Торпедоносцы Люфтваффе над Черным морем. Часть 15

Олег Каминский
Предыдущая страница http://proza.ru/2021/10/03/245

И всё-таки, несмотря на ограниченное количество вылетов на «свободную охоту» с торпедами, лётчики KG.26 смогли добиться серьёзного успеха именно в торпедной атаке против крупного корабля Черноморского флота. 

Произошло это в ночь на 3 августа, когда после выполнения задачи по обстрелу Феодосийского порта крейсер «Молотов» (8.882 тонн) и лидер «Харьков» взяли курс на свою базу.

На отходе корабли непрерывно подвергались атакам итальянских торпедных катеров и немецких самолетов-торпедоносцев. Примерно в 150 км южнее Феодосии один из Хе-111 атаковал крейсер в 1 час 19 минут, но «Молотов» вовремя отвернул вправо, и торпеда прошла вдоль правого борта крейсера.

Через пять минут последовала одновременная атака двух торпедоносцев. Один из них шёл на крейсер с правого траверза, другой – с левого курсового угла. «Молотов» открыл интенсивный огонь и начал циркуляцию влево, уклоняясь от ближайшего правого торпедоносца, сбросившего две торпеды.

Одна из них прошла вдоль левого борта крейсера, а вторая в 1 час 27 минут попала в его корму справа. Взрывом торпеды было оторвано 20 метров кормовой части крейсера, повреждены винты и правый гребной вал. При этом в кормовых отсеках погибли 18 моряков.

Освободившись от торпед, Хе-111 пытался оторваться от крейсера, но был сбит огнём 45-мм зенитных кормовых автоматов и рухнул в море. Торпеды, сброшенные вторым торпедоносцем также с правого борта, прошли за кормой крейсера.

В 7 часов 18 минут четыре самолета-торпедоносца Хе-111 вновь атаковали корабли, но безрезультатно.

Повреждённый крейсер смог продолжать движение и через несколько часов, прибыл в Поти. Там его позже поставили в док и взамен утерянной кормы присоединили корму недостроенного крейсера «Фрунзе». В мае 1943 года отремонтированный крейсер прошел ходовые испытания, но больше в боевых действиях не участвовал.

За выведение из строя на длительное время русского крейсера немцы заплатили жизнями четырех лётчиков 4-го отряда. В волнах Чёрного моря нашёл свою смерть экипаж He 111Н-6 W.Nr. 4816 (1H+MM): пилот лейтенант Ганс-Георг Бахем, наблюдатель унтер-офицер Вальтер Цумпе, бортрадист унтер-офицер Ашерманн и бортмеханик унтер-офицер Карл-Бернд Фоллерн. Пилот был посмертно награждён Почётным серебряным кубком.

Вскоре в 6-м отряде произошла сменам командиров. Вместо капитана Вильгельма Клееманна, отрядом стал командовать капитан Карл Барт. Этот 27-летний кавалер Рыцарского креста был опытнейшим лётчиком, прославившийся тем, что во время 7 своих торпедных атак в 1940 году сумел потопить 6 кораблей противника общим тоннажем 36.000 брутто-тонн, установив тем самым своеобразный рекорд.   
 
Однако после торпедирования крейсера «Молотов» больше никаких других успехов в борьбе с советскими кораблями лётчики «Хейнкелей» уже не одерживали. Во всяком случае, об этом нет никакой информации. Вообще, о дальнейших действиях на Восточном фронте II./KG.26 известно крайне мало.

Есть лишь сведения о потере He 111Н-6 из 5./KG.26, который 17 сентября, будучи подбитым огнём с земли, с горящим мотором произвёл вынужденную посадку в 30 км юго-восточнее станции Морозовской в Ростовской области. При этом пилот обер-лейтенант Вернер Шмюдген погиб. Остальные члены экипажа — унтер-офицер Оскар Кёлер, унтер-офицер Эрвин Фриц и обер-ефрейтор Гейнц Винклер — отделались ранениями. 

Эта была последняя потеря II./KG.26 на советско-германском фронте. На Средиземноморском театре боевых действий для стран «Оси» сложилась напряжённая ситуация. Поэтому в октябре 1942 года 2-я группа 26-й бомбардировочной эскадры перелетела на аэродромы Сицилии и на этом деятельность германских торпедоносцев на Черном море закончилась.

Что же касается результатов торпедных атак «Хейнкелей», то их следует признать очень даже успешными. Достаточно перечислить список транспортных и боевых кораблей пострадавших в результате этих атак. 

От вражеских торпед погибли корабли «Каменец-Подольск» (5.117 брт), «Пугачев» (2.150 брт), «Днепр» (12.589 брт), «Большевик» (1.412 брт), «Армения» (4.727 брт), «Фабрициус» (2.434 брт), «Василий Чапаев» (2.690 брт), «Куйбышев» (4.629 брт), «Сванетия» (4.125 брт), «Михаил Громов» (836 брт), а также тральщик «Т-504» (1.829 тонн).

Тяжелые повреждения от попаданий торпед получили «Советская нефть» (8.228 брт), «Ворошилов» (3.908 брт), а также крейсер «Молотов» (8.882 тонн).

Общий тоннаж потопленных и повреждённых кораблей составил 63.556 тонн. И это — не считая кораблей, пострадавших от обыкновенных авиабомб, сброшенных лётчиками II./KG.26, а также в результате подрывов на минах, установленных «Хейнкелями».

И напоследок, для сравнения, я приведу результаты торпедных атак советских лётчиков 5-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка ВВС Черноморского флота. За время с 1942 года по 1944 год лётчики этого полка смогли поразить торпедами всего лишь два транспорта, одну быстроходную десантную баржу и один прорыватель минных заграждений, общим тоннажем 8.571 тонна. 

Вот и считайте, уважаемые читатели...