Человек и Музыка. Вступление

Южный Ветер
Удивительное явление в истории человечества. Иногда мне кажется, что самое удивительное из всех …
Самая трепетная загадка. Тайна, которая всегда рядом с нами, внутри нас.

Музыка способна перевернуть душу даже тех, кто этого от себя не ожидал и в музыке себя никак не видел. Всегда проходил мимо до этого момента. И вдруг ...
С одного произведения, одного концерта, одной встречи - что-то меняется.
Предполагаю, что так было столько, сколько она существует. Столько, сколько существует человек и его потребность прозвучать невыразимым - и быть услышанным.

Как и почему она появилась, как развивалась, почему ветвилась на многие направления и жанры, в чем секрет популярности или забвения в музыке? Почему эта музыка, этот музыкант, этот ансамбль или другой коллектив, это направление трогает нас – а другие оставляют равнодушными? Почему иной раз это вдруг меняется?

Интересные вопросы, каждый из них достоин отдельного исследования не только с моей точки зрения. Много ли людей, не мыслящих свою жизнь без музыки, об этом задумывается, пытается анализировать? Отношения с музыкой зачастую остаются в сфере одновременно очевидного – и интимного.
Личностного. Того, о чем труднее всего размышлять, тем более – писать.

Для меня эти вопросы оказались сплетены с жизнью с раннего детства. Жили в сознании, вместе с музыкой и всем, что случилось со мной. До поры бессловесно.

О том, как я всё это вижу, как оцениваю, теперь я попробую писать. Хотя даже искать на эти вопросы ответы – не простой путь. Тем более – находить …
Но на многое я не буду замахиваться, иначе это эссе никогда не будет закончено.

Были и есть люди, посвятившие свою жизнь исследованиям многочисленных музыкальных тайн, поискам ответов на эти и многие другие вопросы. Мой слабый голос - всего лишь струйка в этом потоке через время.

Музыка.
Самый короткий путь к человеческому сознанию. И от него же – к миру. И наоборот.
Путь из экзистенциального одиночества. Путь через звучание, через дыхание.

Именно музыка способна поведать другим о том, о чем почти невозможно рассказать, очень сложно написать или передать как-то иначе.
О том, чем живет наша душа, чем счастлива, от чего страдает, о чем размышляет, мечтает или сожалеет.
И это кем-то может быть услышано зачастую вне языковых и культурных барьеров. Всё это существует в музыке, пока она звучит, всё это способен услышать другой.
Ох, уж этот другой …

Неочевидный парадокс, с которого, собственно всё и начинается: музыка жива и может быть услышана другим, пока звучит. Стоит звукам затихнуть – и от неё остаются лишь следы в наших душах. Есть партитуры, пережившие десятилетия и века, но они молчаливы, пока кто-то не оживит их трепетом свой живой души, не заставит снова звучать.
И теперь, конечно же, есть записи.

Мы подошли к тому, о чем я и хотела написать.
Об исполнителе в музыке.
И о слушателе в каждом из нас.

Одно от другого по сути не отделимо.
Фрагмент стихотворения Андрея Дементьева удивительно точно передаёт это ощущение вневременности отношений между исполнителем и слушателем. Той самой эфемерной, но реальной связи, мгновениях, которые каждый из нас переживает, слушая талантливую музыку, талантливого исполнителя. Мгновениях живой музыки, которая резонирует с чем-то важным в душе. Ведь мы часто забываем о слушателе …
Когда-то это стихотворение перевернуло в моём сознании многое с ног на голову.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте –
Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берет он из вашей души.
Никогда, никогда ни о чем не жалейте –
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы.

В этих простых, но глубоких строчках спрятан ответ на вопрос почему какая-то музыка умирает, а какая-то переживает и создателя, и исполнителя, и перипетии человеческой истории.
Она находит и продолжает находить своего слушателя. И находит нового сочинителя, нового исполнителя, который способен оживить её своим дыханием, своим проживанием. И снова находит слушателя.
Находит живых людей, способных вдохнуть в неё свою энергию, придать форму и только тогда музыка снова зазвучит.
В новых людях, новых душах находя и восстанавливая резонансы.
Или нет. Не смотря на все усилия.

Кто-то скажет мне, что в современном мире, мол, это не так. Множество возможностей рекламы, продвижения, финансирования и навязывания и всё такое. Увы, принцип продолжает работать. Или не увы.
Сменяется поколение, на котором обкатывались новые технологии продвижения, заканчиваются деньги, продвижение перестаёт приносить сверхприбыли и ….
 
А кого-то благодарные слушатели передают из рук в руки сами, спеша поделиться восторгом. Или вспоминают, находят среди старых записей и снова делятся, делятся, делятся друг с другом … Что мы ищем, не находя в сегодняшнем дне и обращаясь к прошлому?
Может быть, утерянную способность резонировать чем-то невыразимым в душе.
Резонировать с другим человеком, имеющим те же скрытые от повседневности струнки.

Всё складывается как и десятки и сотни лет назад. Какая-то музыка остаётся, большинство исчезает вместе с создателем и исполнителями из сферы общественного внимания. И процент остающегося и передаваемого, в отношении к общему потоку в результате тот же, что и сотни лет назад.

Я неоднократно успела использовать слово «душа». Кого-то покоробит, кого-то возмутит, кому-то станет непонятным – почему.
Но любой музыкант и одаренный слушатель поймёт. Каждый из них знает - почему, хотя врядли объяснит …

Хорошо знают те, кому ради выгоды, успеха, славы или просто выживания в какой-то момент пришлось отказаться от того, что она требовала. Но такое стараются как можно лучше забыть.

Прекрасно знают и те, кто не отказался.
И стал бороться за её право звучать, не умея никому ничего объяснить, помимо музыки прославившись взбалмошностью, эксцентричностью, трудным характером и капризностью.
Иногда прожив жизнь в нищете, безвестности – а значит без своего слушателя – но не сдавшись.

Или такие, которые до конца жизни носят в себе незаживающую рану отказа от музыки. Когда по каким-то причинам пришлось отказаться и прожить без неё. Не сложилось, не срослось, просто не удалось стать услышанным. Или были другие, более важные задачи. Долги, обязанности. А музыка - это же для души ...

Я каждому из них сочувствую.
Всё, что связано с жизнью души в нас, - интимно, неопределенно, парадоксально, равно как радостно - так и болезненно. Целительно и разрушающе.
При этом невыразимо словами.

Мало кто лучше музыкально одаренных природой людей знают, что такое душа. И это не случайно.
Если мы не забыли – музыка самый короткий путь из экзистенциального одиночества. Из одиночества души к резонансам с другим, с другой душой.
Короткий путь зачастую и самый трудный.
Каждый проходит его по-своему, со своим характером, своим набором способностей (не только музыкальных), своим отношением к себе и к миру, своим прошлым и своими мечтами о будущем.
Своими исходными условиями и данными. Своей судьбой.