Вспоминая о Мише

Анна Мержвинская
   Ночь, конечно, не самое лучшее время для воспоминаний. Но так уж получается. Вспоминая Мишу (одноклассника), приходят и другие воспоминания.


    Миша среди других парней стоит все равно как-то особняком. К нему у меня всегда было особенное отношение. Может потому что он так ко мне относился (трепетно, с повышенным вниманием, но как-то часто без слов, будто не решался что-то сказать все время). Говорить он стал мне позже, уже будучи женатым на нашей однокласснице. Говорил, когда я бывала у них. Бывала я не скажу что очень охотно, какое-то чувство было будто в напряжении, в ожидании чего-то, предчувствие. И он говорил (как советовал) или отговаривал. Я его слушала, а потом задумывалась над его словами, не все понимая или, наоборот, понимая что он многое предвидит.

     Мы могли долгое время не видеться, но когда потом встречались случайно на улице или у них дома, то будто и не было промежутков в годы. После рожденияу меня дочери, Миша никак не мог поверить что это дочь его друга. Он тогда мне позвонил, начал с того что поздоровался, а потом тут же спросил про дочь. Я подтвердила, что да, родила. Он кричал, не верил. А я молчала, не зная что сказать. Он так это переживал (и мне было понятно почему), расстроен был сильно.

     Ещё один эпизод. Дочери исполнилось 3 года. У нас так поворачивалась ситуация, что мы уже были в процессе продажи квартиры. С Мишей мы встретились неожиданно, "нос к носу", на углу у "Универсама". Я с дочкой шла к дому, а он наоборот. Оба остановились, поздоровались. Он спросил "как дела? ". Я говорю "Миш, сейчас времени мало, надо собираться, ато не успею".Он не понял. Я говорю "мы уезжаем, мне надо вещи собирать, укладывать. Брат уже собрал всё, ждет машину". Миша стоял и смотрел на меня (мне казалось, что он даже забыл куда шел). Я уже стала прощаться и пошла с дочкой. Миша не дал пойти, остановил. Спросил: "Я не понял. Куда вы собираетесь?? ". Я говорю "мы уезжаем, насовсем уезжаем из Санкт-Петербурга, завтра утром машина и мне надо успеть".  Я попыталась опять пойти. Миша стоял, думал и говорит: "Может тебе помочь? Кто тебе помогает собираться? Кто-то помогает вообще??". Я ответила "нет,не надо.. никто не помогает.. я сама справлюсь". Миша сник (я это заметила). Но мы ушли с дочкой.

    Надо сказать, что больше я в жизни Мишу не видела. Узнала о его смерти только через полгода, да ито случайно..

      Только сейчас поняла одну вещь.. Миша был не просто в меня влюблен в детские и школьные годы - я в его жизни всегда присутствовала (зримо или незримо). Просто, я не разрешала себе его любить и отвечать взаимностью, а он любил и не решался сказать мне вслух. И это мы оба чувствовали (и знали что оба не говорим, скрываем). Смирились с той жизнью, какая вышла. Постарались быть нужными, любящими в тех семьях, где оказались. Но мы оба всегда помнили друг о друге.

    Миша смирился с тем, что мы не будем вместе никогда. Но его немного успокаивала мысль что я где-то хожу рядом, живу (и может.. может как-то выпадет случай хоть мельком увидеть). Но когда он узнал, я сказала, что мы уезжаем из Петербурга насовсем - я видела, у Миши будто земля рухнула под ногами.. Он понял что никогда меня больше не увидит!

   Так и вышло.

    Мне очень жаль, что в юности мы не говорили, не высказали каждый всё начистоту. И поэтому, судьба сложилась так как сложилась. Теперь Миша иногда приходит в снах, уберегая, ограждая от ошибочных каких-то шагов меня. Я сразу во сне понимаю что это он. Слушаю, пытаюсь понять, не спорю никогда. В снах он редко и неожиданно появляется (очень на короткие мгновения), потому что я ведь не думаю о нем постоянно. Может в другой жизни мы все-таки всё выскажем друг другу незамалчивая своих истинных чувств и не тая что-то внутри.. Не надо в жизни запрещать себе любить. А мы старались не показать того что внутри (вернее так - один показывал, но молчал,  а другая - видела, но не показывала, старалась скрыть). Я ждала слов, но не дождалась.. Потом было уже поздно. Говорить мы начали, но вместе быть не могли (и опять никто друг другу так и не сказал что любит, не произнесли вслух, сдерживая себя).