Ко мне обратилась воспитатель старшей группы: «Софья Владимировна, у нас Миша — новенький мальчик, странно ведёт себя! Он головой бьётся о стену.
Страшно. Я же отвечаю за него».
— Ирина Витальевна, это происходит на фоне эмоционального всплеска, когда злится?
Что этому способствует?
— Я не вижу для этого причин.
— С родителями Миши разговаривали?
— Да, они не верят моим словам, считают, что такого не может быть.
— Вы предлагали им подойти ко мне на консультацию?
— Да. Мама согласилась. Она хочет выяснить почему дома сын головой не бьётся, а в садике такое происходит.
Через два дня на консультацию пришла мама мальчика.
Мы поговорили о стиле воспитания, о трудностях, что возникают в последнее время: ведёт себя агрессивно, раскидывает игрушки, бросается с кулаками на маму, не хочет слышать папу. Во всём протесты.
Основная мысль мамы о том, что они стараются быть идеальными, много работают, покупают дорогие конструкторы. Но сил терпеть такое поведение уже нет. И она не верит, что Миша может биться головой о стену.
Я предложила прийти на следующую сессию с ребенком, ему почти шесть.
Миша поздоровался со мной и стал задавать вопросы об игрушках.
Ему не терпелось зашнуровать крокодила.
Дала ему эту возможность.
А затем предложила поиграть в детский сад, выбрать на стеллаже игрушки и расставить их на столе.
Миша выбрал игрушки. Их было не меньше пятнадцати.
Спросила:
— Кто здесь главный герой?
И мальчик указал на маленького зайчонка.
Чтобы удостовериться, что эта игрушка обозначает Мишу, задала несколько вопросов:
— Давно ли этот зайчик ходит в детский сад?
Есть ли у него братик или сестрёнка?
Чем он любит заниматься?
В ходе первой сессии многое выяснила для себя.
Игрушки были расположены в одном пространстве и наш герой не ощущал себя исключённым.
Он находился вблизи воспитателя.
Мы разыграли разные сценки: зарядка, завтрак, занятия, свободная игра...
И на этом этапе я воскликнула:
— А почему зайчик плачет?
Смотри, он стал биться головой о стену!
Миша выразительно посмотрел на меня, на маму, сидящую поодаль и тихо прошептал:
— Он хочет умереть!
У меня все замерло в груди, я очень тихо спросила:
— Миша, почему он хочет умереть?
Мальчик наклонился ко мне и произнёс:
— Его никто не любит...
Никто.
— Миша, смотри лисичка подошла к зайчику и что-то говорит ему!
Слышишь, она говорит, что он красиво рисует в своём альбоме, что его постройки из конструктора самые лучшие!
А вот и Ирина Витальевна подошла к нему, присела рядом и произносит:
— Милый зайчик, я рада, что ты ходишь к нам в группу, ты очень хорошо читаешь стихи, ты внимательный и умеешь делиться игрушками.
Миша, а давай я скажу заветные слова мальчику.
Прикасаюсь к игрушке:
— Зайчик, я люблю тебя!
Миша смотрит на меня и у него в глазах слёзы.
Я беру его руки в свои и произношу:
— Миша, я люблю тебя, ты самый лучший мальчик на Свете, я люблю тебя просто так, потому что ты есть!
Обнимаю его:
— И мама любит тебя, посмотри на неё, она плачет.
Прошу маму ребенка подойти к Мише, они обнимаются, шепчутся.
Ребенок выдыхает и тихо говорит:
— Давайте скажу зайчику, что люблю его.
Произносит слова любви.
Затем мы разыгрываем сценку, где дети совместно играют.
Мы прощаемся с Мишей.
Он обнимает меня:
— Я обязательно приду к Вам ещё.