На тропе

Ольга Коваленко-Левонович
Рассказ отца

Случай этот произошел, когда был я ещё подростком. Стоял март, стеклянный, по-северному студеный, с длинными полярными ночами. День был тоже ночью, только светлой. Всё видно, только солнца нет, светятся небо и снега.

Отец постоянно был в разъездах и семью, мать и четырёх сестер, кормить приходилось мне. Ходил на охоту. Осенью стрелял уток. Зимой и ранней весной ставил легкие, но прочные петли, зайцы попадались, тем мы и кормились.

В этот день шел на лыжах, поднимался на холм Ханта-Мужи. Вокруг поля, прогалины, заросли тальников, замерзшие озёра. Летом на эти озера приплывала на лодках молодёжь, отдыхала там.

Шёл, и услышал лай собак. В километрах пяти от холма Ханты-Мужи был посёлок хантов. Там стояли юрты, у каждого хозяина были собаки, которые возили нарты. Я и подумал, что ханты перебрались поближе, со своими собаками. Значит, нет смысла идти дальше, ставить петельки. Собаки, наверняка, всех зайцев распугали.

Послышался шорох снега, и на лыжню вышел пёс. Кажется, овчарка. Огромная и очень красивая. Откуда и взялась тут? Может быть, пограничника Пашки? Он, как отслужил, забрал своего верного пса с собой домой. Собака, но немного странная. Пушистый хвост, уши не такие длинные, как обычно у овчарок бывают, покороче ушки. Волк?

Необычный пёс стоял на тропе, смотрел спокойно, внимательно умными своими глазами. Стрельнуть из мелкашки? Не стал, не захотел почему-то. А вдруг чья-то собака?

Пёс стоял в метрах двадцати, смотрел, и никакой агрессии не проявлял, совершенно. А собаки неподалёку всё тявкали, визжали. Пёс развернулся и потихоньку, не спеша, с достоинством пошёл обратно. Прошагал полсотни метров, и вдруг сорвался, молниеносно умчался, будто его и не было. Исчез. Собачий лай и скулёж прекратились.

Я вернулся к протоке, наткнулся на заячью тропу и поставил на ней три заячьих петли. Вернулся домой. А через два дня отправился проверить, не попался ли кто. Шел по своему же следу. Слышу, на островке, где петли поставил, снова тявканье, визг. Побежал на лыжах, думаю — собаки, сейчас зайцев моих сожрут.

Вижу: стая собак, три штуки. Все одинаковые, серые, пушистые. Подростки годовалые, молодые волки. Двое дергаются в петлях, третья, по виду самочка, сестра, рядом крутится. Отбежит, и снова возвращается. Петли, хоть и тонкие, но нихромовые, порвать их звери не могут.

Волки! Если их перестрелять, то слава на весь район. Трёх волков добыл! Нет. Нельзя их убивать. Это не охота уже, а просто убийство. И какая третья самоотверженная. Рядом бегает, не бросает своих.

Вынул охотничий нож, подошёл к первому волку. Он не бросается, просто крутится, повизгивает, пытаясь освободиться. Дождался я момента, когда он отпрянет в сторону и натянет струну, и перерубил металлическую нить. Так же освободил и второго.

Маленькая  подскочила к братьям, хвостом вильнула, и пошла по тропе. Они — за нею.  И тут впереди на тропу вышел знакомый мне большой волк, отец. А за ним — мать-волчица. Остановились. Я завороженно наблюдал. Волчата подбежали к отцу с матерью. Большой сделал прыжок в сторону, за ним — волчица, следом — молодые, и все, друг за другом, ушли в прогал между кустами.

Немного погодя появились по ту сторону протоки, все пять штук. Большой прыгнул, сломал грудью снежный козырёк над берегом, и исчез наверху. Следом за ним поднялись остальные. Больше я их не видел.

Слава Богу, что войны у меня с волками не было. Что не устроил бойню. Матерый волк наблюдал в укрытии, о чём я не подозревал. Если бы перестрелял беззащитных молодых, то волк бы меня не пощадил. Куда мне, подростку, против него, с мелкокалиберной винтовочкой моей… Я по-доброму, и он по-доброму. Умный волк, мудрый волк. Так я рад, что не поддался шкурному азарту, пожалел, и сам остался жив.

Удивляюсь — выдержка какая у взрослых зверей! Это молодёжь тявкала и скулила, ну совсем как щенки собачьи. Но ни волк, ни волчица и звука не издали.

Ханты считают, что если волка обидеть — он обязательно отомстит. Вырежет в стаде оленей обидчика. Колхозных не тронет, а тех, что человеку-врагу принадлежат, положит всех. А мне урок на всю жизнь. Не надо быть зверем. Если можешь — пожалей.


Рисунок - мой.