Гонения на Русскую Церковь 1948-1953 гг

Дмитрий Зборовский
После окончания Войны Русская Православная Церковь расширяет своё влияние в государстве. К примеру, устанавливаются памятники погибшим воинам и освящаются духовенством, предпринимаются попытки проведения духовных концертов в различных городах. Местные власти иногда начинают привлекать священнослужителей к дежурству в сельсоветах, к агитационной деятельности при выборах в советы.
Ряд иерархов, например, Лука Войно-Ясенецкий, добиваются предоставления возможности верующим свободно посещать храмы в праздники. Он же читает антиматериалистические проповеди в кафедральном соборе. Однако такие активные действия Церкви советская власть долго терпеть не собирается.
В связи с рядом факторов в церковно-государственных отношениях происходит переломный момент, который приходится на вторую половину 1948 г. Одним из таких факторов является попытка властью обуздать расширяющееся влияние Церкви (в первую очередь влияние Патриархии), как уже сказано выше, вызванное подъёмом духовных сил во время войны. Вновь начинает работать «машина устрашения».
Так, например, в августе 1948 г. Синод под давлением Совета вынужден принять решение о прекращении крестных ходов и из одного села в другое, о запрете духовных концертов в храмах, разъездов архиереев в периоды сельских работ и т.д. Под руководством М. Суслова подготавливается проект ЦК ВКП(б) «О мерах по усилению антирелигиозной пропаганды». Данное некогда разрешение на открытие 28 храмов, отменено Советом Министров за отсутствие подписи Сталина. Вплоть до его смерти ни один новый православный храм официально не разрешается. Церковные здания изымаются и устраиваются под клубы. Также выявляются и ликвидируются молельные дома. 
За четыре года, с января 1949 по январь 1953, Церковь теряет 1055 храма. Так, например, в марте 1950 г. Советом решено передать 34 храма под клубы, кинотеатры, водонапорную башню, МТС, а 8 мая отдаются ещё 25 храмов. В большей части это храмы некогда уже отобранные у Церкви, но вернувшиеся в её лоно и вновь открытые во время войны на оккупированной территории. В документах о таких храмах говорится как о «незаконно захваченных верующими». Иногда приходу такого храма предлагается на свои деньги купить, или арендовать жилое помещение и обустроить под молитвенный дом. 
В целом данный период можно охарактеризовать как новый виток активной антирелигиозной деятельности государства Время репрессий, ссылок и арестов, давления на Синод, конфискации храмов; время гонения на Церковь некогда уже испробованными методами.