Нам дороги эти позабыть нельзя

Роза Левит
 
С тех пор всё изменилось и воина стала реальной.
Стали таким реальным жизнь и смерть.   
Они шли так близко рядом по одной дороге ,дороге войны. Безжалостный механизм войны.
У неё были свои непонятные законы.
Она калечила выхватывала из рядов жизни одних людей, щадила других .
Она посылала людям новые и новые испытания.   
Как будто в самые безнадежных ситуациях откуда то появлялись ангелы и происходило необъяснимое непредвиденное.   
Но разве можно было так быстро создавать этих ангелов, ангелов жизни и порой мне кажется что люди сами брали на себя роль их я слышала так много историй происшедших в первые дни войны какая то сила подхватила меня и втолкнула в уходящий вагон поезда,  откуда то появилась белая лошадь с парнем и он крикнул следуйте за мной и вывел нас на дорогу ведущую в лес.   
Мы чудом остались живы, вокруг полыхало пламя от взрыва ,а мы лежали в канаве невредимые сами того не помня как оказались в ней,
 я бежал и бежал и мне казалось что меня кто то проносил,
 я прыгнул в реку с моста не умея плавать и какая то сила втолкнула меня на противоположный берег... 
Чудеса происходили каждый день люди говорили о них, привыкали к ним и привыкали к другому, к смерти.
 Наверное на тех дорогах где люди убегали от дьявольской машины уничтожения всё сжималось в один большой конгломерат клубок страданий и выживания и не было времени на анализ происходящего.   
Днём колонна людей пряталась в лесах и полях.
Передвигались ночью, старались пройти быстро насколько это было возможно.
"Слезами измеренный чаще, чем верстами,
;Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих."
Писал Константин Симонов в 1941,

Больше месяца добирались до эвакуционного пункта Лысково.
Город районного значения, расположен на правом берегу Волги, в 89 км к востоку от Нижнего Новгорода на автомагистрали Москва — Нижний Новгород — Казань — Уфа.
В силу того, что именно через это село проходил Казанский тракт, уездные административные учреждения базировались в Лыскове.
В городе находился известный в стране пивоваренный завод, где и устроился на работу Хаим. Семья сняла дом в городе. 
Дом стоял у дороги рядом с пивной.   
На плите всегда стояла большой чугун с супом.
Геня умудрялась найти продукты и эвакуированные беженцы заходившие в дом всегда могли подкрепится тарелкой супа.
Однажды в дом была доставлена записка
-Помогите ради Б-га .
Я еврей попал в тюрьму.
 Голодаю. Помогите.
Каждый день можно было видеть красивую статную женщину идущию с узелком по направлению к тюрьме
То ли баночка супа укатанное в полотенцо что бы не остыл, то ли ощущение что он не один в этом мире и кто то забот ся о нём поддерживало заключенного.
Уже спуста много лет после войны в дом Гени в Витебске пришел пожилой человек и дрожащим от слёз голосом благодарил Геню за ту миску супа которая спасла ему жизнь.
Богомольный, запомнила его фамилию тётя Маня рассказавшая мне эту историю спустя полвека в Майами Флорида.
Расказала она мне о бабушке пару других семейных историй в которых проявился сильный,смекалистый характер бабушки Гени.
Дети подрастали.Броничка училась в Лысково в педогогическом ущилище.Хаим работал на пивном заводе Манечка училась в школе
Диму призвали в армию.
Симпатичный молодой паренёк обладал мягко сказать довольно своеобазным характером
В первый день призыва он уже был арестован за драку серьёзно избив русского парня делавшего шутки по поводу его еврейского происхождения .
 Продолжение следует.