Безумство храбрых

Сергей Мехреньгин
     Начну с того, что это было всегда, во все времена: и в африканской саванне, где одинокий, престарелый лев отбивается от стаи гиен, и в нашем, людском сообществе, где не столь уж редко один самодостаточный индивид противостоит группе желающих расправиться с ним - лишь за то, что он попросту другой, нежели окружающее его большинство, с иными воззрениями и принципами, образованием и воспитанием. Да мало ли, что может возбудить толпу в её неприятии "чужого", его одинокого голоса против творящегося порой бесчинства.
 
     К чему я веду. На днях стало известно об очередном вопиющем случае зверской расправы в московском метро троих приезжих парней из Дагестана над молодым человеком, который заступился за девушку, случайную попутчицу всех четверых.
Теперь, я думаю, многие молодые люди и зрелые мужчины задают себе вопрос: а как бы на его месте поступил я? Посмел бы противостоять троим наглым, уверенным в своей безнаказанности "джигитам"?..

     А мне в связи с описанным случаем вспоминается другой, из далёкой теперь, подростковой поры.
     В середине 60-х мне посчастливилось оказаться на отдыхе в Крыму, в пионерском лагере "Артек". В целом всё было "на уровне", как и должно быть во Всесоюзной детской здравнице. И, конечно, моменты пребывания там надолго отложились в моей памяти.
     Но, поскольку пионеры съехались в лагерь из разных уголков Советского Союза, общая картина их представителей складывалась довольно пёстрая.
     К примеру, в нашем отряде выделялась сплочённая группа из четырёх сынков тогдашних секретарей райкомов Литовской компартии - самодовольных, спесивых, с чертами невесть откуда взявшегося наглого превосходства над остальными подростками. Допускаю, впоследствии в своей республике они составили ядро так называемой "золотой молодёжи".

     Уже тогда, в том возрасте 12-13 лет у этих явно избалованных родителями и в некотором смысле "продвинутых" прибалтов начали проявляться низменные скабрезности, неприемлемые для меня, и на этой почве между нами возник конфликт. После чего ночью, в спальне мои со-отрядники, те самые пионеры-пошляки попытались устроить мне "тёмную". Но я отбился, ничего у них не вышло.

     Другую, более многочисленную группу нашего отряда, напротив, составляли нормальные ребята из рабочих семей шахтёров; они приехали из Казахстана. Остальные, как и я, пополнили отряд порознь.
     Все вместе мы посещали занятия в артековской школе (был сентябрь месяц, учёбу никто не отменял), ходили в походы и ездили на экскурсии, наслаждались купанием в Чёрном море...

     В той же дружине, поблизости завершал свой отдых и детский ансамбль народного танца Грузии.
     И вот однажды паренёк из нашего отряда, с которым мы быстро подружились, случайно стал свидетелем приставания двоих кавказцев-танцоров к русской девчонке. Несмотря на то, что кавказцы были несколько старше нас, Саня (назовём его так) вступился за девочку, дал им отпор.

     Во что это вылилось?  Танцоры-"джигиты" уже чуть ли не всем своим составом бегали по территории в поисках моего приятеля, чтобы расправиться с ним, защитником. И он, подобно Косте Иночкину из известной кинокомедии про пионерский лагерь, был вынужден прятаться в укромном месте. А я по-приятельски носил ему туда еду - до того дня, когда грузинские артисты вскоре уехали восвояси. 

     Как известно, преступность не имеет национальности. Негодяи и подонки есть в каждом народе: где меньше, где больше - поди разбери. Не будем здесь вдаваться в подробности, искать причины. Важно ответить себе на вопрос: а как поступил бы я, если?..
    
     В то время, когда трое дагестанцев избивали 25-летнего Романа Ковалёва в вагоне поезда метро, остальные пассажиры не стали ему помогать, а убежали в другую часть вагона. Вмешайся они, сообща дав отпор разгорячённым беспредельщикам - исход наверняка был бы иным, прежде всего - для нашего героя, которому теперь предстоит ряд операций по восстановлению травмированного лица.
     Но сохранили ли свои лица от позора те, в другом конце вагона?..

     "Безумству храбрых поём мы песню", и это , безусловно, так: Рома Ковалёв в своём благородном порыве проявил  лучшие человеческие, мужские качества, повёл себя бесстрашно и достойно. И, должно быть, рассчитывал на то, что его поддержат другие пассажиры подземки. Но - увы!..
     А он просто не мог поступить иначе.

     Вместе с тем, стоит задуматься ещё вот над чем. Чтобы противостоять злу, несправедливости, необходимо быть готовым, прежде всего, физически - как в случаях, описанных мной выше. И я хотел бы здесь обратиться особенно к мамочкам, в одиночку воспитывающих своих сыновей: непременно отправляйте своих детей в спортивные секции.
     Занятия спортом, как известно, формируют в человеке не только выносливость, силу и ловкость, но и такие черты характера как решительность, уверенность в себе и бесстрашие перед жизненными обстоятельствами. Хилый "ботаник", часами просиживающий у экранов телевизора или гаджетов, вряд ли будет способен оказать достойное сопротивление физическому насилию. А в мальчике следует воспитывать, прежде всего, защитника, воина света. В широком смысле этих слов.

     ...Тех троих подонков из метро вскоре задержали и поместили в карцер следственного изолятора. Видеозапись девушки, которая бесстрашно вела её во время инцидента в вагоне, поможет и следствию, и суду в определении степени вины "джигитов"-беспредельщиков. По предварительным данным, им вменяется покушение на убийство и сопротивление работникам правоохранительных органов. Вкупе за это полагается довольно суровое наказание.
     Россияне горячо обсуждают очередное резонансное преступление, учинённое распоясавшимися хулиганами, и ждут справедливого решения суда.

     Мне верится в то, что "безумство храбрых", с присущими им чертами благородства, и впредь будет заслоном на пути проявлений всевозможных низменных бесчинств. Они среди нас, эти незаметные порой герои. Но их должно становиться больше. И это зависит от воспитания, потому что, как справедливо отметил Антуан де Сент-Экзюпери, - "Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание".

     Фото - Сергей Мехреньгин, СПб.