не позволяю себе такой роскоши, как иметь троих детей. Мы вам платим за часы работы, но и вы, милая моя, должны работать значительно  дольше...

Прислуга: Мадам … что же делать, у меня их трое. Я вдова!.. Мне нужно на них поштопать, постирать. Если  я буду весь день занята, тогда…

Маша: Она опять за свое! (Вере Андреевне: У меня, дорогуша,  всю жизнь  прислуга, и уж я-то знаю. Я своей прислуге всегда даю отпуск в воскресенье на полдня.
Таня:  Как гуманно! А за полдня, при желании, можно многое успеть…
Даша: Никаких полдня!
У меня завтра ещё один званный ужин. Будут серьезные люди, партнёры моего Васечки.
 Необходимо пойти на рынок. Вот список.( Вручает список)

( Снова музыка... Девушки смеются отвернулись от официантки.
Та молча смотрит на список.

Таня П.: Стоп музыка!
(Все актрисы разворачиваются к ней, смотрят с уважительным ожиданием. )
Героиня: Умницы! Ну вот, можете, когда захотите...
Сегодня гораздо правдивее.
Делаем перемену декорации на спальню.
Готовим следующую сцену.
( Девушки приносят кушетку. Ставят. Кушетка накрыта пледом. Девушки под плед кладут картонного мужика. Все на глазах зрителя.  Накрывают его с головой.) Уходят на переодевание. На всех девушках по очереди в следующей сцене будет один и тот же пеньюар.
Героиня: Спасибо! 5 минутная готовность девочки. Настройтесь. Следующая сцена сложная!


Письмо 6 е
Лель, только ты можешь так поддержать. Моя родная. ...Спасибо и за перевод и за тактичное молчание... Восток  закружил меня,  завлек , как наивную малолетку, влюбил в себя и выпотрошил....выплюнул.  Сама виновата...
Но, Лель ты же знаешь, я в бабушку. Я сильная.
Я не сдамся, Лель, не сдамся. И когда мы говорили по телефону, тебе, правда, показалось, что я плакала.
Нет, сестрёнка, я , наоборот, очень подружилась с Шанхайским рассветом. Это очень красиво после бессонной ночи - встречать новый день моего города. Он даёт мне силы, даёт надежду. Здесь я себя потеряла и обрела дело всей своей жизни. Нашла ее смысл. Лель, умоляю, читай классиков. Шанхайский рассвет и русские классики мои лучшие друзья)))

Пока Героиня читает письмо к ней приносит  конверт незнакомый персонаж. Можно азиатский мальчик. Героиня  удивлена...


Рассматривает конверт.
Говорит вслед уходящему мальчику):
Эй, постой, я ж не умею по китайски...
(Мальчик убегает. Героиня снова рассматривает конверт. Думает.
Что-то понимает. Рвет конверт ... достает письмо. Все понимает. Переключается на репетицию.


Героиня:. Девочки!  Готовы? Очень хорошо! Фонограмма пошла!
(Героиня присаживается на свое «режиссерское» место. Можно её посадить и в зале на первый ряд.)

   Сцена Пиления
Фонограмма пилы,  такой тонкий инструментальный звук, несколько зудящий, ковыряющий...
Выход Юли.
Она в лёгком пеньюаре. Зевает. Потягивается. Садится на край кушетки. Методично пилит мужа.
1 я:
Пусенька, знаешь,  я расстроена.....
Эта вечеринка меня доконала. Да так, что  я жалею, что затеяла. А завтра еще один званный ужин.
Одно шампанское обошлось нам по цене новых летних туфель!
Да ты слушаешь меня?
( Тормошит мужика)
Уф! Сегодня отделались! Теперь еще долго можно будет этих ядовитых гусынь не звать. Обошлось дороже, чем рассчитывали…
Надо что-то делать, милый. Эти приемы нас разорят!
А ты говоришь, что  без вечеринок приличным людям сейчас не обойтись. Ради репутации.
( Снова звук пилы)
Милый, ты не представляешь, как больно остаться без новых летних туфель!
Нужна мне эта репутация.... Мне туууфли нужны!!!! Да тут ещё прислуга что-то клянчит. Хочет нас обобрать ( плачет).
Входит Таня.
Хорошо бы на звуках зудящей пилы они бы менялись ролями и передавали друг другу этот пеньюар прямо на зрителях. Лучше, чтоб все девочки сначала спектакля имели некий сценический минимум на себе серого цвета комплект шорты майка. На  комплект удобно всегда надеть платье и т.д. А когда они скидывают пеньюар , зрителю понятно, что это не белье, а некое трико сценическое.

Таня садится на край кушетки. Она очень раздасадована. Периодически фонограмма пилы. Иногда молотка, забивающего гвозди)
Таня:
Милый, ты спишь?( тормошит мужа)
Да ты всю жизнь  проспишь!
А я вся на таблетках( вздыхает, держится за живот)
У меня несварение после вечеринки у Тонкошпилевых( любая фамилия)
Такую дрянь давали. И шампанское...брррр.. кислое такое!
Эта Тонкошпилева совсем уже совесть потеряла. Как можно приличных людей приглашать на такую кислятину. Ой ( икает). Я ж говорю, отравители эта семейка. Но, кстати, ты не представляешь, какие новые сережки у этой Тонкошпилевой( шипит).
А ты все спишь!!! Без новых серёжек я больше в люди не выйду!!!!!!
Надо же что-то делать!. Собрать все наши накопления и рвануть в Париж! Ты же мне обещал! Может там,  в приличных русских домах прилично кормят !( Звук молотка. Тормошит. Тщетно. В изнеможении встаёт. Уходит отдает пеньюар следующей)

Даша: Входит, напевая, шатаясь. Она под шафе...
Поет:
И я институтка,
Я фея из бара,
Я черная моль,
Я летучая мышь.
Вино и мужчины- моя атмосфера
Приют эмигранта-- свободный...Шанхай
— Скука была смертная. Спать хочется. Накормили черт знает чем. Рыбка-то была какая-то подозрительная. И чего  они к нам тянутся? Знали бы свое место! Я говорила  - не надо было идти.
(Смотрится в зеркало.) Эти вечеринки мне не на пользу. От вонючей рыбы вот - глаза отекли!
У всех одно и тоже..
Насмотрелись на иностранцев....
На их посольские приемы,  свечи на столе, громадные бокалы, где на донышке чуть коньяка ,  скука…
Завели у себя приемы,  бокалы...скука..
( Тормошит мужика)
Скука смертная! Ты слышишь?
Мы срочно должны их всех поставить на место ...всех!
Завтра продадим китайцам нашу библиотеку. Все равно ничего не читаем.
Волокли из Тамбова, идиоты....
( Пытаясь встать, заплетаясь)
Точно... Китайцы сейчас покупают любую бумагу на обёртку продуктов.
И тогда эти гадюки поймут, кто тут главная Фея Шанхая....

Героиня: ( хлопает в ладоши)
Спасибо! Вот так бы сыграть на премьере!  Тьфу-тьфу, постучу по дереву.

Смена декораций под ритмичную китайскую музыку.
Кушетка превращается в операционное кресло. В предыдущей сцене возможна была ширма для большей интимности сцены Пиления. Тоже уносится.


Сцена
Святая профессия.

Звучит инструментальная версия арии ,,Люди гибнут за металл" или в исполнении  Шаляпина.
Выход актеров в белых халатах и шапочках.  Хореография. Актеры выстраиваются в шахматном порядке. Надевают маски. Затем хореографично ,,моют,,руки, надевают перчатки.. Красиво меняются местами и т. д.
Двое из них выносят носилки. На носилки садится 3 й. По-турецки. Носилки  носят по сцене. Носильщики меняются местами.
Пациента укладывают на кушетку( которую привозят) . Пациент пытается слабо сопротивляться. У  пациента снимают шапочку, халат, укладывают. Накрывают простыней по шею. Все медики окружают кушетку. Каждый вооружен клизмой, шприцем или склянкой, на которой написано Хлороформ. Возможна реквизитная медтехника( капельница на стойке).
Профессор щупает пульс пациента и смотрит на часы.
Музыка останавливается. Фонограмма стука сердца.
Профессор: Мда....
Все( в том числе пациент благоговейно смотрят на профессора)
Медик с хлороформом: Профессор, пора бы начать, а?
Проф: Ещё подождем...
Медик с хлор:  (выходит вперёд, подзывает профессора и говорит громким шепотом. Профессор подходит к нему.. Все подслушивают, вытянув шеи)
Медик: Доктор, мы его можем потерять.
Фонограмма быстро стучащего сердца
Пациент вылезает из под простыни и со страхом слушает.
Доктор: (не отрывая взгляда от циферблата), — я не начну, пока эта женщина не принесет мне обещанные 800 тысяч. Как будто вы сами этот народ не знаете.
Медик: Какая женщина?
Проф:( оборачивается на пациента. Тот, испуганно возвращается на кушетку)
Жена этого бедолаги!  Сделаешь операцию, больной вне опасности, и тут начинается: «Доктор, голубчик, мы сейчас так стеснены… ах, подождите немного… мы заплатим»… Она мои условия знает: деньги вперед.

Медик: Док, если мы сейчас не начнем, — то, может быть, будет уже слишком поздно…
( Фонограмма тахикардии. Затем кусочек арии,, Люди гибнут за метал,,. На музыке
вбегает жена пациента.
Жена: Доктор! ( Задыхаясь). Еле успела. Вот держите...( Протягивает купюры в конверте)
Доктор: ( раздражённо):
На 20 минут опоздали. Мадам, это опоздание может стоить жизни вашему мужу.
(Фонограмма стука сердца)
Жена: Профессор, я все утро бегала по рынку, продавала фамильное кольцо!!!
(Показывает на безымянный палец)

Проф: Но почему у них все в последнюю минуту — неизвестно! Мы ждем. Время дорого. А Вы кольцом торгуете.
( Берет конверт, смотрит что в нем. Даёт отмашку медикам)
Медики с клизмами и шприцами окружают больного. Тот прячется под простынь.
Доктор: Начинайте без меня.
Я сейчас.
( Медики ставят ширму, которая закрывает кушетку и всех, кроме Профессора . Жена уходит. Профессор на авансцене пересчитывает купюры из конверта.
Жена возвращается.)
Жена: Доктор, простите.
Доктор ( вздрагивает, удивлённо смотрит на нее, прячет деньги)
Жена: Помните, мы вам заплатили аванс за роды дочери вперёд?
Проф: А, да, да, припоминаю...
Жена: Дочка с мужем уезжают из Шанхая и рожать будут у другого доктора. Нельзя ли назад получить аванс?
Доктор: Милочка, Вы в своем уме? Вы о чем думаете?
У Вас муж в критическом состоянии, вы кольцом торгуете...у вас дочь скоро родит, Вы опять за свое... О, времена, о нравы!
Жена: Многоуважаемая, если нельзя вернуть аванс...то можете ли Вы принять роды у моей бедной родственницы...в рассрочку.
Доктор: Вы, милочка, мои  правила знаете. Что ж я могу сделать, подумайте сами! Я, конечно, очень сочувствую. Но, знаете, если я всех начну лечить со скидкой и в рассрочку — посудите сами, что это будет. У меня определенная плата за курс лечения и деньги вносятся вперед. Не можете — очень жаль, но помочь не могу
(Фонограмма медленного сердца. Профессор уходит за ширму. Жена плетется в кулису.)
Снова фонограмма тахикардии. Усиливается. Из за ширмы испуганно по очереди выбегают медики. Доктор в ужасе бежит. За ними с клизмой в руках бежит Пациент.

Доктор бежит в кулису. Путь перекрывает жена пациента.
Доктор оказывается между двух огней. Мечется. Потом делает им останавливающий знак и говорит финальный монолог сцены.
Профессор: Ну, вы поймите!.
Думаете легко нам медикам ? Особенно сейчас.
Вот вчера вызывают по какому-то подозрительному адресу,  и я отказал. Там одна беднота живет. А тут такси одно сколько стоит.
Мне вот твердят вокруг:

— Уважаемый, с вашей профессией можно такие деньги сделать! Уметь надо.

— Что делать! Не умею! Таким родился. И у нас ведь, у врачей,  Святая профессия. Я ж с детства мечтал быть врачом, облегчать страдания людей. Но, знаете, теперь так трудно! Сейчас столько бедноты развелось. Каждый норовит не заплатить. Ужас!....

Кульминация ( сцена после доктора)
П. Таня: Спасибо, друзья, готовимся к следующей сцене.
( Все уходят. Героиня остаётся одна.
Героиня в изнеможении садится на стул. Она подавлена.
Читает письмо сдавленно, с долгими паузами, осознавая крах)
Лелька, ...
Ты писала, что собираешься ко мне на премьеру...
Милая, пока не поздно, сдай билеты...
Все пошло прахом, Лель....
Вчера я получила счета за помещение, аппаратуру, словом, за все ,все, все...И ещё одну бумагу,
зачеркивающую мою премьеру.
Я не знаю, как сказать об этом актерам…
Сегодня весь день репетирую с резиновой улыбкой. А в душе горечь и боль. Мне страшно...

( В середине монолога  за спиной героини возникает одна из актрис, прислушивается, к ней постепенно присоединяются остальные. Героиня их не видит. Продолжает письмо. Девушки окружают ее сзади. Они встревожены, удивлены, молча переглядываются...)

Героиня: Лель, все кончено. Шанхай не улыбнулся мне... Нет он, наоборот,  оскалился... И оскал его страшен. Я так …  хотела доказать этому восточному принцу, что смогу разделить с ним его затяжной дождь, бледное небо... Я пахала, как...вол..
Сегодня конец всему...
Я сломлена..


Девушки по очереди, переходя на линию с героиней, глядя ей в лицо)
--Но что случилось?
--Почему крах?
--Ничего не понимаю.
( Героиня молча достает из сумочки и отдает счета. Все округляют глаза)
Одна из девушек:
Что это? Это космос какой то… за что??
Другая: Счета за помещение, осветительную, звуковую аппаратуру, воду, свет.. За воздух только не выписано.
Это ошибка какая то…
П. Таня: Нет никакой ошибки..
Помните, к нам на предыдущую репетицию приходили кураторы?
Девушки : Кураторы- прокураторы! Да, и что? Что им так не понравилось...
Героиня( смеётся горько) Что им не понравилось? А что вообще не нравится сильным мира сего?
Правда..!…
В нашем спектакле горькая правда жизни.
Девушки: Но ведь это всего лишь спектакль. Не прокламации какие-то или листовки.
Героиня: Правда задевает за живое. Она , правда, как некрасивая девушка...
Девушки: Но подождите, эти счета можно оспорить, в конце концов, у нас есть спонсоры постановки.
Героиня: Уже нет.
К тому же, вот письмо от цензоров.
( Девушки берут письмо. Возмущаются)
Девушки:
-- Как? Убрать сцену с докторшей?
---И сцену с Парикмахершей?
Все: И финал????
---Но как же так? Они издеваются? Я детей бросала, бегала на репетиции.
--А я с мужем чуть не развелась за мои отлучки из дома…
--А я вообще только нашим театром и жива.. Дышу, живу  им.....
Таня П.: Мне стыдно.
Мне больно...но я ничего не могу. ...Вы можете расходиться по домам. Репетиция окончена....Идите, девочки...
Девушки: А вы? Вы останетесь?
Героиня: ( молчит. Все смотрят на нее)
Мне некуда идти. Здесь у меня все...
Девушки по очереди.
-- И у меня!
-- Я с Вами
-- Ну, уж от меня не отделаетесь.
( Начинают говорить медленно, затем уверенне и под конец с юмором. На последней фразе смеются. )
Героиня: Премьера завтра. Делай что можешь, и будь что будет( даёт отмашку)
Прогон финала, друзья… Прогон финала.
Музыка. Финал




Сцена РЫНОК И  ФИНАЛ
Звучит бодрый китайский марш.
Актеры выходят в китайских шапочках и халатах. Несут в руках корзинки. Проделывают с этими корзинками некую хореографию. Идут справа налево и наоборот. Делают круг, кружатся, подняв корзинки над головой. Занимают места за прилавками. Ставят корзинки на прилавки. В корзинках лежат таблички с названием товара. Таблички на подставке. Их ставят рядом с корзинкой или крепят на ручку корзины.
На табличках написано: Сахарин, Спички, Керосин, Аспирин...Ножи...Рыба.
Скрещивают руки  на груди в позе ожидания.
В этот момент семенит Дама с тележкой. В ней книги . Она становится посредине сцены.
Книги это муляжи, в  которые вставлены втулки с намотанной бумагой серого цвета, спрятанные в книгу. Хотя бы 3 из всех)
Дама берет в руки книги с надписью Чехов, Достоевский. Толстой, Пушкин ( написано крупно золотом)
Выходит наш Китаец и все под эту же музыку тянет из одной  книги бумагу. Втулка внутри  разматывается. Дама и Китаец расходятся каждый к своей кулисе. Бумага тянется через всю сцену.
Торговцы подходят к бумажной ленте
Рвут на отрезки, характерно вскидывают руки.
Героиня: Стоп! Стоп! ( Вбегает из зала)
Музыка останавливается. Актеры удивлённо смотрят на нее. Стоят неподвижно.
Героиня: Друзья! ( Обращаясь к актерам)
В финале задумана сцена, которую  описала в своих дневниках моя бабушка.
40 е, Шанхайский рынок. Русские эмигранты продают книги китайским  скупщикам...
Но не для чтения  уходили на ура тома русских поэтов и писателей.
Война... нехватка обёрточной бумаги....
В романы и стихи заворачивали рыночные продукты. Дикие, непотребные сочетания того времени: Шаляпин с селедкой, Пушкин с ливерной колбасой. Отвратительно!
Но в нашем спектакле этой сцены не должно быть . Будет другой финал. (Актерам) - Приготовьтесь!
(Все уходят. Уносят реквизит.
Финальное письмо и финал.
( Звучат первые аккорды 2 го концерта Рахманинова.... Сначала приглушенно, чтоб не были заглушены фразы актеров. Потом нарастает и заполняет весь зал )
Героиня на музыке Рахманинова читает письмо.
Героиня:
Друзья мои! Сестренка моя!
Вы пишите, что  радуетесь  моему примирению  с Шанхаем, моему горению искусством! Верите в мой успех!
Вашей  верой я жива . Да, Шанхай научил меня  многому...Я поняла, неважно, где  ты находишься. Важно, что ты несёшь в себе, важно , что  отдаешь людям…
Восток научил меня благодарности.

(Актеры выходят и становятся в ряд с ней . Героиня в центре)
Благодарность... какое объемное слово...
Благодарность жизни, миру,  Творцу, испытаниям, которые делают нас мудрее и сильнее! Благодарность  красоте!
А красота одно из имён Бога ( У нее в руке кусок от той бумаги. Она читает по ней.
Героиня: Красота спасет мир.
Федор Достоевский.
( Остальные  тоже с клочками той оторванной бумаги и читают цитаты вслух. Музыка громче.)
Актер: Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.

Перестать читать книги - значит перестать мыслить.
Федор  Достоевский

Актер:
Есть преступления более тяжкие, чем сжигать книги. Одно из них - не читать их.
Иосиф Бродский.

Очень плохим признаком становится потеря способности понимать юмор, аллегории, шутки.

Самая большая надежда России - это ее женщины, они станут незаменимы в трудные минуты испытаний.
Федор Достоевский
Акт:
Все люди, посланные нам — это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, смотря на этих людей, исправляли свои ошибки, и когда мы их исправляем, эти люди либо тоже меняются, либо уходят из нашей жизни.
Борис Пастернак

Актер:
«Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, даже не верится, что так умеешь любить»
Антон Чехов

Акт:
Где нет любви,  там нет вселенной
Александр Пушкин

Акт:
Хотите быть счастливыми? Будьте благодарными!
Музыка нарастает.
Поклоны