Нобелевская премия как искусство компромисса

Сергей Хазов
Нобелевская премия мира главному редактору "Новой газеты" Дмитрию Муратову: искусство компромисса. Запад не решился награждать сидящего в тюрьме Алексея Навального. Хотя все понимают, что Нобелевская премия мира, это, прежде всего, премия политическая. Победителей выбирали из 250 претендентов. В соцсетях многие предрекали победу Алексею Навальному. Но премию получил другой россиянин.

Дмитрий Муратов: второй самарец, награжденный Нобелевской премией. Первым стал основатель физической химии академик Николай Семенов, в 1913 году окончивший Самарское реальное училище. В 1956 году Семенов совместно с Хиншелвудом получил Нобелевскую премию по химии "за исследования в области механизма химических реакций", значительную часть работ Семенов посвятил теории "теплового взрыва".

Однокурсники Дмитрия Муратова по Куйбышевскому университету вспоминают, как будущий лауреат был одним из лучших студентов филфака и пользовался любовью преподавателей. У ветеранов редакции газеты "Волжский комсомолец", где в восьмидесятые Муратов начинал карьеру журналиста, о нем самые лучшие воспоминания. Много лет после отъезда Муратова в столицу, в коридорах Дома печати и в курилке в "крыле Комсомольца" коллеги вспоминали о нем в комплиментарном тоне. Молодым самарским журналистам ставили в пример Муратова, как образец журналиста-исследователя. Сейчас многие представители творческой интеллигенции Самары козыряют личным знакомством с Муратовым: известность всегда порождает желание погреться в лучах чужой славы.

Муратов вообще молодец: всегда четко знает, о чем писать и какой должна быть настоящая журналистика в России. При каждом политическом строе журналист Муратов востребован и пользуется поддержкой власти. В девяностые он перебрался из Самары в Москву в престижную тогда "Комсомольскую правду". Потом возглавил "Новую газету". Он не отличается "брехологией", как Венедиктов. Муратов пишет о том, что интересно, и всегда анализирует факты, его материалы соответствуют западным стандартам журналистики. Запрети сейчас власти "Новую газету" Муратов запросто организовал бы ее выпуск в одной из стран Запада. Дав фору "Медузе" и другим издающимся на Западе запрещённым в России оппозиционным СМИ. Кремль поздравил Муратова с Нобелевской премией. В этом нет ничего удивительного: не часто россияне получают Нобелевскую премию.

А Навального, будь он на месте Муратова, власти поздравили бы?

Нобелевская премия мира, врученная Муратову, показала искусство политического компромисса, на который пошел Запад. Либеральная Европа перестает быть либеральной, когда речь идет о нефти и газе. Россия: важный западный партнер в энергоресурсах. Поэтому Навальный отставлен в сторону. Пусть посидит до следующей премии. Глядишь, его репутация лидера несистемной оппозиции от этого еще усилится.

В других странах после получения главным редактором СМИ Нобелевской премии, тираж возглавляемого им издания сразу поднялся до немыслимых объемов. Произошло ли это с "Новой газетой"? Возможно, теперь "Новая газета" станет главным изданием страны, и многочисленных чиновников обяжут читать все ее материалы, чтобы сверять свои поступки по "лучшему изданию России"?

Дмитрий Муратов: талантливый журналист, но должность главного редактора не оставляет ему времени, чтобы писать статьи. После получения Муратовым Нобелевской премии, его статьи читатели будут воспринимать по умолчанию как образец либеральной журналистики. И это заставит Муратова быть еще требовательнее к себе и к журналистам "Новой газеты".