Леки - краткая история

Руслан Исаев
ДАГЕСТАН – ОТ ЕДИНСТВА К ЕДИНЕНИЮ
         К 100-летию образования Дагестанской АССР
         Хурриты, яффетиды, «классические леки», «особое племя», «великие скифы», киммерийцы, гунны, массагеты, торгамиты - вот некоторые из названий общих предков дагестанских народов, которые можно встретить в трудах великих историков с незапамятных времен. Праотец кавказцев, Таргамос (Торгам, Форгам) упоминается в Библии, в так называемой «Таблице народов», как внук Яфета (см. «Бытие», гл.10. ст.3).
         Ученый-монах Леонти Мровели, живший в ХI веке, написал исторический труд, носящий название «Жизнь картлийских царей». Труд этот, основывающийся на еще более древних летописных источниках грузин и, может быть, армян, является началом всех известных списков свода древнегрузинских летописей «Картлис цховреба» («Жизнь Грузии»), сведенных в единую книгу между ХII и ХIV веками.
          Происхождение коренных кавказских народов Леонти Мровели рисует так: «Прежде всего упомянем, что у армян и картлийцев, ранов и моваканов, эров и леков, мегрелов и кавкасианов - у всех этих народов был единый отец по имени Таргамос. Сей Таргамос был сыном Таршиса (библейский Гомер), внуком Иафета - сына Ноева... Страны же той, что досталась им в удел, сии суть рубежи: с востока - море Гургенское, с запада - море Понтийское, с юга - море Оретское и с севера - гора Кавказ [6]. По сути, описывается ареал Араратского нагорья, откуда и началось расселение Пятой (Кавказской = Арийской = Европоидной) Расы после схождения вод Всемирного потопа. 
          Лекос (Лакос, Лакз, Лазг), один из восьми сыновей Таргамоса, основав Гайканское царство (Гирканию, впоследствие заселенную  протоармянами из Фригии) по указанию своего отца, Таргамоса переселился на Северо-Восточный Кавказ на территорию нынешнего Лакского района Республики Дагестан, в место нахождения с. Кумух (Гумик у арабских летописцев), согласно летописи Михитара Анийского и Вартана [1].
         Выдающийся кавказовед П. Услар утверждает: «тождество классических Легов и нынешних Лаков едва-ли может подвергнуться сомнению. Плутрах, в жизнеописании Помпея, говоря о походе его в Албанию, упоминает о Легах. Название грузинского героя Лекоса, праотца дагестанских горцев, по всей вероятности, родственно этническому Лак. Заметим при этом, что если написать по-русски Ляк, то оно ближе подойдет к выговору туземцев, чем Лак. Тождество Лак, Лек и Лег становится еще очевиднее. Не знаю, можно-ли с последним связать название Лезгины, которое, впрочем, совершенно чуждо дагестанским горцам» [5].
          Библейский пророк Авраам, хуррит по происхождению, в дальнейшем переселился из Ура в Вавилон, положив там начало двум народам: евреям и арабам. В память об этом на иврите свободные люди именуются «Бней Хорин» (сыновья хурритов).  Удивительным образом участие лакцев в этногенезе евреев и армян подтверждают воспоминания известной путешественницы Н.И. Вороновой: «По наружному виду, представители Кази-Кумухского (Гази-Гумикского) джамаата несколько отличались от прочих средне-дагестанцев: нередко проглядывал в их среде отчасти армянский, а больше еврейский тип лица» [2].
          Библия тоже подтверждает хурритское происхождение Авраама: «Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Бытие 9:25-27). Авраам (пророк Ибрахим), потомок Яфета, «вселившийся в шатрах Симовых (семитов)» высоко почитается в Исламе.
         Данный факт подтверждается и ведическими произведениями: они называют горцев Северного Кавказа и их потомков арабов Абхирами, а Аравийский полуостров называют Абхирадешей. Сам термин «абхиры» означает «наводящие ужас» (букв. «не ведающие страха») и дословно соответствует описанию древних жителей Дагестана античными авторами.
          «Арфаксад был прародителем Халдеев. Этот факт подтверждается хурритскими (Нузи) скрижалями, где его имя выглядит как Арипхурра – основатель Халдеи». Его потомок, Евер, передал свое имя Еврейскому народу через линию Евер-Фалек-Рагав-Серух-Нахор-Фарра-Авраам (Бытие 11:16-26). Имя предка Авраама, Арипхурра, на языке соседей Хурритов – Арамеев, языке Иисуса Христа, близком к арабскому, означает: «Хуррит, познавший Бога». Отсюда понятно, почему Бог выбрал его потомка в качестве основателя религии Единобожия, называемой аврааматической.
        «Первым внуком Ноя, упомянутым в Писании, был Гомер. Он был прародителем Киммерийцев, которые изначально селились на берегах Каспийского моря. Иезекииль писал, что потомки Гомера, а также потомки Фогармы (сын Гомера), проживали в северных пределах (Иез. 3:8)».
         Когда Лекос переселился по просьбе отца в Гумик [1], ближневосточная история хурритов нашла свой конец, передав эстафету истории потомков Яфета территории, которую через тысячи лет назовут Дагестаном – Страной гор.  Лакское название Гумика, «Гъумучи», состоит из двух слов: «чи» - «человек, народ» и «Гъумму» - «Гомер» (дед Лекоса, отец Таргамоса), и означает «Люди Гомера». От этого «Гумму», «Гомер» потомков Лекоса некоторое время звали Киммерийцами. Имя Гъумма – Гомер, до сих пор существует среди дагестанцев.
         Часть Леков, мигрировавшая в Месопотамию в 3 тысячелетии до нашей эры, основала в верховьях Евфрата свое государство, назвав свою столицу в память о родине тоже Куммух (Кутмух в некоторых источниках) и в древнегреческих летописях носит имя «Коммачена» (Гъумучи), а у Страбона, Плиния и других историков – «Классические Леги/Леки».       
         Горцы с места жилища Ноева расселялись по территории Евразии волнами, по мере того, как их родные земли оказывались не в состоянии прокормить растущее население потомков Лекоса. Несколько подобных волн миграции историки выделяют в группу переселений в бассейн Средиземноморья. В частности, упоминаются пеласги и этруски:   
          «По Дионисию этруски долго проживали бок о бок с пеласгами, потом заняли их города и могли многое позаимствовать в языке. Однако, явное грамматическое сходство этих языков служит аргументом скорее в пользу исконного родства, чем простого заимствования» . За доказательством далеко идти не нужно, достаточно сравнить этрусский счет с лакским: ца, ки, шан, мух, ххю (по-лакски); цал, ки, ша, мах, хут (по-этрусски).
         Вот что говорит на сей счет Геродот: «Если же судить по теперешним пеласгам, что живут севернее тирсенов (одно из названий этрусков) в городе Крестоне, и затем, по тем пе-ЛАСГ-ам или ле-ЛЕГ-ам (ср.с даргинским названием лакцев: ву-ЛЕГИ) , что основали П-ЛАК-ию и Скил-ЛАК на Геллеспонте и оказались соседями афинян, и также и по тем другим городам, которые некогда были пеласгическими, а позднее изменили свои названия,… то пеласги говорили на варварском языке…, тогда и аттический народ, будучи пеласгическим по происхождению, должен был изменить свой язык, когда стал частью эллинов».
           Несмотря на то, что племена пеласгов и этрусков ассимилировались с другими тысячи лет назад, некоторые их традиции живы до сих пор. В фильме «Крестный отец - 3", 75-я минута, с Аль Пачино в главной роли, можно увидеть приготовление лакского хинкала (ховкури) сицилийцами…
          Еще одно название, которое использовали античные авторы в отношении народов Дагестана – скифы.
            Скифский союз включал в себя 30 племен, говоривших на 7 языках, то есть не все скифы относятся к прямым потомкам Таргамоса. Особое положение пра-скифов древние авторы подчеркивали тем, что называли потомков Лекоса «Классическими Легами», «Великими Скифами». В память о своей прародине равнинные скифы свято чтили горский кинжал – акинак.
          В дальнейшем, потомки скифов - сарматы и аланы, несмотря на то, что переняли языки индоиранских племен, протоязыком которых ученые считают опять-таки хурритский, не забывали о своей связи с Леками, посещая как святыню гору Вацилу в окрестностях Гумика (в осетинском произношении Уац Иллу – «Святой Илия»).
          «По единогласному свидетельству древних: Геродота, Флегония, Диодора Сицилийского и других, знаем о войне могущественного персидского царя Кира со скифскою или массагетскою царицею Томирисою и о смерти его в Массагетии (Дагестане)».
           В более поздние времена дагестанцев называли гуннами (хонами). Вот что сообщает Хасан-Джаладян Есаи: «племя Леков, называемых иначе Лезгинами, а по древним книгам Хонами» [3].
           «С тех пор, как Армения озарилась светом христианства, явились в ней писатели с эллинским образованием. Гунны, в числе 12 народов Дагестана, стали упоминаться в повествованиях их о событиях у Армян 3-8 веков…» [4].      
         Большую роль в сохранении общедагестанской идентичности сыграло Гази-Гумикское шамхальство. В течение почти тысячи лет оно способствовало консолидации наших предков. В знак уважения к многовековому газавату гумикцев (распространению Ислама на Кавказе) в братской Чечне дали название Гумик горному массиву.
          Лихолетье 90-х годов 20 века не смогло сломить единства народа Дагестана, несмотря на ельцинское: «берите суверенитета сколько хотите» и многочисленные «национальные» движения. Вторжение боевиков с территории Чечни в августе 1999-го года показало, что дагестанцы готовы единой семьей отстаивать свою независимость и братство.

1. Закавказский вестник № 28, 1849 г. «Объяснение слова Лезгины», Лазарев.
2. Кавказские горцы. Сборник сведений, т. 3, Воронова Н.И. «Из путешествия по Дагестану».
3. Краткая история страны Албанской. Хасан-Джаладян Есаи. Ереван, 1958. 
4. Учено-литературный отдел Армянской академии наук. О гуннах Дагестана. Ереван, 1965.
5. Услар П. Казикумухские (лакские) сказания. Кавказские горцы. Сборник сведений. Т.1, Тифлис, 1863.
6. Мровели Л. Жизнь Картлийских царей. Летопись 10-12 вв. н.э.


Из книги "Страна Горцев"