Даль и Пушкин в анекдотах от Б. Акунина

Мара Рушева
Даль и Пушкин в анекдотах от Б.Акунина

М.А.Рушева


Однажды вдруг появился сборник «Интеллектуальных анекдотов, собранных и прокомментированных Борисом Акуниным» (М.: Захаров, 2021), и тут вспомнилось, как когда-то услышала в гостях от маститого преподавателя филфака рассказ о молодом Дале в первый раз:


«Замолаживает…» — сказал извозчик, глядя на вечернее небо. Молодой мичман Владимир Даль записал в своем блокноте: «Замолаживает, — значит пасмурнеет», — и задумался о создании толкового словаря…».


На этом месте маститого филолога отвлёк звонок в дверь, и, пока новые гости приветствовали хозяина, снимали пальто и рассаживались за столом, мне думалось, что небо над извозчиком, по-видимому, затягивалось густой желтовато-сероватой облачностью, и мысль извозчика уходила неосознанными тропами русского языка в мир метафор, метонимий, сравнений, созданный задолго до его рождения. Замолаживать небо: это, наверное, затягивать его облаками как молозивом… В комнатных окнах темнело, и сами собой оттуда налетали слова: «Мчатся тучи, вьются тучи; / Невидимкою луна / Освещает снег летучий; / Мутно небо, ночь мутна… Скоро в комнате воцарилось застольное затишье, и рассказ филолога повторился с некоторыми добавлениями:


"Замолаживает, однако!" - сказал ямщик и указал кнутом на хмурое оренбургское небо. Чиновник особых поручений Владимир Иванович Даль сильнее закутался в тулуп, достал записную книжку и записал в нее: "Замолаживает — диалект… но где-то уже слышал …».  «Замолаживает, - повторил ямщик седоку и добавил, - надо бы потолопиться, балин. Холошо бы до вечела доблаться. Но-о-о!».


Оказалось, это был вовсе не рассказ, а филологический анекдот. Все засмеялись… и я тоже, но некоторое недоумение осталось в душе занозой на целые годы… И время пошло дальше…  Анекдоты от Юрия Никулина, никогда не претендовавшие на академический статус, затихли… Миру являлись и потихоньку затихали в нём новые темы, и,  вот, однажды появился сборник «Интеллектуальных анекдотов» от Б.Акунина, где давний анекдот выглядел на стр. 53 следующим образом:


«Охохо, инда замолаживает… — сказал извозчик, глядя на утреннее небо. В.И.Даль встрепенулся, записал в своём блокноте: «Замолаживает» в значении зарождается новый молодой день». Ах, думает, как поэтично! «Эка замолаживает-то, — повторил извозчик. — Не повезу я тебя, мил человек, а то вовсе замолозит, конь плостудится».

Прежняя душевная заноза всколыхнулась, и потребовала внимания… Во втором томе «Толкового словаря живого великорусского языка», составленного Владимиром Ивановичем Далем (под ред. проф. И.А. Бодуэна де Куртенэ), как оказалось, имелась статья, где значилось:  «Моложить» пск. тер., о погоде, замолаживать, пасмурнеть. Моложная погода, пасмурная, туманная, серенькая. Замолаживает, заволакивает облаками. Размолаживает, погода разгуливается».


Вот так и душа размоложилась, и заноза куда-то делась, но тут попалась на глаза иконоподобная картина XIX в. с изображением  двух братьев, покровителей образования, с хорошо знакомыми россиянам лицами Пушкина и Даля. Подумалось: а не поискать ли в сборнике Б.Акунина интеллектуальных анекдотов про Пушкина. Один такой, интеллектуальный только в рамках одесской начальной школы, нашёлся сразу, но воображение на стр. 40 поразил второй анекдот:


«Телефонный звонок. Мужик поднимает трубку и начинает страшно материться: «Какой … трезвонит в три часа ночи?! .....! …!! ….!!!» Через минуту в трубке щелчок, звучит приятный женский голос: «Это автообзвон редакции «Новейшего глоссария русской обсценной лексики». Благодарим вас за вклад в нашу коллекцию!».

 
Боже мой! Объединить в одном анекдоте народную память о двух братьях, покровителях образования. Тут вам и словарик всяческих русских слов… тут же и методика этнографического исследования в среднерусской полосе. Помните, как про Пушкина дворовые рассказывали:
 
«Возьмёт, значит, наш барин Александр Сергеевич штофик и идёт в деревню к мужикам. Соберутся мужики, а барин неловко так, да как выпустит штофик из рук на камешек... а потом записывает в тетрадочку, записывает…».

Москва, 2021