О ментах, гусарах и вооруженном народе. Часть втор

Михаил Касимов
Спор о терминах заинтересовал многих. Как называть это социальное явление? Менты, мусор, милиционеры, правоохранители?

Ну, на счет последнего, ни какое право они, конечно, не охраняют, поскольку правила меняют исходя из целесообразности. Да и не всегда они охранители, иногда и нападатели.

Интересна позиция ряда читателей. Хороший мент – это милиционер, плохой милиционер – это мент. Запомним этот тезис и о правильных ментах поговорим чуть позже. Также оставим на потом извечный вопрос: что делать?

Пока мы не пришли к общему мнению как их называть, давайте придумаем какой-нибудь новый наукообразный термин, ментомилиционеры, например.



Сейчас рассмотрим такое явление как социальная мимикрия.

Ранее мы говорили, что собственно слово мент – это гусарская накидка на плечо, известная всем по художественным фильмам. Это слово несёт нейтральное содержание и даже благородное. Сериал Менты очень четко поймал это дартаньяновское благородство.

Человеку свойственно стараться выглядеть лучше, чем он есть на самом деле. Тоже свойство есть и у целых социальных групп, общественных институтов.

Кто был в 19 веке престижнее гусар? Кого любили женщины? Красавцы, рубаки и гуляки. Даже рядовой состав у них набирался из свободных сословий. Они свысока смотрели на драгун и пехоту. Не то, что там филеров. И вот подглядывающий, собирающий доносы жандармский корпус одевается в гусарские накидки, только голубые. Этакая программа по улучшению имиджа правоохранительных органов.

Революционный 17 год. Кто притягивал к себе восхищенные взгляды? В кого были влюблены петроградские красавицы? Кожаные куртки, кожаные кепки, белый шарф и маузер на боку… Летчики! Автомеханики! Самые модные тогда виды деятельности.

После первых массовых расстрелов Дзержинский принимает верное решение, благо на складах скопилось много лётных курток и маузеров. Отряды ВЧК одеваются в новенькие хрустящие кожанки, кепки и сбоку маузер в деревянной кобуре. Только белый шарф забыли, и это понятно, кровь плохо отстирывается. Что ни говори, а первые большевики всегда заботились об имидже своего передового отряда.

Не очень далекая современность. Перестройка приоткрыла армейские склады и в народ потёк модный камуфляж. Камуфляж это обмундирование для разведчиков, снайперов, бойцов переднего края. Образ героя-разведчика любим всеми советскими людьми. И вдруг откуда-то появился контингент в голубом камуфляже с дубинкой и наручниками на боку. Непонятно в каких зарослях в этом камуфляже можно прятаться. Разве что среди голубых елей у кремлевской стены. Но этот камуфляж, по форме один к одному с армейским, взывает, просто вопиет к народу, я такой же, как герой-разведчик, только голубой. Полюбите меня!

Но народ почему-то не любит, женщины отворачиваются, и приходится их насиловать, иногда прямо в дежурной части. А, спустив свою злость, свою неудовлетворенность, снова думать о восстановлении имиджа. Что бы еще надеть?

Гусары, кстати, форму потом сменили, не перестав быть гусарами…



Социальная мимикрия это желание определенной социальной группы приобрести внешние черты, сходство с более уважаемой социальной группой с целью выглядеть лучше в глазах общественного мнения, при этом, не меняя своего содержания.

28 февраля 2010 года.