Баночка варенья

Михаил Китайнер
Из книги «Воробушек»
Воробушек: Рассказы. – Ярославль: ИПК «Индиго»,  2021. – 208 с., ил.


Как-то за ужином жена сказала мне:
– Представляешь, оказывается, в Израиле делают варенье для диабетиков. На стевии.
– И что? – спросил я, творчески пережёвывая макароны.
– Говорят, что оно очень вкусное, – пояснила жена. – И его можно есть диабетикам.
– И что? – спросил я, переходя к котлете.
– Что-что, – обиделась жена. – В Израиле его делают. А у нас его нет. А если есть, то с такой наценкой, что в Израиль дешевле съездить.
– И что? – поинтересовался я, отставляя в сторону тарелку и переходя к кофе.
– Да ну тебя! – опять обиделась жена. – Я тебе о серьёзных вещах говорю, а ты «что» да «что»!
– И что? – спросил я, вытирая губы салфеткой.
– А то, – сказала жена, – что у тебя в Израиле друзей полно. Спроси, может, кто поедет сюда в ближайшее время. И привезёт мне баночку варенья. Из голубики. На стевии.
– Без проблем! – ответил я и тут же позвонил тёте Розе.

Тётя Роза жила в Израиле уже двадцать лет. За это время она познакомилась с половиной местного населения, а вторая половина была вынуждена познакомиться с ней. Но, несмотря на это, тётя Роза очень скучала по России и не упускала возможности поговорить о многочисленных родственниках и знакомых, оставшихся на постсоветском пространстве.
– Ой, вей! – воскликнула тётя Роза. – Мальчик мой, неужели это ты?
– Да, тётя Роза, – подтвердил я. – Это я. Неужели ты сомневаешься? Ведь у тебя же высветился мой номер телефона.
– Ну, знаешь, – парировала тётя Роза, – номер номером, но сейчас пошли такие люди! Любой может воспользоваться твоим номером и позвонить мне от твоего имени. А я, как последняя дура, буду говорить с ним за знакомых!
– Нет, тётя Роза, это действительно я, – успокоил я её. – Я тебе звоню по делу. У меня будет к тебе маленькая просьба. Точнее – вопрос.
– А, – сказала тётя Роза, – вот теперь я вижу, что это действительно ты. Ведь ты вспоминаешь обо мне только тогда, когда тебе чего-нибудь нужно. А чтобы просто так позвонить старой тёте – так от тебя этого не дождёшься! Ладно уж, клоц, говори свою просьбу.
– Почему – клоц? – удивился я.
– Потому что задаёшь клоц кашес, – ответила тётя Роза. – Спрашивай, чего хотел.
– Тётя Роза, – сказал я, – моя жена выяснила, что в Израиле делают варенье для диабетиков. На стевии. Так вот, она просила…
– Ой, чего только не делают в Израиле! – воскликнула тётя Роза. – Здесь делают буквально всё… Слушай, а у тебя всё та же жена? Или уже другая?
– Всё та же, тётя Роза, – сказал я. – Всё та же.
– А зачем ей варенье на стевии?
– Ну, у неё нашли диабет…
– А зохан вей! – воскликнула тётя Роза. – И зачем ей это было надо? Слушай, у неё же раньше не было диабета. Или это всё же другая жена? Послушай, клоц, ты от меня что-то скрываешь?
– Нет, тётя Роза, – сказал я. – Я от тебя ничего не скрываю. Жена у меня всё та же, а диабет у неё нашли только теперь. Так что там насчёт варенья?
– Знаю я твоё варенье, паршивец! Его продают в соседнем супермаркете. И если брать оптом, то могут сделать приличную скидку.
– Тётя Роза, – сказал я, – мне не нужно оптом. Мне нужно одну баночку. Ну, максимум – две…
– Тогда скидку не сделают, – сказала тётя Роза. – Ну да ладно. Это мы решим. А как я тебе это варенье передам?
– Ну, – сказал я, – может, кто-нибудь у вас в ближайшее время поедет в Россию…
– Точно! – обрадовалась тётя Роза. – Я слышала, что буквально на днях наш премьер-министр летит к вашему президенту.
– Не понял, – сказал я.
– Что ты не понял? – удивилась тётя Роза. – Ты же интересовался, кто в ближайшее время поедет в Россию. Так вот, это он.
– Ну, – посмеялся я, – вряд ли он повезёт моей жене баночку варенья…
– Почему нет? – удивилась тётя Роза. – Я думаю, этот вопрос мы тоже решим. Дело в том, что у меня есть близкая подруга Рива. Так вот, эта Рива замужем за Ицхаком. А у Ицхака есть сестра Голда, которая дружит с Мирой… А Мира работает в Кнессете. Уборщицей.
– Ну и что? – опять не понял я.
– Нет, – возмутилась тётя Роза, – ты всё же тупой. Недаром из тебя не получилось ни зубного врача, ни юриста… Слушай, а ты всё там же работаешь?
– Там же, тётя Роза, там же… Так при чём тут Мира?
– А при том, – важно сказала тётя Роза, – что Мира в очень хороших отношениях с Ребеккой. А Ребекка работает в канцелярии. Так неужели она не найдёт кого-нибудь, кто сможет попросить нашего премьер-министра о маленькой любезности…

Попрощавшись с тётей Розой, я от души посмеялся. А жена обиделась, сказав, что я в очередной раз ни о чём не смог договориться…

…Как писала пресса, израильский премьер-министр посетил Москву с кратким рабочим визитом, чтобы «сверить часы» с российской стороной по некоторым аспектам международной политики. Встреча прошла в атмосфере взаимопонимания. А после неё, по протоколу, должен был состояться ужин.
– К сожалению, на ужин остаться я не смогу, – сказал премьер-министр. Меня тут попросили о любезности, и я дал слово. Я должен передать одной женщине баночку варенья…

– …А ещё есть даже сгущёнка для диабетиков. На стевии. Её в Белоруссии выпускают… – сказала жена.

Я мучительно стал вспоминать, кто из знакомых у меня есть в Белоруссии, и полез в интернет, чтобы посмотреть график официальных визитов в Россию белорусского руководства.