Тоска по медленной жизни

Милла Синиярви
Выбор национальности

Можно в бланке переписи населения написать что угодно, например, что ты по национальности эльф. В современных паспортах «пятый пункт» убрали. В ЕС по крайней мере такого нет. Зато в Европейском Союзе числится целый народ, обладающий статусом коренного, это саамы. Этничность определяется и на основании субъективных факторов. Например, на основании самосознания и исторической памяти.

*
Лапландцы никогда не жили в домах или избах, как крестьяне. Они были кочевниками и довольствовались чумами или котами. Перевозили только самое необходимое, поэтому не обрастали вещами. Понятие роскоши саамам не известно.
У лапландцев не было домашних библиотек, портретов предков, украшавших стены столовых, не было громоздкой мебели и бабушкиных сундуков, в которых хранилось приданое. Отсутствовали семейные архивы, фотографии и письма.
 
Историческая память передавалась из уст в уста. Устные традиции у консервативного народа компенсировали все те культурные достижения, которыми гордились оседлые жители. Саамы имели у них репутацию молчаливого и замкнутого народа, не способного связать и двух слов публично. Конечно, аборигены-кочевники могли и не знать языка переселенцев, «понаехавших» и понастроивших домов на исконных саамских пастбищах. Языковые трудности при коммуникации с переселенцами (колонизаторами) происходили у саамов особенно на территориях Норвегии и Швеции. В Финляндии лапландцам легче было понять родственный финно-угорский язык.
Между собой лапландцы общались долгими полярными вечерами, сидя у очага в коте, или у костра во время длинного светового дня летом. Свободного времени на воспоминания и всякие байки хватало. Редкое событие помнили годами, десятилетиями, веками. Самые древние легенды и сказания традиционными или консервативными народами помнятся лучше, чем сиюминутные новости. Политика как абстракция не интересовала. Только конкретные гонения принуждали к действию, то есть переходу на другое место.
 
Не было желания приукрасить легенды. Не было для этого социального заказа. Народ жил медленной спокойной жизнью, не отделяя себя от природы. Уклад предков был такой же, как у их потомков. Что рассказывать, если деды и прадеды так же пасли оленей, воспитывали собак, устанавливали чумы, шили унты, пекли лепешки, управляли упряжью, ходили на лыжах, бабки и прабабки часто рожали, баюкали и хоронили детей, оплакивая теми же словами. В среднем саамская женщина за свою жизнь рожала двенадцать раз, доживали до взрослого возраста один-два ребенка.
Из-за кочевания по всему северу Скандинавского и Кольского полуостровов, перемещаясь по северной части территорий Норвегии, Швеции, Финляндии и России, саамы обособлялись в разные группы. Были саамы-оленеводы, морские саамы, лесные, озерные.
 
Я расскажу о лапландцах, проживавших на территории северной части Финляндии, Инари. Этот народ занимался домашним оленеводством и соседствовал с пришлыми финнами. Опираюсь на книги, указанные ниже*.
 
Sara Ranta-Ronnlund – саамская писательница, рассказывает об истории своего рода.
Надо сказать, что фамилии у многих лапландцев в буквальном смысле говорящие. Вот, например, Huikka. Писательница так объясняет происхождение этой звучной фамилии. Она произошла от саамского выражения «ale huikke», что по-фински звучало как «ala huuva», то есть «не кричи». Очень важное качество для охотника! Смотри выше рассуждения о немногословности саамов. Так вот, по мнению Сары Ранта-Рённлунд когда-то произошла ошибка при занесении метрики в православном приходе. Видимо, какой-то писарь не зная саамского, решил упростить выражение и написал на финский манер, короче и понятнее. Получилось: «Huikka». Самое интересное, что финны прекрасно знали некоторые выражения русскоязычных соседей, карел. Как саамы-кольты, так и саамы Инари были обращены в христианство, в православие.
 
Вообще отношения у карел и лапландцев не всегда складывались. Карелы, которых в средние века называли «чудью», ходили грабительскими походами к Каянову морю, то есть на север современной Лапландии, через Kainuu и Kajaani достигали берегов Северного Ледовитого океана. Эти «русские маршруты» хорошо известны финским исследователям.  Славист Mikkola написал статью “Vanhoja venalaisten kulkureitteja Suomeen ja Skandinaviaan”, в которой опираясь на русские летописи и писцовые книги освещает этот вопрос. Особенно много свидетельств хроник 17 века.

Cаамская писательница так же рассказывает о родовых легендах, восходящих к семнадцатому столетию. Тогда, спасаясь от набегов карел, ее предки отправились на запад. Два лапландца, Poini и Huikka, повели свои семьи из Инари. Сначала продвигались по проложенным дорогам. Взяли по паре лошадей, овец и даже коров, помимо оленей, которые продолжали свободно пастись по ходу движения. Лошадей использовали как тягловую силу и транспорт. Верхом на лошадях пересекали реки женщины и дети. Овцы давали шерсть и мясо. Саамские женщины умеют вязать, даже находясь в движении. Я видела, как саамка шла по дороге, продолжая набирать на спицы петли! Коровы приносили больше молока, чем оленихи. В крайнем случае корову можно было обменять, используя как «твердую валюту».

Самое трудное во время пути было удержать оленей в едином стаде. Привыкшие к просторам Инари олешки часто бродили, несмотря на границы заходили и в Карелию, и к саамам-кольтам. Братьям Poini и Huikka удалось привести свои семьи в Норвегию. Выйдя весной, осенью кочевники достигли места назначения, остановились на зимовку у реки Лявяс.

Планирую и дальше писать о «медленной жизни» славного не деяниями или подвигами, воспетыми в героических поэмах, а мудростью существования небольшого народа. Тише едешь, дальше будешь – это про саамов!

*Sara Ranta-R;nnlund. Armon penikoita. Tammi, 1971
Erik Therman. Noitien ja paimentolaisten parissa. WSO, 1990
Samuli Paulaharju. Seitoja ja seidon palvontaa. WSO, 1932
Mikkola. H;m;r;n ja sarastuksen ajoilta. WSO, 1939.