Раки

Евгений Сипков
            Из книги "Охота и рыбалка"

   Все, наверно, знают, что человек почти на семьдесят процентов состоит из воды, а остальное – это: твердый костяк, мышцы и всякие жидкости, типа: крови, лимфы, мочи, слезы, слюны и так далее…
   И нам, для пополнения её запаса надо пить не меньше полтора литра в день. Но, тут возникает дилемма, - какую воду пить? Чистую дистиллированную  Н2О, которая ничего в себе не содержит, такую ещё в народе называли – мёртвой или живую, содержащую кучу микроорганизмов, начиная от вирусов и бактерий, до личинок и головастиков. Сейчас, правда, концепция поменялась и такую воду начали делать искусственно с помощью электролизеров...
С одной стороны, вроде, чистая лучше. Но учитывая, как её очищают, то примеси химических элементов остаются. А с другой – не все бактерии вредные, есть и полезные для нашего организма, так, как они способствуют пищеварению.
   Вот раньше такой проблемы не было. Реки и озёра были наполнены живой водой и в них водилась всякая живность.
   Помню,  когда я был уже постарше, то поехал с ребятами из нашего двора Серёгой и Жорой, как раньше говорили – на вылазку. Взяли палатку удочки, чтобы порыбачит на утренней зорьке.  Пока собирались, затаривались продуктами, затем ехали на электричке, которая чухала до Балаклеи, аж два с половиной часа, а потом ещё шли лесом, почти, столько же, уже начало смеркаться. Тогда мы быстро поставили палатку, пока совсем не стемнело.
 Понятно, что ни о какой рыбной ловле не могло быть и речи, ведь, поплавка, почти, не было видно.
   Тогда Серый предложил:
- Давайте наловим раков на ужин.
- Отлично, - согласился Жора. И мы все, раздевшись, полезли в речку.
 Берег был обрывистый с множеством притопленных коряг и с большим количеством подводных нор. И они быстренько, где-то там шаря руками, вытаскивали раков из воды и кидали их на берег.
А, я складывал в приготовленную металлическую сетку, типа, авоську с ручками. Потому, что тоже попытался их драть, но, то ли боялся глубже руку запускать в нору, то ли - был невезучий, нифига у меня не получалось.
Вот, тогда Серый с Жорой, со смехом сказали:
- Иди-ка, лучше костёр разводи, да раков собирай, а то, здесь от тебя никакого толка нет.
И они за каких-то полчаса наловили  кучу раков. Потом мы сварили их в котелке на костре, таким образом поужинав.
С тех пор прошло много времени…
  И, когда я жил в Изюме, то в Донце раков тоже было много, особенно по осени.
 Местные жители собирали их граблями с длинными ручками, запуская, как можно подальше в речку, выгребали всё из воды на берег. Это было очень удобно, потому, как не надо было заходить в холодную воду.
  Мой старший сын ещё с детства любил ловить рыбу и раков. Вот и он так делал, и весьма удачно.
 А я сколько не пробовал, у меня так никогда ничего и не получалось. Видно потому, что, как говорится, - руки под это дело были  не заточены, а может потому, что душа к рыбалке не лежала.
  Вот сейчас, я не видел, чтобы кто-то ловил раков граблями. Наверное, потому, что их нет, а может – экология поменялась и вода в реке не такая, как была раньше...
   Но, мой кум – Игорь развеял мои сомнения.
 Приехав, как-то в воскресенье  ко мне в Изюм, он привёз целое ведро раков, а на вопрос: « Где ты столько их набрал?»
 Засмеявшись, рассказал, что его сосед Юра арендует ставок в Харьковской области. И вот, после того, как он, спустил воду в ставке, выловив крупную рыбу, продал её, то, пригласил его помочь собрать оставшуюся мелочь.
 Глубина  пруда теперь стала небольшой, почти по пояс, да и, то, только в  ямах и низинах. А надо было на двух лодка растянуть невод, а потом за обе стороны вытащить его на берег. Тут требуется четыре человека и большая физическая сила, и кум, зная, что я к такому мероприятию крайне равнодушен, пригласил своего однокурсника с подходящим именем и фамилией – Александр  Сиваш.
Он прямо так и сказал: «Пригласил я Сиваша, что бы вспомнить, как наши предки брели в гражданскую войну, через Сиваш на полуостров Крым, ну в том смысле, что воды было примерно одинаково».
  И они, когда вытащили сеть на берег с мелкой и средней рыбой, то, в ней было большое количество ещё и раков. Юра, большую часть улова  взял себе, а раков, практически, всех отдал ребятам. Их было столько, что когда Игорь разделил их по-братски с Александром, то ещё осталось, почти, пол ванны улова.
  Рыба закончилась быстро, потому, что он поделился с мамой и дядей, которые были  у него в гостях, а остальное, поджарив,  съели вместе с его котами. А вот, раков брать они не захотели, это, как говорится, - на любителя.
Но Игорёк, надо отдать ему должное, не забыл и про меня.
- Мы вчера с Сашкой с рыбалки приехали, - продолжил он, - вот я и привёз тебе ведёрко, так, что давай вари, а я за пивом сгоняю.
Банкет получился отменный, учитывая, что перед и после употребления такого деликатеса, мы ещё и коньячком полирнули.
  Так, мы целый вечер и смаковали презент кума с родителями жены. А на следующий день, отдохнув, ближе к обеду поехали в Харьков на работу...
  Когда рабочий день подходил к концу, зная, что у Игоря в ванной плавает целая куча раков, я предложил:
- Может, давай я возьму пивка и - рванём к тебе, поедим речного деликатеса.
- Да, легко, - согласился кум, - давай тогда, ещё и Серёгу Гавричкина возьмём. У него рядом возле дома пивбар, вот он пива и наберёт.
- Отличная идея, -  обрадовался я, подумав, что теперь не надо покупать пиво.
Когда мы, захватив Серого с двумя трёх литровыми банками, наполненными прохладным напитком, ввалились  в квартиру, то его жена даже немного опешила.
- Вы, это куда, такой гоп-компанией? – спросила она.
- Пиво пить с раками, - сказал я простодушно.
- Я сомневаюсь, что вы будете, их есть, - ответила она.
- Это почему же? – удивились мы.
- А вот, что с ними приключилось, - и она открыла дверь в ванную.
Оттуда повеяло слабым запахом тухлятины, и мы увидели, что раки неподвижно лежат в воде.
- Они, что сдохли? – удивился Игорь.
- Не знаю, - сказала равнодушно Лида, - я пришла с работы, а они – не шевелятся – и добавила, - может они были больные.
- Так мы, вчера, вместе с тестем, тёщей и женой, почти целое ведро их съели, - ужаснулся я, сразу почувствовав, что мне как-то стало нехорошо.
  Но, Серёга, видно, был более осведомлен о качестве раков, ведь, не зря он возле пивбара живёт и, наверное, ест их регулярно, и разного качества, вытащив одного из ванны, спросил:
- А чего это он такой весь чистый, как после бани?
Тогда жена, пожав плечами, объяснила:
- Вчера утром, когда Игорь, набрав их целое ведро, укатил к Женьке, я смотрю, а вода вся грязная. Вот тогда, собрав оставшихся в таз и слив, старую мутную воду, я помыла ванну и приняла душ. А, потом, набрав чистой и слегка отерев раков щёткой от ила и грязи, снова запустила в ванну,- а то, после них опять пришлось бы её драить, – и, немного недовольно, добавила,-  я и так двадцать минут её отмывала всякими моющимися средствами.
- Ну, теперь понятно, - засмеялся Серый, - раки - это не люди, не выдержали слишком чистой воды, а тем более со всякой химией. Вот они сразу издохли, -  резюмировал он.
   Деваться – некуда. Пришлось раков выбросить, а пиво пить по-старинки. Хорошо, что у кума пара засохших таранок завалялось.
  Правда, на всякий случай, я предложил немного выпить  коньячка или водочки, чисто в лечебных целях, как профилактику от отравления.  А, то может они, действительно были больные?
   Но, через неделю, мы, разбирая багажник в машине Игоря, наткнулись на вполне здорового, правда, немного вялого рака, который, видно, вылез из ведра и спрятался во влажной тряпке.
- Вот, - сказал, - торжественно Игорёк, держа его за спину, - живой и невредимый, а ты боялся, что – они больные.
И хотел  уже выкинуть рака, но я, опередив его, сказал:
- Давай этого долгожителя, выбросим в ставок, всё равно, рядом будем проезжать.
Что  мы и сделали…
 А раки окочурились, наверное, потому, что вода у нас хлорированная, и кто его знает с какими ещё примесями?
Вот и получается дилемма, - какую воду лучше пить?  А то, что мы едим, что мы пьём, один Бог знает?