Робики

Евгений Жироухов
     Р О Б И К И
  (рассказ футурологического типа)

               
                "Человеческое в нас важнее всех машин»(Чарльз Чаплин)



     Мы этих особей называли робиками. Как производное от старинного литературного слова «роботы». Но их также обзывали и  «иишниками» - от технического термина «ИИ-искусственный интеллект».

     В новом учебном году в наш класс пришли пять новичков, и мы сразу уставились на них изучающими взглядами: «Робики? Иишники?». С виду все искусственные – абсолютно натуральные человеки. У них кожа тёплая, глаза блестят, улыбаться умеют. В прошлом году мы вычислили двух таких робиков в нашем классе. По некоторым признакам: они смеются невпопад  и за девчонками в раздевалке не подглядывают.
     А в остальном робики совершенно неотличимы от живых. Но мы нашли главный алгоритм разницы: у них эмоции натуральные человеческие отсутствуют. На школьных вечеринки они под любую музыку всё один и тот же рокен-рол пляшут.

  … Ну вот подкатил к нашей компашке классный наставник. Жужжа антигравитационной платформой и сверкая фиолетовым светом в своём прозрачном куполе: понятно, возмущён нашим шушуканьем на уроке. Слушаем, слушаем мы эту дурацкую лекцию с экрана на стене. Там два лысых дядьки ведут дискуссию, как назвать два недавно открытых четвёртое и пятое измерение пространства. Открыть-то открыли – а теперь задумались о терминологии. Слов придумать не могут. Эти лысые тоже, видать, иишники. А ещё планируют в ближайшем времени открыть четвёртое измерение временной категории. Мало им прошлого, настоящего и будущего – ещё подавай какое-то параллельное время. Это всё робики в учёной среде воду мутят. Заложенную в них программу реализуют, вмонтированный в схему творческий потенциал демонстрируют, в капэдэ своём соревнуются. Как будто от этих открытий настоящие живые люди счастливей станут.
     Изобретают, изобретают эти робики, друг друга модернизируют, гекабайты увеличивают в нанометрах кремниевого пространства.  Чему стремимся? К сингулярности, говорят, когда живое полностью сольётся с искусственным. Вот-вот, наизобретали такого, что уже слов не находят, чтобы обозначить  что они такое изобрели. Слова изобретать эти робики-иишники не умеют. Что-то в их схемах ущербно, никак не получается полная сингулярность.

     Из пятерых новеньких двое, точно, робики – проверено железно. Одному из них на прошлой неделе подсунул под зад найденный в гараже среди всякой рухляди старинный электрошокер. Так он с минуту сидел, не обращая внимания на помеху. Потом, видимо, какой-то датчик у него сработал, вытащил из-под задницы электрошокер, посмотрел, даже понюхал  – и улыбается улыбкой из рекламного ролика. Обоняние, кстати, у них хорошо сработано, а вот вкусовые рецепторы далеки до этой самой сингулярности.  Мы второму из новеньких в стакан с томатным соком полстакана соли вбухали  - ноль эмоций, весь стакан – до капельки.
     И вот ещё одно отличие от живых, чтобы им в школьном буфете на стол не поставили, всё употребляют до крошки. Наша компашка вывод сделала: у них программа так настроена, чтобы извлекать максимум эффекта из окружающих явлений. Как заявил в прошлом году один из расшифрованных нами робиков: «Должно быть рационально».  Это мы ему в своих исследовательских целях предложили урок сорвать путём выведения из рабочего состояния классной доски, этого противного чёрного экрана на стене класса, через который нам на занятиях всю мудрость мира впихивают. Мы бы и сами могли что-нибудь там расковырять, но у этого чёрного квадрата силовая защита установлена, что близко к себе не подпускает.

      Вот и говорим этому умненькому робику, мол, а слабо такое придумать какое-нибудь завихрение для силового поля, чтоб это поле само по себе аннигилировалось. Как будто научную задачу ему ставим, типа для проявления творческого потенциала. Из нашей компашки Денис ему так научными словами эту задачу формулирует:
- Если каждая энергия имеет возможность перетекать в другую энергию, вот бы сделать так, чтобы столкнулись эти энергии лоб в лоб. Вот будет грандиозное открытие. Такой опыт можно провести на нашей классной доске. Эксперимент, так сказать, экстремальный. А?
        Робик уставился на Дениса своими окулярами со стандартным выражением в формате «наивный взгляд голубоглазого юноши» - то ли уже поставленную задачу решает, то ли контраргументы ищет.
- Ты предлагаешь мне критический режим андронного коллайдера смоделировать?
- Какой коллайдер? Занятия отменят, пока чёрный квадрат ремонтируют  - и пойдём на старый пруд раков ловить на ультразвуковую мышеловку. А, красотища?

        А робик ему в ответ:
- Не рационально. Не рационально терять время учебного процесса.
       Вот! В один момент мы робика расшифровали.

        В этом учебном году те прошлогодние робики в наш класс не вернулись. Наверное, на переделку отправили, или предохранители у них какие-нибудь перегорели. Новых прислали, модернизированных, с учётом опыта прошлогодних. Ещё один из новеньких сразу расшифровался, даже без всякой изобретательности со стороны нашей компашки. Как-то после занятий спускаемся вниз по ступенькам. Впереди – Алёнка, секс-символ с первого года нашего восьмилетнего совместного обучения. Роняет Алёнка свою мобилу, нагибается, ойкая, за своей новомодной штуковиной, и вся её секс-таинственность перед носом у новенького. Так он… мимо, не приостановившись, головы не повернув, глаза не скосив. Без всяких эмоций! Мимо прошёл. Робик – факт!

         Никакая самая гипер-современная матрица не обучит этих иишников воспринимать по-человечески адекватно окружающую реальность. Стремление к рациональности не даёт им достичь сингулярности и полностью превратиться в живых. А вдруг всё-таки да изобретут в своих поисках этой гипер-симметрии? Что тогда будет – коллапс живого, или сверхпрочная, вечная оболочка для хранения мозгового вещества. Наша компашка об этом задумалась.

         Лежим на берегу старого пруда. Раков наловили, котелок кипит с солёным бульоном. Птички разные летают, насекомые разные прыгают, растения натуральные растут. Красотища! И ничего не хочется...
 
=====  "" =====