Мое открытие св. Франциска. Записки. I-4 части

Анатолий Гурьевич Холодюк
            
Фото: Фрагмент произведения  "Святой Франциск Ассизский. 1250-1270", выставленного в  Музеях Ватикана. Автор: Маргарито ди Маньяно ( Mаргаритоне д’Ареццо)

                ...Чтоб это место имя обрело,
                "Ашези"* - слишком мало бы сказало;
                Скажи "Восток", чтоб точно подошло.

                Данте Алигьери (Рай.
                Песнь одиннадцатая,52)

                *- "Ашези" - древнее название
                города Ассизи (Примеч. А.Х.)

                *    *    *
                Нужно быть в Ассизах, в долине Умбрии,
                чтобы до конца почувствовать
                религиозную индивидуальность Франциска
                и безмерное его значение.

                Н. А. Бердяев

 



  I. У ГРОБНИЦЫ СВ. ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО
 
Записки паломника (извлечения из путевого дневника). Паломничество из Мюнхена (Bayrisches Pilgerbuero): "Assisi - in die Heimat des hl. Franziskus" (18.09.2021 - 24.09.2021)

...Недалеко от  " Hotel San Giacomo" на высокогорной улицы Via San Giacomo,6 , где мы остановились в Ассизи,  находятся Папская Базилика Святого Франциска и монастырь Сакро-Конвенто. Здесь  подвизаются монахи-францисканцы из Ордена францисканцев братьев меньших конвентуальных. Гуськом по узкой и  мощеной улочке спускается к базилике группа из 27 человек, где в основном все женщины, а мужчин - всего тол 4 человека. Последними шагаем мы - католический священник Альберт Маль (Albert Mahl; 62 года) из курортного города Хершинг на баварском озере Аммерзе и я, единственный в группе  немецкий гражданин со славянскими корнями. Нас обгоняют автомобили, заставляющие пешеходов останавливаться и близко прижиматься к каменным домам и заборам. Я случайно оглянулся и увидел, что  в нескольких десятков метрах за нами распластался мягкий туман, а может, это было и облако. За ним не видно черепичных крыш старых остроек.  Лепота!

Я хочу открыть для себя святого Франциска и побывать во всех  тех святых местах в Италии, что связаны с его именем. Около пяти миллионов ежегодно  приезжают поклониться могиле св. Франциска ( 1181/82 - 1226). За несколько месяцев до поездки в Ассизи мои знакомые немцы подарили изданный  в Баварии, в  "Kunstverlag Josef Fink"  богато иллюстрированный путеводитель по базилике Св. Франциска в Ассизи, написанный немецким монахом Томасом Фрайделем (Br. Thomas Freidel). Книга заинтересовала меня иллюстрациями фресок Джотто, Чимабуе и Лоренцетти.
"Похвально!"- одобрил мои планы и благословил словами "Да снизойдет на тебя Божия благодать!" священник А. Маль во время первого знакомства и беседы со мною на вокзале в Мюнхене. Он много знает о святом покровителе Италии  и  уже во второй раз посещает Ассизи и духовно окормляет в дороге католиков и протестантов.  Он вперемешку  рассказывает мне об эпизодах из легендарной   жизни "босоногого" и "бедного" монаха Франциска, чередуя их с воспоминаниями российской столице. Отец А. Маль посещал  там российских католиков в  монастыре св. Франциска в Шмитовском проезде, был он также и Третьяковской галерее, где "видел много красивых русских икон". Его интересует  история Образа Казанской Божией Матери, и он мечтает совершить путешествие по Волге.
 
"Падре" - так кратко я называл  в паломничестве Альберта Маля- поведал мне за завтраком в гостинице, что на Руси  первый монах-францисканец появился около 1245 года. Это был некий итальянец Джованни Плано Карпини, чьи имя и жизнь ни рассказчику, ни  мне совершенно неизвестны. Не секрет, что братьям-францисканцам приходилось туго в России, на их пути было много препятствий и искушений, чинимых  и представителями власти,  и восточными христианами. Францисканцы разделили в годы советской власти горькую судьбу Католической церкви, как впрочем  это случилось и с  монахами и священниками Русской Православной церкви. Однако с распадом СССР в начале 90-х годов в обновленной России появились монахи-францисканцы всех трех ветвей - капуцины, обсерванты и конвентуалы. Они живут в Санкт-Петербурге, в Черняховске и в Астрахани, говорит мне священник А.Маль.

...У входа в базилику группа паломников остановилась, и я зашел в паломническое бюро, что  находилось по соседству. Здесь приобрел  несколько  информаций на немецком языке. Цены всех местных сувениров и книг приемлемые. Мне вручили в подарок традиционный деревянный крестик на коричневом шнурке с тремя узелками, небольшой буклет с изображением Франциска  и со словами-благословениeм   на десяти языках, в том числе и на русском - "Пусть Господь даст вам мир". На буклете красовался и величественный францисканский герб с девизом в его нижней части "Мир и добро". Этот девиз выражает основную апостольскую задачу францисканцев - словом и делом провозглашать в окружающей жизни и в народе Еванглие. На гербе - синий щит с двумя скрещенными руками на фоне буквы "Т".

  - Правая, что обнажена, - прокомментировал "падре" геральдические символы ,- принадлежит Иисусу, а другая в рукаве хабиба  (монашеская ряса.- Примеч. А.Х.)- это рука  Франциска. Смотри: на ладони Христа - рана от гвоздя, у Франциска на ладони - стигмат. Почему? - Франциск - последователь  распятого на Кресте Христа.  Своей земной и духовной жизнью он был похож на Иисуса. 

"...Строительство верхней и нижних базилик, а также францисканского монастыря началось здесь в 1228 году, то есть через два года после кончины святого Франциска и  его канонизации ,- стала рассказывать наш очень умный и талантливый гид из Мюнхена Урсула Зебёк-Форстер (UrsulaSeeboeck-Forster), владеющая многими знаниями, заодно - и итальянским языком. - Мы войдем сейчас в  базилику, где крипта с могилой  святого. В этом святом месте находятся в каменном саркофаге останки Франциска. Они выставлялись для всеобщего обозрения и поклонения верующим только  в 1818 и 1979 годах. Фотографировать в крипте, думаю, не стоит...

 Святой Франциск много ходил по миру и спустя два года  после получения в 1224 году стигматов на горе Ла Верна почувствовал приближение смерти. Окружавших его людей он попросил перенести его из Сиены в Ашезо (Ассизи). В долине этого города, в  местечке Порциунколе Франциск остановился  и прилег на голую землю возле маленькой часовни. Здесь 3 октября 1226 года он и отошел тихо ко Господу. Вечером следующего дня его тело перенесли ближе к городским стенам  Ассизи и временно положили в церкви Св. Георгия.  При погребении тленные останки поместили в урну из бронзы и спрятали в каменном гробу.

В это же время в  западной части Ассизи некий житель Симон ди Пукьрелло подарил свой земельный участок сторонникам и последователям св. Франциска. Участок этот имел в народе  дурную славу: здесь якобы находился так называемый "адский холм" - бывшее место казни преступников. Люди начали строить храм в романском стиле  с криптой  для захоронения св. Франциска. Он же  позже стали называть это "адское" место "райским холмом". 25 мая 1230 года  останки св. Франциска в каменном гробе перенесли в новое место, где после возложения их на главный алтарь были  надежно спрятаны до первой четверти XIX века под полом базилики. Обретены мощи  св. Франциска только в 1818 году и помещены в большой и простых форм  каменный саркофаг, возвышающийся на  мемориальной тумбе. Существует  легенда, что первоначально останки Франциска надежно прятал брат Илия, строивший храм в Ассизи. Он делал это якобы с целью  предотвращения распространения фрагментов и частиц мощей в европейских странах.   
В нишах по обе стороны саркофага покоятся мощи первых четырех сподвижников святого - братьев Ангела, Льва. Максе и Руфина, символизирующих первоначальное братство - фундамент нынешнего религиозного сообщества в честь основателя ордена и славного уроженца Ассизи.

У гробницы состоялось богослужение католиков, руководимое священником Альбертом Малем. В нашей группе, оказывается,  находились пожилой диакон из Майнца и молодой министрант из Регенсбурга, помогавшие вести службу отцу Малю. У гробницы наши паломники пели и молились в тишине. Священник  пожелал верующим, чтобы святой Франциск сопровождал их всю жизнь в поисках истинной радости и любви  к ближним, особенно бедным и нуждающимся.   

Уже при выходе из крипты на месте пересечения лестниц   служители базилики  обратили  наше внимание на урну с мощами некоего "монаха Якопа", который на самом деле был ...благочестивой римлянкой по имени "Якопа де Сеттесоли". С этим "монахом" в женском одеянии Франциск  в земной жизни якобы находился в  тесном духовном общении. Он и назвал глубоко верующую итальянку "монахом Якопом".

Не заметили мы и  оригинальную лампаду-светильник у выхода из крипты, куда ежегодно 4 октября, в день памяти  св. Франциска, представители всех провинций страны приносят в дар оливковое масло. Сама лампада  - тоже  является даром итальянских коммун Ассизи. Традиция дарения масла существует с 1939 года, когда  Папа Римский Пий XII провозгласил святого Франциска покровителем всей Италии.

Св. Франциск и вся его жизнь, по оценкам  философа Н. А. Бердяева, - «величайший факт христианской истории после жизни самого Иисуса Христа». 
 
               

II. СВ. ФРАНЦИСК - "ТРУБАДУР БОЖИЙ"
 

  В Ассизи паломники  отправились на автобусе турфирмы "Fridolin". Путешествие из Мюнхена в Ассизи  продолжалось с остановками около 12 часов. "Церковь на колесах" молилась и пела духовные песни в час отправления, ровно в полдень и по прибытии в город св. Франциска. Нам раздали небольшие книжицы с описанием  путешествия и всех тех мест, какие связаны с именем святого: Assisi und Umgebung. Pilgerwege.- Tekst I.Jehle - Bamberg:Heinrichis-Verlag, 2018. -S.212. Очень содержательный материал.  Кроме того, верующие получили сборник  духовных песен.

Руководитель паломничества г-жа Урсула Зеебёк-Форстер в течение часа или более читала в микрофон текст жития св. Франциска и комментировала его отдельные фрагменты. Однако каждый паломник, готовясь в дорогу,  прочел много материалов из жизни этого "Трубадура Божия". Детство и юность Джованни Вернардоне (Бернардоне), известного позднее  под именем Франциска Ассизского, родившегося в Умбрии  в семье купца и торговца тканями по имени Пьетро и его супруги Пики, происходившей из Франции, были беззаботными. Однако  в возрасте 27 лет  жизнь будущего святого  кардинально изменилась: произошло обращение Франциска (1202), мечтавшего о карьере рыцаря. В рядах ассизского войска он участвовал в военных действиях против Перуджи. Франциск попал в плен и провел в нем около года. Находясь в тюрьме и заболев после освобождения, Франциск  под влиянием  Евангелия много размышлял о жизни и  своем месте в ней. Свое призвание он увидел в отказе от имущества, странствиях и проповедничестве, наставлении и обращении ко Господу людей.

1206 год  стал особо значимым и поворотным в его жизни. По дороге на войну в Фоджу, он переночевал в Сполето, где во сне ему явился Иисус, сказавший, что впредь его  " оружием будут Слово Божие и его собственная жизнь".  По пути в Ассизи  Франциск встретил прокаженного и поцеловал его, чего ранее он не смог бы сделать по причине боязни общения с таким больным. Жизнь Франциска резко изменилась.

В том же году в церкви св. Дамиана, где Франциск усердно молился перед распятием, он услышал  голос: "Ступай и отстрой свой дом..."

1208 год ознаменовался рождением первой братской общины, а последующий 1209 (1210 - по другим данным) - устным одобрением  в Риме папой Иннокентием III образа жизни и благословением на миссионерскую деятельность.

После этого Франциск как "рыцарь Христов"  ходил по городам и весям, возвещая людям Царство Божие. В 1219 году Франциск сопровождал войска крестоносцев до Египта и дошел до самого султана. В 1223 году папа Гоноратий III утвердил Устав св. Франциска. В том же году он провел праздник Рождества в Греччо. В 1224 году после проповеди в Монте-Альвено Франциск на горе Ла Верна получил на своем теле стигматы - следы Страстей Господних.  Через два года, 3 апреля произошла блаженна кончина Франциска, которого папа Григорий IV канонизировал в 1228 году.

В 2013 году Хорхе Марио Бергольо - 266-й папа Римский , первый в истории папа принял имя Франциск в честь св. Франциска Ассизского.


III. "CОЛНЕЧНАЯ ПЕСНЬ" СВ. ФРАНЦИСКА 
 

Св. Франциск обладал незаурядным литературным талантом. Его благочестие выражалось и в сильном чувстве радости, возраставшем в при виде красот природы. Примером тому может служить его произведение "Солнечная песнь",  встречаемое в переводах на русский язык (например, в переводе Петра Сахарова). Оно имеет и другое название - «Песнь о брате Солнце, или Хвалы творений»
Это поэтическое произведение, датируемое 1225 годом, написано на раннем  умбрийском наречии и  является одним из первых стихотворений Италии. По преданию, больной Франциск написал его в маленьком жилище, находящемся  неподалеку от церкви св. Дамиана. У ослабевшего  Франциска болели глаза и воспалились от инфекции  веки, он не мог видеть дневной свет и солнце. Гимн-молитва Солнцу является исходящей  из сердца св. Франциска благодарностью  Господу за созданный Им для людей  прекрасный  окружающий мир.
 

Ты всевышний Всемогущий,
Добрый повелитель,
Тебе слава и награда,
Честь и всякая удача,
Лишь к Тебе, о повелитель,
Обратятся все они,
И никто Тебя из смертных
Не достоин называть.

Будь прославлен, мой Господь,
Как и все, что ты создал.
Это прежде всего солнце,
Приносящее нам день,
Озаряющее нас.
Как прекрасно наше солнце!
Блеск величия сияет,
Уподобившись Тебе,
Господин Всевышний.

Будь прославлен, мой Господь,
Братом-месяцем
И звездами,
Ты рассеял их по небу,
Ясно, пестро и прекрасно.

Будь прославлен, мой Господь,
Братом-ветром, дуновеньем.
Облаками в ясном небе
И погодою любой.
Ведь она хранит все то,
Что Ты создал, о, Господь!

Будь прославлен, мой Господь,
Сестрицею-водой,
Очень кроткой и полезной,
И изысканной, и чистой.

Будь прославлен, мой Господь,
Огнем-братом, что сияет,
Озаряя мрак ночной.
Он ведь радостен и добр,
Он ведь крепок и силен.

Будь прославлен, мой Господь,
Нашей Матерью-Землей,
Что нас кормит, насыщает,
Что дает нам все плоды,
Так же травы и цветы.

Тебя славят, мой Господь,
Кто прощает прегрешенья,
Кто страдает от отчаянья,
Кто грустит в любви Твоей.
Увенчаешь Ты блаженных
Пребывающих в покое.

Будь прославлен, мой Господь,
Нашей смертию телесной.
Ведь блаженные все те люди,
Что в согласье пребывают
С Твоей волею священной.
Не страшна им смерть вторая.

Хвалите и славьте Господа моего!

(Перевод неизвестного автора)

См.: Сhronik des Christentums.- Gueterloch/Muenchen:Verlag im Bertelsmann Lexikon,1977, S.167.

Известен еще один перевод "Солнечной песни", который представлен на сайте Красноярской  католической общины  кларетинов - сыновей Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии.

"Cолнечная песнь"   вдохновила композиторов  написать музыку на стихи св. Франциска. В 1955 году композитор Герберт Коллум (1914–1982) написал музыку
"Солнечная песня Святого Франциска Ассизского для хора". Известно, что  композитор Альфред Шнитке  (1934 -1998) является автором партитуры "Der Sonnenausgang (Franz von Assisi). Живущая в Германии российский композитор София Губайдулина ( род. в 1931 г.)  также обратилась к  «Солнечной песни», и ее музыкальное произведение, исполненное несколько раз в Германии,  М. Ростропович назвал  "гениальным". 


IV. РЕЛИКВИИ СВ. ФРАНЦИСКА В АССИЗИ И В ЛА ВЕРНА

 Полные мощи св. Франциска хранятся, как известно, в склепе под алтарем  в нижней Базилике в Ассизи. Однако их никто и никогда не видел, кроме ученых-исследователей, которым в разные  поручали  освидетельствовать их. Достоверность мощей в верующем народе  подвергалась сомнениям. Начиная с 1818 года, мощи святого подвергались опознанию четыре раза. Согласно легенде, останки св. Франциска в XIII веке были надежно спрятаны в неизвестном одним из братьев по имени Илия, являвшегося якобы архитектором-строителем базилики. Такое решение было принято им с целью предотвращения  разделения мощей и распространения их в европейских землях. Мощи  якобы обретены были  в начале 1800-х годов и положены  в склеп нижней базилики. В 1978 году для мощей изготовили из органического стекла  специальное хранилище. В последний раз святые мощи освидетельствованы специальной комиссией в 1994 году.

В Ассизи, в Капелле реликвий почитаются следующие контактные реликвии св. Франциска, выставленные для обозрения в специальной витрине. Здесь хранятся некоторые вещи, принадлежавшие св. Франциску:

a) хабит или монашеская ряса. Ее называют еще и туникой, восходящей  по своему возрасту к временам 1115-1225 гг. Ряса имеет форму креста или "тау". Знак "тау", рассказали паломникам, является "знаком покаяния и обновления во Христе". По свидетельствам первых биографов святого, Франциск "почитал знак "тау", упоминал о нем в своих проповедях и беседах и ставил его в своих письмах;
                б)
Устав ордена францисканцев на пергаменте с печатью. В 1223 году  Франциск написал устав, состоящий из 12 разделов. Его оригинал хранится в Капелле реликвий. Впоследствии этот документ был переделан и утвержден  29 ноября 1223 года  Папой Иннокентием III;

в)карта, датируемая 1224 годом и содержащая один из манускриптов. Это благословение брата Льва. К карте приложена молитва "Хвала Всевышнему".

О достоверности этих реликвий и истории их происхождения автор, к сожалению, не получил информации.

Другие реликвии, свидетельства жизни  святого Франциска,  находятся в мужском монастыре  в провинции Ареццо.

Мы отправились в  эту тосканскую провинцию, где в лесистых горах находится небольшое поселение Ла Верна, известное тем, что  здесь на южном склоне горы Пенна (1128 м.), св. Франциск  14 сентября  1224 года во время молитвы получил стигматы. Эту гору   также называют  и горой «Ла Верна».

По преданию, весной 1213 года св. Франциск  познакомился с графом Орландо из Кьюзиделла Верна. Граф высоко ценил  святого и преподнес ему в дар   часть земли с горой где святой мог вести отшельнический образ  жизни. Здесь летом 1224 г. св. Франциск проводил сорокадневный пост. После  получения в этом месте стигматов гора Ла Верна приобрела в верующем  народе статус «святой земли»,  и Ла Верну  папа Александр ІV  взял под  свое покровительство. Спустя несколько десятилетий здесь построили и   освятили в 1260 г. мужской монастырь. Несмотря на то, что монахов неоднократно изгоняли из Ла Верны,   монастырь живет   и действует по сей день.

"Santuario della Verna" - так на итальянском языке называют монастырский комплекс  на горе Ла Верна. В главном храме, справа от алтаря устроена часовня - Капелла реликвий. Половину ее площади занимает на полу большая стеклянная витрина, где в горизонтальном положении  находится "верхнее одеяние с капюшоном" св. Франциска, которое он якобы носил  в сентябре 1224 года  на территории горы. История происхождения одеяния неизвестна. Надписи. комментирующие все экспонаты, выполнены на итальянском, английском и немецком языках.  На стенах капеллы устроены три витрины под стеклом, центральная из них посвящена восьми  контактным реликвиям святого. В основании витрины находится стеклянный реликварий с  деревянным посохом Франциска, которым якобы пользовался святой во время передвижения по горе и в других путешествиях.

Над посохом  устроен еще один стеклянный реликварий, где можно обозревать   пояс графа Орландо.

Во втором ряду витрины установлены три реликвария пирамидальной формы. в первом слева - часть веревки, связывавшей капюшон монаха. В срединном реликварии -  кусок веревки, обнимающей пояс. В правом - фрагмент веревки для самобичевания ( в целях покаяния).

В верхнем ряду возвышается реликварий прямоугольной формы, где находится льняная скатерть. Слева от него - реликварий, где хранится деревянная поильница ( или кружка для питьевой воды). Справа - реликварий  с сосудом для питья.

Две боковых витрины содержат реликварии со святыми мощами, не имеющими прямого отношения к  св. Франциску.

                (Продолжение следует)