Честность

Виктор Ефремов 2
   После переезда в другую область было трудно привыкать к местности, которая отличалась от Крыма. Здесь больше степные районы, много озёр, речка. Село небольшое, дома в основном из саманных блоков. Отец строил в основном небольшие домики, чтобы потом можно было собраться и переехать в другой регион. Ездили по две-три семьи. Основной маршрут – это Крым, Читинская область, Оренбургская область на границе с Казахстаном. Блоки для дома делали сами. Замешивали глину, навоз, солому, песок, добавляли воду. Делали форму для блоков, заполняя её, давая высохнуть. Материал получался дешёвый, только рабочая сила нужна. Экономия большая для того времени. Мама работала в столовой поваром, отец плотничал – строил. Мы с братом после переезда помогали родителям. Были каникулы. В свободное время, как и всегда, любил рыбачить. Сначала с братом, затем познакомился с мальчиком моего возраста, его звали Павлом.
   После всех приключений, которые меня преследовали в Крыму, почувствовал себя здесь свободней. Все свои приключения никому не рассказывал, даже другу, они стали забываться. Было это связано с изменением места проживания, а может быть с изменением климата. Или стал взрослее, тем более потерял год во втором классе, и вспоминать этот случай не хотелось. Только мама мне часто напоминала:
   - Сейчас бы учился уже в 6 классе.
   Но из воспоминаний такие события не вычеркнешь. Здесь мне было хорошо тем, что мама работала в столовой и всегда можно было зайти в столовую с братом и покушать. С другом Пашей мы больше пропадали на озере или на речке, которая рядом протекала с селом. Столовая находилась не далеко. Место было удобное и красивое. Когда Пашка хотел есть, он говорил:
   - Эх, сейчас бы каши молочной или молока с булочкой. - он мне намекал, что время настало обедать.
   Мы оставляли свои удочки и шли в столовую, чтобы перекусить. Мама была довольная такой дружбой: всегда накормит нас обоих. На озере ставили вентиля. Это такая длинная ловушка из плетёной сетки или алюминиевой проволоки. Рыба заплывала в отверстие – горловину, а оттуда ей выплыть уже невозможно. Мы часто ставили вентиля, пока рыба ловилась купались и загорали. Два вентиля, что забрасывали, уже были старые и изношенные, дырявые, которые постоянно латали. С Пашкой решили в следующий раз поработать в трудовом лагере, заработать денег и купить новые вентиля. Это было нашей мечтой.
   В то время, в начале 60-х годов многие ехали в эти места поднимать целину, на заработки, по зову партии. Это чувствовалось здесь, в посёлке. В населённом пункте появилось много грузовых машин: бортовых, самосвалов, которые в обед скапливались около столовой. Мама иногда приходила поздно с работы, пока всех водителей не накормят. Пашка жил недалеко от столовой. Когда собирались идти на рыбалку, договаривались о встрече. В этот раз я должен зайти за другом к нему домой. Подходя к столовой, увидел много стоящих машин. Решил подождать, пока машины немного разъедутся, поглядывая на Пашкин дом. Может выйдет и вместе дождёмся, пока разъедутся машины и пойдём вместе в столовую и пообедаем, а потом на рыбалку и купаться. Но друга не было видно. Решил понаблюдать за водителями, как они заводят свои машины и отъезжают. Стоя у обочины дороги возле большого кустарника, высматривая Пашку и водителей, что выходили из столовой и уезжали. Подъехала ещё одна машина, остановилась недалеко от меня. Я зашёл за кустарник. Водитель открыл дверцу машины и спрыгнул со ступенек, споткнулся и чуть не упал в кювет. Встал, отряхнулся и направился к столовой. Всматриваясь за происходящим, заметил, что из куртки водителя что-то выпало. Подошёл к кювету, когда водитель удалился, увидел портмоне, кожаный, большой кошелёк. Долго не решался взять его в руки.
   Поглядывая в сторону дома, откуда должен выйти друг, боялся, что он сейчас выйдет и увидит, как я поднимаю портмоне. А то мало ли что подумает. Посмотрел в сторону столовой, но никто не выходил. Решил поднять кошелёк и открыть его. Когда взглянул внутрь кошелька, от удивления пришлось открыть и рот. Он был набит деньгами в одном отделе, в другом лежали документы. Столько денег я ещё не видел, даже у своих родителей. В испуге быстро закрыл портмоне и положил на то место, где лежал. Внимательно стал смотреть за дверью в столовой и ждать, когда же выйдет водитель из столовой. Спрятавшись за куст, наблюдал, боясь, что кто-то из прохожих может пройти и увидеть кошелёк. Взять кошелёк не решался, чтобы отдать хозяину – было не по себе. Пусть сам выйдет и возьмёт. Он не должен его не заметить. Всё равно он его начнёт искать. Если не увидит, то выйду и подскажу, где лежит. Через минут десять дверь открылась, из столовой стала выходить ещё группа водителей, с которыми был хозяин этого портмоне. Я обрадовался, вздохнул и стал ждать. Пашка с дому тоже ещё не выходил. Водитель, не торопясь подошёл к своей машине, открыл дверцу машины, заглянул внутрь, открыл бардачок, вытащил оттуда папиросы и закурил, оглядываясь по сторонам. Посмотрел на кусты, где сидел я, съёжившись. Потом посмотрел в кювет, заметил свой портмоне, поднял его, открыл.
   - Ну слава богу, на месте всё! – вслух проговорил водитель, бросив папиросу в кювет, сел в машину и уехал.
   Я, стоя в кустах, облегчённо вздохнул. Проводив машину взглядом, посмотрел на Пашкин дом и поплёлся к нему. Пашка был дома и ждал меня. Пока мы с другом шли до столовой, рассказал ему, как у водителя выпал портмоне и мне пришлось ждать, пока не вернётся водитель и не заберёт свой кошелёк. Друг только пожал плечами и вымолвил:
   - Ты правильно поступил, что не забрал его себе, а дождался. Только надо было передать ему в руки, так лучше. Смотришь, он тебе дал бы денег на вентиль, а то наш весь в дырах.
   Я был согласен с такой высказанной версией и ответил ему:
   - Меня страх охватил от увиденных денег и документов. Об этом некогда было думать.
   Потом я показал Павлу того шофёра с машиной. Друг без меня однажды дождался этого водителя, когда подъедет к столовой, подошёл к нему. Он рассказал водителю про потерю кошелька, как его друг видел уронивший портмоне и не взял его.
   - Да, частный у тебя друг, все бы такими были. Надо чем-то его отблагодарить. Ты мне его покажи. Интересно, что он любит?
    Пашка с радостью выпалил:
   - Мы любим рыбачить. Он мечтает приобрести новый вентиль, не может накопить на него. – Пашка немного здесь соврал. Потом он передо мной оправдывался:
   - Так уж хотелось новый вентиль иметь.
   Через дня два этот водитель, как он назвал себя - дядя Саша, купил два вентиля. Он меня часто видел с другом в столовой. Узнал, что моя мама работает здесь поваром. Наш новый знакомый водитель, дядя Саша как-то подошёл к нам, протянул два вентиля и сказал:
   - Примите от меня подарок, вы честные мальчишки, все бы такие были.
   В ответ я ничего не мог сказать, растерялся от такого подарка, но Пашка настоял:
   - Бери, бери, заслужил. – он сам взял в руки подарок и передал его мне.
   Я только вымолвил:
   - Спасибо!
   Этим летом мы с Павлом успели ещё поработать в трудовом лагере на прополке свеклы от сорняков. Успели пожить в палаточном лагере около озера. Мы взяли с собой наши вентиля, которые нам подарил дядя Саша, ставили на озере, пока пололи свеклу. После прополки шли сразу проверять. Выловленную рыбу отдавали поварам, которые варили уху для всех. Участвовали в конкурсе, кто поймает всех больше рыбы, самую большую. Моей гордостью в рыбалке был пойманный самый большой лещ, за который получил цветные карандаши.
   В рассказах из детства часто всплывают разные ситуации. Хочется описать более значимые в то время, влияющие на воспитание и сравнивать их с воспитанием современного мира. Не в отношении того, где лучше или хуже, а как влияла сама обстановка на это воспитание. Большое влияние на воспитание оказывают частые переезды, смена места проживания, смена друзей и их выбор. Сейчас, когда уже прошло много времени, можно дать оценку, где было лучше, в какие года и в каком месте. Каждый регион отличался своими действиями: ростом экономики, достижениями, инфраструктурой и так далее. Поэтому воспитание будет отличаться там, где проживаешь. На первый взгляд, кода въезжаешь в другой регион в послевоенные годы, бросается в глаза то, как выглядит то или иное место. Но места уже не отличались ничем там, где фашисты стёрли с лица земли всё, что могли и места, где война не затронула инфраструктуру. За короткое время было восстановлено всё, где прошлась эта фашистская машина. Напоминанием в сражениях являются мемориалы, что возвышаются во многих городах и захоронениях советских солдат, напоминают все события войны. Война сыграла большую роль в воспитании поколений. Люди во всём мире разделились: кто-то решил изменить роль завоевателей и освободителей. Историю решили перевернуть в пользу грязной политики.
   Для меня переезды сильно повлияли на воспитание, учёбу. Когда мы жили в колхозе «Красный Колос» в то время, я доучился до середины учебного года, потом пришлось уезжать в Читинскую область, Атамановку, где стал пропускать уроки в шестом классе, честно говоря, сбегал. Это сказалось на моей учёбе – меня оставили на второй год. Здесь вина была моих родителей, что часто переезжали в процессе учебного года. Ещё не понимал в то время, что искали семьи, у которых были дети, что давал им переезд – искали лучшие места для проживания, или это была уже привычка для переездов? Очень тяжело начинать, когда остаёшься на второй год, да ещё второй раз. Первый раз во втором классе за поведение, а этот раз по вине родителей. Не успел освоиться на новом месте, мои родители и ещё несколько семей решили переехать в той же области, Читинской, в другой посёлок, под названием станция Харагун. Вот так мне пришлось учиться в шестом классе в трёх местах разных школ.
   Что повлияло, неизвестно, но я изменился в корне. Начал учиться в шестом классе на 4 и 5. Самостоятельно стал заниматься физкультурой и спортом, что изменило мою дальнейшую жизнь. Сильно полюбил уроки физкультуры, которые до этого избегал. Может это повлиял возраст или то, что мне попался на глаза плакат с красивой фигурой американца Томи Коно, который стал кумиром для меня.