Учимся смотреть кино

Вера Дейниченко
( отрывок из книги "КАК СТАТЬ ЮНКОРОМ" Тула,2008 )

"ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ"

Выбор фильмов для видеопросмотра мы  обсуждали вместе, ведь у многих теперь дома неплохие коллекции кассет. Как-то я рассказала юнкорам о любимой в моей семье комедии Леонида Гайдара «Иван Васильевич меняет профессию». Вспомнила, как 20 лет назад мы с сыном отслеживали в газетах сообщения о повторных сеансах этой комедии в  душанбинских кинотеатрах и катались по всему городу в течение нескольких дней, чтобы вновь и вновь пережить встречу с полюбившимися героями.
Оказалось, что многие мои юнкоры  не видели «Ивана Васильевича». Ну как тут не организовать знакомство?
Ход занятия в кинолектории я решила изменить: предложила юнкорам самим выбирать персонажей фильма и анализировать по ходу видеопросмотра развитие характера и приемы актерской игры.
Предварительно мы познакомились с первоисточником – пьесой Михаила Булгакова «Иван Васильевич», созданной в 1936 году. Драматург назвал свою пьесу комедией, а основа комического в ней – столкновение прошлого и настоящего, реального и фантастического. В сновидениях изобретателя Тимофеева, придумавшего машину времени, настоящее поворачивается в эпоху Ивана Грозного.
Автор пьесы умело воскрешает образы героев прошлой Руси, выступая мастером комических ситуаций и комических характеров. Это – комедия положений с переодеванием, путаницей, недоразумениями. Так настоящего Ивана Грозного принимают за переодетого артиста. А управдом Бунша внешне похожий на Иоанна Грозного,  переодеваясь в царское платье, вынужден играть роль царя. Как и вор-домушник Милославский выдает себя за князя в царских палатах.
Получается, что в пьесе сталкиваются мнимо высокое и низменное – и в истории, и в современности. Это фарсовая форма, когда кухонные склоки разыгрываются в шекспировском духе.
Фильм Леонида Гайдая под названием «Иван Васильевич меняет профессию» был снят в 1973 году. Незабываемую музыку написал композитор Александр Зацепин, а песни, популярные до сих пор, исполнил Валерий Золотухин.
В своих мини- рецензиях юнкоры сравнили характеры в пьесе М. Булгакова и в фильме Л. Гайдая, подробно рассказали о перевоплощении актеров.
               
ЮРИЙ ЯКОВЛЕВ – ЦАРЬ И УПРАВДОМ
Мы считаем, что кинорежиссер Леонид Гайдай изменил название булгаковской пьесы сознательно. Оба Ивана Васильевича - и царь, и управдом Бунша меняют профессию, перенесясь машиной времени в разные эпохи.
Сыграл эти две роли замечательный киноактер Юрий Яковлев. У него получились два героя, совершенно непохожие друг на друга.
Актер блистательно перевоплощается и в грозного царя, и в неуклюжего нудного управдома. Юрий Яковлев убедительно показывает, как попав в наше время, царь не теряется, а осваивает достижения науки. Он любуется Москвой, которая очень сильно изменилась.
Иван Грозный у Юрия Яковлева – статный, высокий человек. У него величавая походка, строгое отношение к людям, сильный характер. А еще, он ценитель женской красоты.
Второй герой, которого сыграл Юрий Яковлев – Иван Васильевич Бунша – управдом в современной московской многоэтажке. Его характер, внешность, речь, походка – полная противоположность первого героя. Машина времени переносит Буншу во времена Ивана Грозного: в царских палатах он теряется и трусит. Только презираемый им вор – Милославский спасает обоих. Говорят, посади свинью за стол, она и ноги на стол. Так и Бунша: посадили его за царский трон, и показал мелкий человек свою подлую душонку. Самодовольный Бунша раздает русские земли, пьянствует, помыкает людьми, хвастает.
Нам доставило удовольствие наблюдать за этими героями.
Света Серегина,
Оля Комарова,
ученицы 10 класса.

ЖОРЖ МИРОСЛАВСКИЙ – НАТУРА КОЛОРИТНАЯ
Мне достался герой яркий – Жорж Милославский. Его роль блестяще исполнил Леонид Куравлёв. Вор-домушник – типичный случай для всех крупных городов России. У Куравлёва Жорж – профессионал своего дела, идёт на все уловки для достижения желаемого результата, и царские палаты не останавливают – его так и тянет что-то украсть. Очень ловко он снял  орденский знак у шведского посла.
Но в тоже время Жорж Милославский не лишён и своеобразного обаяния. Мы привыкли, что во многих фильмах вор-человек падший, лишённый всяких достоинств, а Милославский в исполнении Куравлёва, заставляет сопереживать ему. Перенесясь в эпоху Ивана Грозного, он проявляет находчивость, ум и хитрость, что в конечном счёте спасает жизнь  ему и безвольному управдому Бунше. Жорж проявил себя, как человек компанейский и талантливый. Хоть он и вор, но всё-таки остается патриотом своей Родины, не позволяя царю – самозванцу Бунше раздаривать русские земли. Леонид Куравлев играет так, что его Жорж вроде бы и сам осознаёт, какая у него жалкая судьба, но  в уныние не  впадает. Скорее всего, именно этим качеством он привлекает зрителя.
Катя Андрияхина,
ученица  9 класса Ханинской школы.
Газета «Светлый путь» 2004 года.



ИСПЫТАНИЕ МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ
Я попытаюсь проанализировать роли двух  актёров – Александра Демьяненко и Савелия Крамарова. Сначала сравню пьесу и фильм.
 Тимофеев – изобретатель. В пьесе Михаила Булгакова его зовут Николай Иванович. А в фильме – Александр Сергеевич (по имени актера Александра Демьяненко).
Дьяк-писарь в пьесе роль крохотная, незаметная. А в фильме Леонида Гайдая артист Савелий Крамаров создаёт очень интересный характер, сметливого, хитрого человека, подружившегося с Милославским – вором и посланцем другой эпохи.
В этом фильме Тимофеев очень спокойный и уверенный человек – таким его играет Александр Демьяненко. Благодаря своим инженерным знаниям и терпению, Тимофеев создал машину времени. Он очень верил в то, что его мечта сбудется и эта чудесная машина пронзит пространство и время, даст возможность попасть в другое измерение. И вот, когда в его машине времени что-то замкнуло и изобретатель свалился со стула, ударился головой и потерял сознание, ему привиделось что машина времени заработала.
Тимофеев хотел убедить управдома Ивана Васильевича Буншу в своем изобретении. На глазах изумленного Бунши пропала стена, разделяющая квартиры Тимофеева и доктора Шпака. Там оказался вор Жорж Милославский, выдающий себя за друга Шпака. Самое интересное началось тогда, когда управдом и вор-домушник переместились во времена Ивана Грозного, а сам Иван Грозный попал в современную Москву, в квартиру Тимофеева. Вот и пришлось царю Ивану Васильевичу менять профессию: осваивать нормы другой жизни: телефон, лифт, магнитофон, общаться с непонятными людьми.
Изобретатель Тимофеев всячески пытался успокоить царя и ему это удалось: они даже подружились, поделились своими горестями и заботами.
Пока Тимофеев бегал по магазинам за деталью для машины времени, Иван Грозный успел образумить и жену изобретателя – киноактрису Зинаиду Михайловну и ее любовника кинорежиссера Якина. Кроме того, похожий на управдома Буншу, Иван Грозный «разбирается» с женой Бунши Ульяной Андреевной, с соседом Шпаком и заодно - с милицией.
Наконец, Тимофеев вернул всё и всех на свои места.
Дьяк-писарь по имени Феофан или Федя в фильме человек, у которого нет своего собственного мнения. Он все время поддакивает царю, «профессию» которого осваивает управдом Бунша, а вершит дела Милославский.
Федя- дьяк принял Милославского за демона  не понимает откуда тот взялся в палатах царских. Но Жорж Милославский обладает даром убеждения и дьяк попадает под его влияние, хотя в глубине души и не доверяет, и сомневается. За чаркой водки обещает помочь Милославскому сбыть драгоценность – украденный у шведского посла рыцарский орден.
Самозванцев разоблачили. Жорж при побеге кидает на голову дьяка царскую шапку, а на грудь – рыцарский орден. Федя даже плечи расправил, сразу почувствовал себя великим, похожим на царя.
Мне очень понравились мои герои, за которыми пришлось наблюдать. Думаю, этот фильм я буду смотреть еще много раз и сравнивать свои впечатления.
Марина Логвинова,
ученица 9 класса Ханинской школы.

ШПАК И ЯКИН – ОДНОЙ ПОРОДЫ
Нам достались роли Шпака Антона Семёновича (актёр Владимир Этуш) и Якина  Карпа Савельича (актёр Михаил Пуговкин).
Было очень интересно наблюдать перевоплощение актёров, их приёмы общения друг с другом, их жизнь на экране. Пьеса и фильм отличаются друг от друга. В фильме действие перенесено в наши дни, и Москва показана во всей её красе и размахе цивилизации. В доме инженера Тимофеева лифт, в квартире телевизор и пылесос. А квартира его соседа Шпака и вовсе забита роскошью, недоступной для рядового обывателя.
Шпак Антон Семёнович (по пьесе снабженец) в фильме зубной врач. Очень интересная роль. Шпак - Этуш элегантный, богатый. Смешной момент, когда во время работы пациент сидит в зубоврачебном кресле раскрыв рот, а доктор пилит пилочкой собственные ногти. Это актёрская находка Владимира Этуша. А режиссер Леонид Гайдар придумал важную для образа Шпака деталь: бормашина в его руках работает как отбойный молоток в угольной шахте, из пациента со звоном сыпятся монеты.
Владимир Этуш играет самодовольного и предприимчивого типа. Ограбление квартиры   стало для него шоком. Вор-домушник Милославский  смог открыть отмычкой все хитроумные замки и вынести дорогие импортные вещи – замшевый пиджак, фотоаппарат, магнитофон, золотой портсигар и деньги.
От стресса Шпак даже стал заговариваться: сообщил всем соседям, что собака с милицией обещала прийти. А потом этой же собаке Шпак перечисляет украденное - уже в тройном размере: три портсигара, три пиджака и прочее.
Якин Карп Савельич по пьесе и в фильме режиссёр. Не менее интересная роль. Якин считает себя гением, но на самом деле мало образован и глуп. Из-за скандала, который устроила на съёмочной площадке ревнивая Зинаида Михайловна (в её роли – Наталья Селезнева), Якин решил разорвать с ней отношения. Но один не остался: наготове у него другая актриса и ей он, как заядлый бабник, тоже обещает море, Гагры и роли.
Нам очень понравился эпизод, кода Якин перепутав чемоданы, хочет забрать свои вещи от Зинаиды Михайловны. Приходит в квартиру инженера Тимофеева, видит царя Ивана Грозного и конечно же не верит, говоря, что это очень хороший актер, а фамилию этого актера угадать не может. Ревнив. Когда Якин узнал, что это настоящий Иван Грозный, перенесенный машиной времени в нашу эпоху, клялся ему: что будет верен боярыне, что любит ее. Он буквально ползает на коленях, унижается, и надо понимать – здесь режиссер не Якин, а Иоан. А когда царь Иван  Грозный шептал что-то на ухо Зинаиде Михайловне, Якину это не понравилось. Но он зависим от царя и поэтому благодарит его за милости, скрежеща зубами. В пьесе М.Булгакова этой линии нет: актер Михаил Пуговкин расцвечивает роль своим ярким комедийным талантом. Он просто купается в роли.
Лена Болденкова, ученица 9 класса Ханинской школы,
Маша Катюшина, ученица 10 класса суворовской школы №2.


http://proza.ru/2014/10/16/1538