ода заводской трубе

Наталья Сурнина 2
Сурнина Н.В.
Ода заводской трубе

Обычно на выставках  посетители с большим интересом  рассматривают  пейзажи. Мы любим природу России, нам нравится узнавать приметы сезонов, любоваться видами озер, гор, лесов.  Работы, посвященные индустриальному пейзажу, далеко не так часто бывают представлены в экспозиции. Индустриальный пейзаж  может быть интересен  и далеко не каждому живописцу. Наверно, и на выставках у него не будет столько внимательных зрителей, как  у картин, изображающих поле или речку.А. А. Каменский выразил это в блестящем эссе о крупном мастере индустриального пейзажа И. К. Шважасе: «Что давал и дает технический прогресс людям в духовном плане? Как этот прогресс очеловечить? Как найти в нем сопричастность с давними, привычными людям представлениями о прекрасном? Вот труднейшие проблемы, которые еще на рубеже XIX – XX веков были выдвинуты перед искусством динамикой времени. Чрезвычайная сложность тут заключается не только в том, что пластические и цветовые структуры промышленных сооружений, как правило, неведомы художникам, далеки от их зрительной практики и в каждом отдельном случае требуют специального освоения. Еще важнее и принципиальнее иное: изображая новую природу, преодолеть ее исходную чужеродность эстетическому сознанию людей &;lt;...&;gt; порожденные инженерно-технической мыслью аппараты, системы, конструкции – особенно новые – находятся за пределами этой «Земли людей» и всех ее параметров &;lt;...&;gt;. Дело живописца – найти модуль перехода от бездушности и отчужденности внешнего вида новой техники к одухотворенному ее восприятию и изображению, которые помогут приобщить промышленную сферу к человеческой жизни, к человеческому Дому».
Нам хотелось бы привлечь  внимание  к  созданным ижевским живописцем  Павлом Тяжельниковым  производственным  пейзажам, в настоящее время являющимся сотрудником ИЖГТУ. Это  картины «ОАО «Ижсталь»( 2017), «Огонь мартеновских печей» (2019), «Ода заводской трубе» (2010). Наши  читателя уже поняли, что особую ценность они приобретают  в связи с большим производственным опытом автора. Но не только.  Эти работы обнаруживают   общую культуру  художника, его мировоззренческий кругозор и  знакомство с историй развития индустриального пейзажа в изобразительном искусстве.
Тяжельников П.В.  имеет техническое образование, он окончил Магнитогорский горно – металлургический институт, приехал в Ижевск по распределению в 1979 году и проработал на «Ижстали» до выхода на пенсию. В течение многих лет,  с давних пор, когда была первоначально прямо в цехе создана  рабочая изостудия, занимался живописью в народной изостудии имени А.П.Холмогорова у народного художника заслуженного работника культуры  Удмуртии Валерия Елькина. Павел Викторович за многие годы занятия живописью развился как личность, дополнил свои качества крупного руководителя и организатора производства свойствами творческого человека: умение наблюдать природу и видеть особенности и качества предметов, замечать характерные черты человека, а кроме того, наслаждаться миром красок в жизни. Многие годы использовал возможность в студии писать карандашом портрет. Создал в технике масляной живописи оригинальные по сюжету натюрморты, которые в дальнейшем стали постоянно выставляться как на общих выставках студии, так и на  его персональных. С начала освоения масляной техники работал над пейзажем, в том числе с выездами на южный Урал и созданием крупных работ, отражающих реки и горы. Сделал  большие успехи в живописи.  Обогатил свою жизнь  замечательными творческими переживаниями: «Главное  для меня – первое  впечатление, радость от увиденного, наплыв  чувств. Каждая работа имеет право  на существование, если она выполнена  от чистого сердца,  с душой».
Прежде чем мы  внимательно  рассмотрим  названные картины П.Тяжельникова, кратко напомним  историю индустриального пейзажа, которая насчитывает не одно столетие, украшена именами самых прославленных мастеров и бурно развивается с девятнадцатого века, хотя  индустриальный пейзаж можно рассматривать как самую молодую разновидность пейзажного жанра.    Изображение технических объектов началась с рисунков Леонардо да Винчи. Они в основном являлись проектами изобретений великого ученого. Его появление  связано с тем, что изобразительное искусство наравне с философией, литературой, кинематографом чутко отреагировало на те перемены, которые претерпевал окружающий мир под воздействием интенсивно развивающихся науки и промышленности.
Парадоксально, но самым первым обратился к индустриальной теме в русской живописи такой далекий от нее художник, как И. И. Левитан – классик лирического пейзажа. Речь идет о картине «Платформа. Прибытие поезда» (1879). Сама картина не сохранилась – судить о ней можно лишь по оставшемуся описанию («Сумерки, железнодорожная платформа»).       В конце XIX века виды железнодорожных станций были излюбленными мотивами многих живописцев (Н.А. Ярошенко «Проводил», Н.А. Касаткин «Трамвай пришел»). Одним из первых образцов «чистого» промышленного пейзажа является картина П. А. Брюллова «Либавский проволочный завод» (1912).
     Что же удивительного в том, что в изобразительном искусстве Удмуртии были созданы и портреты, и картины, создающие образы сталеваров, П.С.Семеновым, А.П. Холмогоровым? «Ижсталь» был одним из крупнейших  заводов города, без преувеличения можно сказать, что там работала значительная часть его жителей, для которых заводские виды были отнюдь не диковинкой.
     Обратимся к работе Павла Тяжельникова  «Ода заводской  трубе». Любопытное название, не правда ли? Да и тема заявлена отнюдь не привычная,многократно повторенная,  вроде «Дороги к храму»… Картина про трубы, заводские  трубы? Разве это может быть темой для пейзажа? К тому же ода подразумевает воспевание в высоком жанре  явления, события: как свидетельствует толковый словарь, ода (от др.-греч. ;;; < ;;;;; «песнь») — жанр лирики, торжественная песня, посвящённая какому-либо событию, герою, или отдельное произведение такого жанра.
    Картина Тяжельникова  отображает то, что знакомо и понятно каждому жителю Ижевска, Челябинска, Кирова… Наш город – это поселок при заводе.  И автор изображает деревянные дома  работников, в которых жил весь Ижевск, и промзону с огромными зданиями цехов и заводскими трубами. Труба и гудок заводской      трубы совсем недавно организовывали всю жизнь в городе.  Соседей спрашивали, был ли второй гудок: первый «Вставай», второй «Выходи на работу». И по этому гудку в зимнее время через пруд шел огромный поток людей, потому что транспорт тогда еще не  доставлял к заводу рабочих. Шел по той исторической дороге, по которой шли из Колтомы на завод  уже не первое столетие. Гудок раздавался в сильные морозы, так и говорили: был морозный гудок. Нечего  говорить о том,как много значил заводской гудок в годы войны. Исторически верно Тяжельниковым  изображены и большие просторные дома около завода, такими были  жилища  еще мастеровых, «кафтанщиков».
Великолепно задумана композиция картины.  Контраст  огромных заводских корпусов и деревянных домов большой, он бросается в глаза зрителю. Там – железобетон, металл,  здесь – теплое человечное дерево.Все это объединяет и покрывает необыкновенно красивое  голубое небо с облаками и дымом. Заводской дым не  ядовитый, отравляющий легкие человека, а тающий белыми клубами. Вся картина с теплым человеческим чувством, написанная не противником индустриализации и любителем так называемой «природы» ( то есть  леса, поля на картине), а человеком т руда, для которого завод – это жизнь, это движение вперед техники и  мысли, это развитие  одной из сторон цивилизации человеческой. Так же прекрасен  снег на переднем плане. Снег, значительную часть года покрывающий землю в нашем городе,  - он чист, красив,  возвращает глаз зрителя к небу, сопоставляя с ним и отличаясь от него. Об  этом высказался много работавший в этом направлении живописец С.Х. Юнтунен: «Это очень важно – показать завод многосторонне, с различных точек зрения. Мы ведь представляем себе красоту русской природы не только по собственным наблюдениям, но и через полотна русских живописцев. Они уловили для нас все ее особенности и нюансы. Такую же работу должны проделать современные художники по отношению к тому новому, что вошло в наше бытие, в частности – к индустрии». Позитивное настроение в картину Тяжельникова вносят и цвет крыши, и цвет последних осенних листьев. Интересен ритм веток деревьев. Он словно ломает прямоту  направленных в небо заводских труб, придает им  музыкальность,  своей причудливостью и в чем -то повторяемостью – созвучие,  соединение, возможность  переклички. Интересна найденная автором картины деталь, решающая проблему связи давних представлений о пейзаже и современного индустриального пейзажа, -это птичка на ветке. Этот сюжетный ход отражает широту мировоззрения художника, его глубокое понимание развития жанра и связи индустриального пейзажа с традиционным решением в жанре.
    В картине «Огонь мартеновских печей» зритель сразу обратит  внимание на контраст теплого и холодного, использованный  художником: холодный передний план и  изображение потолка цеха и теплые цвета в изображении мартеновых печей. Выверенность, точность, подробность в изображении  цеха , конечно, свидетельствует о том, что писал  пейзаж  автор, хорошо знающий завод и производство, а не просто пришедший сделать этюд с натуры. Эти подробности невольно вызывают графичность,  большое количество четких  симметричных, параллельных линий. В таком пейзаже художник не может, как в этюде, сделанном на берегу реки, «додумать» нужную ему для композиции причудливой линии ветку или ствол. Перед автором стоит сложная техническая задача.Эскизы для картины созданы  на натуре, тщательно и со знанием дела. И хотя в дальнейшем собранный материал художественно осмысливается, есть пределы его обобщения, вызванные самим жанром индустриального пейзажа. И один из таких пределов – точность и достоверность изображения цеха. Не может не завораживать красота  огня, металла, света. Такой теплый, позитивный, жизнеутверждающий  фрагмент , изображающий  мартеновскую печь, что поневоле  сопоставляешь его с красотой закатов на прославленных пейзажах.Хочется смотреть на это  и любоваться, как привыкли мы наслаждаться  картинами заходящего над морем солнца или осеннего леса. Автор картины обращает наше внимание на то, что огонь мартеновских печей направлен не на разрушение, а на созидание. Смена технологий производства стали также воспринимается им позитивно, как движение вперед.
Конечно, у зрителя возникает вопрос о том, что на картине отсутствует человек. Маленькая фигурка, которая ничего не значит в этом грандиозном, грозном, мощном процессе выплавки металла. Но стоящих у печи сталеваров писали великие основатели индустриального пейзажа – предшественники Тяжельникова в этом жанре.  В картине изображено современное  состояние этой индустрии. И в этом ее  подлинность.
Прекрасно прописан художником первый план с его переходом  от теплого к холодному, это очень красиво, мастерски сделано,  это живописно.
В изображении пламени печи автор сумел выбрать такие  тона, такие отражения на других предметах, что это позволило Тяжельникову избежать излишне ярких, красных, «горящих», насыщенных цветов. Он использует большую палитру и создает полное впечатление пылающего пламени. И прорывы света, освещенный  потолок  дополняют это решение.
    В картине «ОАО «Ижсталь» Павел Тяжельников поставил перед собой трудную сюжетную и композиционную задачу. Территория завода изображена словно с высоты птичьего полета. Геометрический рисунок  зданий, ритм вертикалей заводских труб   определяют во многом художественные решения и скорее заставляют решать задачи изображения, чем  свободно создавать свою композицию и рисунок.И Тяжельников смог  достоверно и художественно организовать это пространство, применяя линейную перспективу, используя горизонтали цехов и вертикали труб, диагонально пересекаемые дымами.Особенно удачно, как нам представляется, применяется художником прием контраста темного и светлого.
Композиция, как и положено,  составлена из образов возведенных  сооружений, освещенных  солнцем.  Произведение наполнено красотой  и обладает очарованием  красок. Объекты индустриализации необычайно гармоничны, вписаны в общую композицию природы.  Они  создают поэтический и содержательный образ. Колорит же картин достаточно скромный и простой, но формальное решение композиций соответствует идейному содержанию.
 Своеобразным вариантом признания значимости индустриальных пейзажей Павла Тяжельникова стал настенный календарь, в качестве иллюстраций для которого использованы пейзажи сотрудника ИжГТУ.
  Нам хотелось бы, чтобы искусствоведческий кругозор наших читателей расширился благодаря знакомству с индустриальными пейзажами живущего в городе Ижевске инженера и живописца, сотрудника ИжГТУ Павла Тяжельникова.Достоверность , точность изображения  в его картинах обеспечивается техническим образованием, красота  производственных объектов создается  взглядом художника. Гармонически развитая личность, какой является Павел Тяжельников, всегда интересна окружающим, она способна и нашу жизнь  обогатить новыми мыслями и чувствами.