АМБА

Виктор Тельпов
Практически каждый житель дальневосточного региона знает, что АМБой называют дальневосточного тигра, которого в Уссурийской тайге пока обитает в достаточном количестве и встреча  человека с ним  вполне вероятна.
                Об одной из подобных встреч я попытаюсь воспроизвести со слов непосредственного участника и свидетеля подобной встречи. Бригада лесозаготовителей лесхоза базировавшегося в посёлке Долми как обычно работала на отведённом им участке тайги, километрах в 30 от посёлка.
                Едва скользнув по верхушкам могучих кедров   угасающими лучами, зимнее солнце скрылось за сопками. Бригада лесорубов, в ожидании автотранспорта собралась вокруг импровизированного костра. Надо было просушить взмокшую от тяжёлой работы спину и перекусить, оставшимися после обеда харчами и согреть душу и тело домашним первачом.
                Николай, мой старый знакомый из местных, решил опорожнить мочевой пузырь. Он не спеша удалился от своей компании  вглубь тайги, метров на пятьдесят не более. По дороге он достал пачку папирос, достал одну, другую про запас за ухо, долго не мог найти спички, сдерживая нарастающее давление в мочевом пузыре.  Наконец, нашёлся злополучный коробок со спичками. Николай привычно зажёг спичку и уже подносил её к папиросе удерживаемой губами. Тигр появился столь внезапно, буквально в двух шагах. Вероятнее всего только зажжённая Николаем спичка предупредила атаку тигра и тем спасла ему жизнь. Тигр остановился, его рык при вдохе и выдохе был страшен. Огромная кошка застыла вне решительности. Николай понимал, что догорающая спичка это его оставшаяся жизнь, погасни сейчас спичка и всё он добыча тигра. В руках у Николая были меховые рукавицы, пропитанные машинным маслом и бензином, он поднёс к ним горящую спичку. Рукавицы вспыхнули ярким огнём, его телогрейка также в бензине и масле загорелась. Он бросил одну  горящую рукавицу в тигра, затем другую, и тигр дрогнул. Огромным прыжком он исчез  в темноту вечерней тайги. Затем Николай сбросил с себя горящую телогрейку и затоптал её ногами в снег. Пламя погасло, он отряхнул ещё дымящуюся телогрейку, зачерпнув руками снег и засыпал им тлеющиеся места на уже бывшей одежде.
                Медленно побрёл к своим товарищам, забыв о причине, по которой их покинул, а может  он всё же опорожнил мочевой пузырь от страха, при встрече с тигром, но об этом он нам не поведал. Никто из его бригады не поверил его рассказу, сославшись на его злоупотребление спиртным. Ты Коля там чёртиков не видел случайно, потешались над ним ребята. И одежду ты свою спалил по пьяне, хохотали товарищи Николая.  Тот уже чуть не в драку бросается на своих товарищей, пойдёмте, всё увидите сами, там остались следы тигра. Кто - то согласился посмотреть ради смеху, чтобы совсем засмеять подтатого Николая. Нашёлся  и фонарик. По следам Николая подошли к месту, где он остановился. Их удивлению не было предела. В двух шагах от его следов  были видны чёткие отпечатки лап тигра, размером почти с мужскую шапку. Я же вам говорил, что здесь был амба. Лесорубы, по совместительству охотники, ситуацию просчитали сразу. Уже без смеха, с опаской подсвечивая фонариком ближайшие кусты, вернулись к костру.
                Об этой встрече с тигром одного из лесозаготовителей в местной газетёнке, была написана короткая статейка. Николай сохранил газету со статьёй, в которой были отмечены его грамотные действия при встрече с хозяином Уссурийской тайги.
                Мы с сослуживцами  иногда заезжали к Николаю в гости, слывшего заядлым охотником. Конечно, он больше специализировался по пушнине, имел свой охотничий участок и даже зимовьё в тайге. Добыть кабана, косулю или изюбра, он считал не плохим подспорьем для выживания в таёжном посёлке или попутной охотой.  Легально   из местных жителей посёлка на копытных никто не ходил, всегда была проблема с лицензией, да и стоимость её тоже кусалась. К тому же сама психология местных жителей таёжного посёлка зиждилась на мнении, если живёшь в тайге, то имеешь право добывать зверя на пропитание своей семьи и собакам. Вот так они и жили, закон законом, а тайга остаётся тайгой.  И в тайге есть не писаный закон, если увидел человека в тайге, обойди его, не встречайся с ним. Ты не знаешь кто он и каковы его намерения?
                Мы жили иной жизнью, армейская служба, свод правил и законов не позволяли нам опускаться  в своих действиях до жителей таёжных посёлков.  На коллектив военных охотников мы выкупали несколько лицензий и старались их закрыть в установленные сроки.  Но в этом сезоне одна лицензия на косулю оставалась не закрытой, хотя  до окончания охотничьего сезона осталось три дня. Самое неприятное, что эти три дня рабочие и выехать на коллективную охоту возможности нет. Сдавать незакрытую лицензию краевое охотничье общество не приветствовало. К тому же это могло отразиться при получении  лицензии в будущем году.
                Я сменился с дежурства, наш полк, в прошедшие сутки не летал, летали соседи, ВВС. Перелетающие борта они же принимали в процессе полётов, так что дежурство получилось «шланговым», отсыпались экипажи дежурного звена и группа руководства то же.  Я сидел в своей квартире, перебирал патроны: картечь в одну сторону, пули в другую и не мог решить сложившуюся проблему.  И наконец, решился, снарядил патронташ отобранными патронами, достал из сейфа ружьё, надел армейские валенки и куртку и бодро пошагал в гараж. До Матайского охотничьего хозяйства 120 километров. Для моей ЛАДЫ это не расстояние. Дорога прямая как стрела, чуть больше часа и я на месте.  Собрал ружьё, затянул патронташ и быстрым шагом через речку Матай в тайгу. Местность мне хорошо знакома, мы не раз бывали здесь, запасаясь на зиму жимолостью, голубикой и ягодой лимонника китайского. Снег в тайге не глубокий, не успела ещё матушка зима засыпать огромными сугробами таёжные мари. Мне это было на руку, можно довольно легко добраться до мест обитания косули. В стволы я снарядил два патрона картечи в контейнере. Это проверенные заряды, до ста метров убойная дистанция. Местность, открытая с невысокими зарослями кустов голубики и багульника.  Далее, метров через триста появились кусты высокой жимолости и поросли  молодого ивняка. Погода прекрасная, практически безветренно и зимнее солнце вызвали лёгкую испарину. Я расстегнул куртку и беспечно забросил ружьё на плечо. Следов косули не видно, и мне казалось, что тайга просто вымерла, даже не было следов зайца. Вдали завиднелись могучие кедры, думаю, дойду до них и пойду  вправо к реке, она там делает поворот и вдоль реки, буду возвращаться. Вот и первые следы, но они меня не обрадовали. Огромные кошачьи следы, я снял перчатку, потрогал след, свежий. Сбросил с плеча ружьё, снял с предохранителя, вглядываясь в ближайшие кусты, ощутил себя дичью. Я знал, какие прыжки у тигра и выстрелить по нему, я не успею, если он захочет на меня напасть. Пройдя метров двести в выбранном направлении, я обнаружил новый кошачий след, но в два раза меньшего размера, чем тот первый.  Это совсем плохо, мать с детёнышем гуляют, она наверняка учит его охотиться.
                Теперь мне стало понятно, что я залез охотиться в чужие угодья, надо ретироваться.  Чтобы сократить путь к машине, я решил срезать угол, а не идти по своим следам назад. Здесь снова неожиданность, вдоль моих старых следов повсюду следы семейки. Так они меня начали пасти, как я только перешёл реку Матай. Вот и убедился в который раз, кто хозяин Уссурийской тайги?

    12.10.2021г.                Виктор Тельпов