Чудо-оружии В. В. Путина для наивных и не очень

Руслан Хаджоков 2
Чудо-оружии В.В. Путина для наивных и не очень 
---
 «Отдам котят и кошку в хорошие руки, а то у нас плохие». (Из объявления)
Гопники в подворотне встретили Вассермана и в беседе с ним за полчаса внезапно для себя получили высшее образование. :-)))   (Из современного народного фольклора)
---
Вместо введения в тему
Умные должны ясно понимать, что стратегический блеф является теперь ключевым инструментом российской внешней политики, действующей по принципу - «важнее казаться, чем быть». Иного выхода у президента РФ В.В. Путина с Ко уже просто нет. Увы …
----
Про суперракету «Циркон»
           На днях Министерство обороны России отчиталось перед президентом В.В. Путиным об успешных испытаниях гиперзвуковой противокорабельная крылатой ракеты комплекса 3K22 «Циркон» с фрегата «Адмирал Советского Союза Горшков» в Белом море. Этот комплекс должен заменить противокорабельную ракету «Гранит». Иметь надежное средство для поражения и уничтожения авианосных ударных групп вероятного противника – важнейшая задачи в войне на море. 3K22 «Циркон» по замыслу его создателей и высшего руководства ВМФ позволит приблизиться к достижению этой цели. Первое испытание ракеты в январе 2020 г. с фрегата «Адмирал Горшков» было по наземной цели на военном полигоне на дальность более 500 км. Замечательно?
          Но тут довольно много пиара и политической составляющей. Министр обороны, как и президент, не будучи ни военными, ни специалистами в данных вопросах просто получают ту информацию, которой их снабжают заинтересованные лица. Так, несомненно, неправдой являются слова, что аналогов это оружие не имеет. Об этом уже говорят некоторые СМИ. В частности, в СССР такие работы велись. В середине 70-х годов была создана подобная ракета Р-27К в противокорабельном варианте, но на вооружение она не была принята. (Да, была создана у нас такая ракета, Р-27К (4К18). Стояла на опытно-боевом дежурстве на одной ПЛ проекта 601 (К-118) / переоборудована из дизельной ПЛ проекта 629, но имела не 3 ПУ, как базовая лодка, а 6 ПУ). Дальность 900 км. Однако точность у нее была такая, что на ней поставили БГ мегатонного класса. Комментарий специалиста.) В Китае уже есть противокорабельная ракета DF-21D  с большей, чем у «Циркона» дальностью – 2000 км.
         Я так полагаю, что тут тот же случай, что и с «Кинжалом». Ракету от наземного оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер» подвесили под «МиГ-31», боеголовку облегчили, чтобы увеличить дальность, воздушный старт придумали, так и используют. Назвали эту штуку - «Кинжалом», чтобы супостату страшнее было.
         А показали нам тот же «Искандер», только в корабельном варианте. Приспособили ракеты ОТРК «Искандер» для запуска с кораблей из УВП и подлодок, поправили внешний вид, сплющив носовую часть для лучшего маневрирования в плотных слоях атмосферы. Дальность могли увеличить с начальной 500 до 1000 км, за счёт уменьшения веса боевой части. Общий вес ракеты путём применения новых более лёгких материалов тоже могли подсократить. Вероятно, что и с самим двигателем от базового «Искандера» и применяемым топливом тоже поработали, что дало прибавку в дальности полёта, и начинка - бортовая электроника, современная несомненно легче.
          Говоря о дальности боевого применения ракеты «Циркон», не стоит путать ее с максимальной дальностью полета. По докладу начальника Генштаба генерала В. Герасимова, дальность полета ракеты «Циркон» составила 450 км, на максимальной высоте в 28 км, время полета - 4,5 мин. Опять же со слов Герасимова, была достигнута гиперзвуковая скорость более 8 Махов. Вероятно, генерал имел ввиду эффективную дальность при боевом применении. Президент РФ В. Путин в своем послании Федеральному собранию 20 февраля 2019 года сказал, что новейшая российская гиперзвуковая ракета «Циркон» способна развивать скорость около 9 Махов, а ее дальность может превышать 1 тыс. км. Сомнений нет, что это возможно. Просто президент имел ввиду максимальную дальность полета. Но вот какая странность – на дальности в 450 км и времени полета в 4,5 минуты, средняя скорость ракеты составит в секунду 1,660 км. А это не более чем 4,9-5,0 Мах.
       Но надо учитывать саму возможность применения в боевых условиях, а не на полигоне в мирное время, наличие условий для наведения ракеты в цель, их последствия и результаты пуска ракет с различных дальностей. И две особенности. Чем больше расстояние до цели, тем больше времени у противника на обнаружение и принятие мер противоракетной обороны. Если цель движущаяся, то целеуказание может, пусть и незначительно, но устареть, и тогда головка самонаведения (ГСН) на конечном этапе полета может не захватить цель - корабль. Возможности по управлению ракетой и совершению ею маневра для поиска цели на гиперзвуковой скорости весьма малы, а то и просто отсутствуют. При нахождении цели на максимальной дальности может не хватить на эти маневры по поиску цели топлива. а если ракета будет лететь по инерции при уже неработающем двигателе из-за выработки топлива, то никакие рули ей не помогут изменить свое направление полета.
        Еще проблема. Ракета, летящая на гиперзвуковой скорости движется в облаке плазмы, и создать для этого специальную головку самонаведения пока нет физических и технологических возможностей. А телевизионные и тепловизионные головки самонаведения, обеспечивающие почти идеальную точность попадания, в плазме работать не будут. Для обнаружения целей за горизонтом противокорабельным ракетам необходима активная радиолокационная ГСН. Такие ГСН в облаке плазмы тоже работать не будут. Общеизвестно, что в плазме радиолокация не работает. Есть способ управлять ракетой и в облаке плазмы через канал в плазме, образованный струей фреона. Но это возможно лишь в пределах прямой видимости и только радиокомандным наведением с борта носителя в пределах радиогоризонта. Возможно, что на конечном участке снижают скорость ракеты до умеренно сверхзвуковой или даже менее звуковой, дабы иметь возможность использовать ГСН. Но в этом случае все преимущества от гиперзвука теряются. Средства ПВО вероятного противника имеют возможность бороться со сверхзвуковыми и тем более с дозвуковыми крылатыми ракетами.
       Надо учитывать, что система ПРО и ПВО американских АУГ имеет радиус действия своих истребителей в пределах 700-800 км. И еще около 150 км дальности ракет самих истребителей. Поэтому подобраться ближе к авианосцу на 500 км для пуска ракет будет сложно. Надводным носителям надо будет для этого пройти как минимум 300 км в пределах радиуса действия самолетов противника. Это примерно 160 миль и примерно 5-6 часов полного хода до пуска ракеты и потом обратно за пределы боевого радиуса действия авиации противника. Воздушным носителям для этого же потребуется 20-30 минут до пуска ракеты и обратно. Тоже немалое время.
          Подойти на дальность много меньше 1000 км к АУГ могут и атомные подлодки. Для обнаружения корабля  атомной лодкой проекта 949А «Антей» она должна подойти к нему в пределах 220 км. Это расстояние от боевого радиуса действия авиации АУГ примерно 600 км, или 320 миль, или 10-12 часов полного хода АПЛ. Находиться такое длительное время на таком удалении от АУГ очень рискованно для подводного носителя и практически гарантирует нанесение удара врага по нему. Возможно, это будет еще до того, как он произведет запуск ракеты, ибо все будет под контролем с момента его выхода с базы. С использованием космического и авиационного целеуказания в советское время этим лодкам удавалось выйти на дальность пуска ракет П-700 «Гранит». Но то в мирное время и при наличии спутников и авиации и без противодействия со стороны АУГ. Так что, вероятность поражения целей в боевых условиях будет не высока.
       Но в любом случае, чем ближе к цели, тем больше вероятность поражения. А стрелять в упор вообще идеальный вариант. Но как подойти так близко - вот в чем проблема. Так что, основная дальность применения «Цирконов» будет за пределами 800-километровой зоны от АУГ в случае их применения против авианосцев. Но тут снова встает проблема обнаружения цели, целеуказания для носителей, наведения самих ракет на цель.
---
Крылатая ракета «Калибр НК» без пропаганды
ТТХ КР морского базирования для поражение наземных целей
Наименование ракеты (комплекса)- 3М10 Гранат- Томагавк TLAM-N Blok 1 -3М-14Э- 3М-14 Калибр- Томагавк  TLAM-E Blok 4-
Год принятия на вооружение - 1984- 1983- 2006- 2012- 2004-
Длина без стартового ускорителя   м - 7,2- 5,56- 4,8- 7,2- 5,56-
Длина со стартовым ускорителем   м - 8,09- 6,25- 5,9/6,2- 8,1- 6,25-
Диаметр корпуса   мм - 514- 518- 514- 514- 518-
Диаметр стартовой капсулы   мм- 533- 533- 533- 533- 533-
Размах крыла    м- 3,3- 2,67- 2,5- 3,3- 2,67-
Полетная масса (начальная)   кг- 1320- 1180- 1140- 1320- 1315-
Стартовая масса (с ускорителем)   кг- 1700- 1450- 1520/1770- 1700- 1588-
Масса фугасной боевой  части    кг- --- --- 450- 450- 450-
Мощность ядерной боевой части   КТ- 100-200- 150- --- 100-200- ---
Скорость полета     Мах- 0,7- 0,7- 0,7- 0,7- 0,7-
Дальность полета с фугасной БЧ   км --- --- 300- 1500- 1600-
Дальность полета с ядерной БЧ   км 3000- 2500- --- 2600- ---
---
Предистория "Калибр-НК".
         Достоверных данных по этой ракете вам никто не сообщит, хотя официально первые образцы комплекса был впервые представлены еще в 1993 году. Как можно понять из приведенной таблицы ТТХ крылатых ракет, комплекс «Калибр-НК» начал разрабатываться на основе советской стратегической крылатой ракеты 3М10 «Гранат» морского базирования. Ракеты 3М10 «Гранат» начали разрабатываться в 1976 году. В 1979 году прошли первые испытания ракет. В 1983 году испытания были завершены и с 1984 года ракеты 3М10 «Гранат» поступили на вооружение ВМФ СССР. Эти ракеты по требованию США были изъяты из боекомплектов АПЛ и складированы на берегу. Затем с ракет 3М10 были демонтированы боеголовки, высокообогащенное ядерное содержимое боеголовок переработали в низко-обогащенное и передали в США по известному соглашению Черномырдин-Гор. Но остались сами ракеты 3М10. Появилась идея воспользоваться ими, хотя бы в тактическом варианте. Так началась разработка комплекса «Калибр-НК». На основании данных из открытых источников можно сделать некоторые выводы.
Калибр-НК - это универсальный комплекс крылатых ракет. Универсальность его заключается в том, что на корабль могут загружаться ракеты различного класса:
 - класса "корабль-корабль" 3М-54 - сверхзвуковая ракета с дальностью поражения цели до 300 км (масса боевой части 200 кг)
- класса "корабль-поверхность" 3М-14 - дозвуковая ракета с дальностью поражения цели 1500-2500 км (масса боевой части до 450 кг)
- класса "корабль-подводная лодка" 91Р - сверхзвуковая ракета-торпеда с дальностью поражения цели до 50 км (масса боевой части 200 кг)
В комплексе применены многие последние наработки нашего ВПК.  Экспертами отмечаются:
- высокая помехозащищенность
- универсальность
- высокая вероятность поражения цели (принцип "стаи")
 Комплекс  Калибр-НК  испытывали на РК "Дагестан".
         В комплексе применен принцип модульности. Так в относительно небольшой корабль можно загрузить большее количество ракет, чем можно было ранее. К примеру, сравните боевую эффективность МРК "Мираж" (730 т) и МРК "Град Свияжск" (950 т). У Миража 6 ракет с дальностью до 150 км, а у Свияжска  8 ракет с дальностью до 300 км. Не забываем, что у Миража ракеты дозвуковые. А на «Свияжск» можно загрузить ракеты 3М-14 и маленький корвет превращается в стратегическую "единицу". Эффект на лицо!
Ракеты комплекса "Калибр" стоят и на вооружении подводных лодок:
 Атомная подводная лодка пр.885 "Северодвинск".
 Дизельная подводная лодка "Новороссийск" пр. 636.3.
АПЛ проекта 949А планируют модернизировать под комплекс Калибр-НК
--
Подробно о комплексе Калибр-НК
        Высокоточная крылатая ракета 3М-14Э предназначена для поражения в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью стационарных (малоподвижных) наземных и морских целей. Типовыми целями для ракеты 3М-14Э являются наземные пункты управления войсками, склады вооружений и топлива, аэродромные и портовые сооружения. Ракеты разработаны в ОКБ «Новатор» (г. Екатеринбург)
Ракеты 3М-14Э в различной конфигурации входят в состав:
- ракетного комплекса "Калибр-ПЛЭ" для вооружения подводных лодок (экспортное обозначение "Club-S"),
- ракетного комплекса "Калибр-НКЭ" для вооружения надводных кораблей (экспортное обозначение "Club-N").
- мобильного ракетного комплекса "Калибр-М" (экспортное обозначение "Club-M");
- комплекса ракетного оружия авиационного базирования "Калибр-А" (экспортное обозначение "Club-A").
      Интегрированные ракетные комплексы "Калибр" предназначены для поражения широкой номенклатуры наземных, морских надводных и подводных целей в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия противника.
Все комплексы имеют единые боевые средства:
- противокорабельные ракеты 3М-54Э, 3М-54Э1,
- высокоточные крылатые ракеты для поражения наземных целей 3М-14Э,
- противолодочные ракеты 91РЭТ2 ("Калибр-НКЭ") и 91РЭ1 ("Калибр-ПЛЭ")
-
       Наличие в составе систем "Калибр" ракет различного назначения, а также единая универсальная система управления (СУ) ракетным комплексом позволяет варьировать боекомплектом ракет на носителях в зависимости от поставленной задачи и конкретной боевой обстановки.
         Ракеты комплекса "Калибр-ПЛЭ" стартуют из штатных торпедных аппаратов подводной лодки калибра 533 мм с глубины 30-40 м, а комплекса "Калибр-НКЭ" - из подпалубных унифицированных вертикальных ПУ 3C-14Э или палубных наклонных ЗС-14ПЭ. Ракета 3М-14Э комплекса "Калибр-НКЭ" отличается наличием специального транспортно-пускового стакана и имеет обозначение 3М-14ТЭ. Испытания ракеты 3М-14Э в составе комплекса "Калибр-ПЛЭ" завершились 18.09. 2004 года в акватории Балтийского моря.
       Комплекс ракетного оружия "Калибр-А" был впервые представлен на выставке IDEX-2007 (Абу-Даби, ОАЭ). Ракета 3М-14АЭ авиационного базирования входит в состав вооружения ударного самолета Су-35 (до 3 ед. на борту) и планируется для вооружения истребителя МиГ-35. 3М-14АЭ не имеет стартового двигателя и размещается в транспортно-пусковом контейнере, из которого осуществляется ее старт после сброса с самолета-носителя.
        Контейнерный комплекс ракетного оружия Club-K предназначен для поражения надводных и наземных целей крылатыми ракетами 3М-54ТЭ, 3М-54ТЭ1 и 3М-14ТЭ. Комплексом Club-K могут оснащаться береговые позиции, надводные корабли и суда различных классов, железнодорожные и автомобильные платформы. Технические средства комплекса размещается в стандартном 40-футовом морском контейнере.
         Функционально комплекс Club-K состоит из Универсального стартового модуля (УСМ), Модуля боевого управления (МоБУ) и Модуля энергопитания и жизнеобеспечения (МЭЖ). Универсальный стартовый модуль предназначен для подготовки и старта ракет из транспортно-пусковых контейнеров, в нем размещается подъемная пусковая установка на 4 ракеты.
По классификации США/НАТО ракета 3М-14 получила обозначение - SS-N-30.
        Крылатая ракета 3М-14Э комплексов "Калибр-ПЛЭ", "Калибр-НКЭ", "Калибр-М" оснащается стартовым твердотопливным двигателем в хвостовой части которого размещены решетчатые стабилизаторы. Маршевый двигатель ТРДД-50Б ("изделие 37") - малогабаритный двухконтурный турбореактивный, унифицированный для всех ракет комплексов "Калибр", разработанный Омским Моторостроительным Конструкторским Бюро (ОАО "ОМКБ").
          Ракета 3М-14Э оснащается комбинированной системой наведения. Управление ракетой в полете - полностью автономное. Бортовая система управления построена на базе автономной инерциальной навигационной системы АБ-40Э (разработчик - Государственный НИИ Приборостроения). В состав системы управления ракеты входит радиовысотомер типа РВЭ-Б (разработчик - УПКБ "Деталь") и приемник сигналов системы спутниковой навигации (ГЛОНАСС или GPS). Радиовысотомер обеспечивает полет в режиме огибания рельефа за счет точного выдерживания высоты полета: над морем - не более 20 м, над сушей - от 50 до 150 м (при подходе к цели - снижение до 20 м).
       Полет ракет проходит по заранее заложенному маршруту, в соответствии с данными разведки относительно положения цели и наличия средств противовоздушной обороны. Ракеты способны преодолевать зоны развитой системы ПВО противника, что обеспечивается предельно малыми высотами полета (с огибанием рельефа местности) и автономностью наведения в режиме "молчания" на основном участке. Коррекция траектории полета ракеты на маршевом участке осуществляется по данным подсистемы спутниковой навигации и подсистемы коррекции по рельефу местности. Принцип работы последней основан на сопоставлении рельефа местности конкретного района нахождения ракеты с эталонными картами рельефа местности по маршруту ее полета, предварительно заложенными в память бортовой системы управления. Навигация производится по сложной траектории, ракета имеет возможность обходить сильные зоны ПВО/ПРО противника или сложные по рельефу участки местности - путем ввода в полетное задание координат так называемых пунктов поворота маршрута (до 15 опорных точек).
         Наведение на конечном участке траектории осуществляется при помощи помехозащищенной активной радиолокационной головки самонаведения АРГС-14Э, эффективно выделяющей слабозаметные малоразмерные цели на фоне подстилающей поверхности. Головка АРГС-14Э диаметром - 514мм и весом 40кг разработана в ОАО "НПП Радар ММС" (г. Санкт-Петербург), имеет угол обзора по азимуту (пеленгу) ±45°, по углу места - от +10° до -20°. Дальность обнаружения типовой цели около 20км. Исключительная маневренность позволяет с высокой точностью вывести ракету на цель.
         Ракета 3М-14Э оснащена мощной 450-килограммовой фугасной боевой частью с опцией воздушного подрыва. Разработан вариант ракеты с кассетной боевой частью комплектуемой осколочными, фугасными или кумулятивными поражающими элементами для удара по площадным и протяженным целям.
По материалам: http://www.rosbalt.ru/federal/2012/06/07/990257.html
Прим. По некоторым данным максимальная скорость ракет 91Р достигает значений 2,0 - 2,5 Мах
----------------
Ракета  3М-54Э
        Крылатая ракета ЗМ-54Э1 по своему устройству и тактико-техническим данным почти не отличается от ракеты ЗМ-14Э. Разница заключается в том, что ракета ЗМ-14Э предназначена для поражения наземных целей и имеет несколько иную систему управления. В частности, в ее систему управления входит баровысотомер, обеспечивающий большую скрытность полета над сушей за счет точного выдерживания высоты в режиме огибания рельефа местности, а также спутниковая навигационная система, способствующая высокой точности наведения.
         Крылатые противокорабельные ракеты ЗМ54Э и ЗМ54Э1 имеют близкую базовую конфигурацию. Они выполнены по нормальной крылатой аэродинамической схеме с раскрывающимся трапециевидным крылом.  Основное различие этих ракет заключается в количестве ступеней. Ракета ЗМ-54Э имеет три ступени: твердотопливную стартовую ступень, маршевую ступень с жидкостным реактивным двигателем и третью твердотопливную ступень. Пуск ракеты ЗМ-54Э может производиться из универсальной вертикальной или наклонных пусковых установок ЗС-14НЭ надводного корабля или штатного торпедного аппарата калибра 533 мм подводной лодки.
        Старт обеспечивается первой твердотопливной ступенью. После набора высоты и скорости первая ступень отделяется, выдвигается подфюзеляжный воздухозаборник, запускается маршевый турбореактивный двигатель второй ступени и раскрывается крыло. Высота полета ракеты снижается до 20 м над уровнем моря, и ракета летит к цели по данным целеуказания, введенным в память ее бортовой системы управления до пуска.
            На маршевом участке ракета имеет дозвуковую скорость полета 180—240 м/с и, соответственно, большую дальность. Наведение на цель обеспечивает бортовая инерциальная навигационная система. На удалении 30-40 км от цели ракета делает «горку» с включением активной радиолокационной головки самонаведения АРГС-54Э, созданной санкт-петербургской фирмой «Радар-ММС». АРГС-54Э производит обнаружение и селекцию надводных целей (выбирает наиболее важные) на дистанции до 65 км. Наведение ракеты производится в секторе углов по азимуту - 45°, а в вертикальной плоскости в секторе от -20° до +10°. Вес АРГС-54Э без корпуса и обтекателя не более 40 кг, а длина 700 мм.
               После обнаружения и захвата цели головкой самонаведения у ракеты ЗМ-54Э происходит отделение второй дозвуковой ступени и начинает работать третья твердотопливная ступень, развивающая сверхзвуковую скорость до 1000 м/с.  (около 3 Мах). На конечном участке полета протяженностью 20 км ракета снижается на высоту до 10 м над водой.
           При сверхзвуковой скорости полета ракеты над гребнями волн на конечном участке вероятность перехвата ракеты мала. Тем не менее для полного исключения вероятности перехвата ракеты ЗМ-54Э средствами ПВО цели бортовая система управления ракетой может выбирать оптимальный маршрут выхода на атакуемый корабль. Кроме того, при атаке крупных надводных целей может осуществляться залповый пуск нескольких ракет, которые будут выходить к цели с разных направлений.   Дозвуковая маршевая скорость ракеты позволяет иметь минимальный расход топлива на один километр пути, а сверхзвуковая скорость должна обеспечить малую уязвимость от зенитных средств ближней самообороны корабля противника.
            Главное отличие крылатой ракеты ЗМ-54Э1 от ракеты ЗМ-54Э - отсутствие третьей твердотопливной ступени. Таким образом, ракета ЗМ-54Э1 имеет только дозвуковой режим полета. Ракета ЗМ-54Э1 короче почти на 2 метра, чем ЗМ-54Э. Это сделано для того, чтобы иметь возможность размешать ее на кораблях малого водоизмещения и на подводных лодках, имеющих укороченные торпедные аппараты, изготавливающиеся по стандартам  НАТО. Зато ракета ЗМ-54Э1 имеет почти в два раза большую боевую часть, чем ЗМ-54Э. Полет ракеты ЗМ-54Э1 происходит так же, как и у ЗМ-54Э, но без разгона на конечном участке.
---
Танк Т-14 Армата и другие
          Танк Т-14 Армата в массовое производство не пойдет, сделают максимум полтора-два-три десятка для парадов. Объясняют это большой дороговизной танка. Но все гораздо проще, Т-14 Армата - имеет два неустранимых недостатка.  Первый - экипаж танка собран вместе в одной бронекапсуле, одно удачное попадание в нее и экипажа нет в живых. А по сравнению с Т-72 и Т-90, где механик-водитель находится отдельно от оператора орудия и командира танка и наиболее хорошо защищен, то такое решение минимум как нерационально, тем более, что на Т-72 и Т-90 одновременно оператора и командира вывести из строя трудно, каждый из них имеет возможность управлять огнем орудия, заменяя другого. Второй - в Т-14 Армата отсутствует оптический канал наведения и управления огнем орудия между оператором и самим орудием, есть только оптико-электронное телеуправление, малейшее нарушение контактов в системе телеуправления и танк фактически остается без своего орудия.  В танках Т-72, Т-90 имеется 5 аварийных режимов управлением (СУО) огнем орудия в зависимости от того какая часть СУО вышла из строя, а в Т-14 Армата этого нет, все очень критично от состояния контактов электронного телеуправления орудием.
         А по уму надо было бы в Т-14 Армата оператора и командира поместить в башню, где и весь боекомплект в автомате заряжания. В Т-72 и Т-90 из 45 выстрелов в автомате заряжания только 22 выстрела, а остальные во время боя придется заряжать вручную или срочно выходить из боя для пополнения  автомата заряжания, кстати, так и делают в реале ...
Справка:
в Т-64 только 28 выстрела в АЗ, остальные в боеукладке, всего выстрелов  36 - 40 - 45;
в Т-72 только 22 выстрела в АЗ, остальные в боеукладке, всего выстрелов  39 - 45;
в Т-80 только 28 выстрела в АЗ, остальные в боеукладке, всего выстрелов  38 - 40 - 45;
в Т-90 только 22 выстрела в АЗ, остальные в боеукладке, всего выстрелов – 45;
---
в танке Абрамс А1 (армия США) всего выстрелов 40 для 120-мм орудия или 55 для 105 мм орудия, все они доступны, так как заряжание орудия ручное
в танке Леопард 2 (армия ФРГ) всего выстрелов 42 для 120-мм орудия, все они доступны, так как заряжание орудия ручное
в танке Челленджер (армия Англии) всего выстрелов 52 или 64 для 120-мм орудия, все они доступны, так как заряжание орудия ручное
в танке Леклерк (армия Франции) только 22 выстрела для 120-мм орудия в АЗ, остальные в боеукладке, всего выстрелов 40
------------
Сколько в действительности танков у российской армии?
         Из сведений открытых источников, известно - в строевых частях российской армии в 86 танковых батальонах сейчас 2685 танков различных модификаций Т-72, Т-80, Т-90 и еще около 400 танков Т-72 есть в учебных центрах.
Состав танкового парка по типам танков и их количеству в войсках.
Т-72Б – 1135 ед.
Т-72БА – 93 ед.
Т-72Б3 – 558 ед.
Т-72Б3М – 248 ед.
Т-80У – 186 ед.
Т-80БВ – 248 ед.
Т-80БВМ – 31 ед.
Т-90А – 186 ед.
            И крайне важно оценить их технический уровень и возможности по одному из основных критериев – огневой мощи орудия танка. Огневая мощь определяется основным, вспомогательным и дополнительным вооружением танка, используемыми боеприпасами и системами управления огнем. Все эти танки оснащены модификациями пушки 2А46 и одинаковыми пулеметами в качестве вспомогательного и дополнительного вооружения. Применение одной пушки позволяет использовать на всех танках полный набор существующих и перспективных артиллерийских боеприпасов. Есть ограничение только по длине перспективных боеприпасов из-за размеров автомата заряжания.
         Эффективность их вооружения серьезно отличается по возможности ведения эффективного огня из-за принципиально разных прицельных комплексов наводчика и командира, а так же и систем управления огнем в зависимости от модификации танка. По системам управления огнем эти танки можно разделить на две группы: семейство танков Т-72Б, Т-72БА, Т-72Б3, Т-72Б3М и семейство танков Т-80БВ, Т-8БВМ, Т-80У, Т90А.
Семейство танков Т-72
          На танках Т-72 никогда не было полноценной интегрированной СУО (система управления огнем). Концепция прицельных комплексов Т-72 оказалась далеко не лучшей, на танки устанавливались упрощенные прицелы и приборы без серьезной увязки в единое целое. По эффективности огня они существенно уступали второй группе танков, эта тенденция распространялась и на последние модели танков этого семейства.
          Танки Т-72Б и Т-72БА оснащены простейшими прицельными комплексами, созданными еще в далекие 60-е для танка Т-64А. Прицельный комплекс наводчика 1А40-1 танка Т-72Б (1985 г.) и танка Т-72БА (1999 г.) построен на базе прицела 1К13 без стабилизации поля зрения с ночным каналом, обеспечивающий дальность видения в пассивном режиме 500 м и в активном режиме 1200 м. В прицел встроен лазерный канал управляемого вооружения «Свирь» для стрельбы только с места управляемой по лучу лазера ракетой 9М119 ночью на 1200 м, днем на дальности до 4000.
 В качестве прицела-дублера оставлен прицел ТПД-К1. Это модификация прицела ТПД-2-49 со стабилизацией поля зрения только по вертикали, в который был встроен лазерный дальномер. Вместо ТБВ (танкового баллистического вычислителя) имеется баллистический поправочник для ввода в прицел метео-баллистических поправок для выработки углов прицеливания и бокового упреждения, при этом наводчик на величину угла упреждения должен был смещать прицельную марку. Прицельный комплекс командира включает простейший нестабилизированный дневно-ночной прицел ТКН-3МК с дальностью видения ночью до 500 м, то есть возможности командира по обнаружению целей даже намного хуже, чем у наводчика.
         На танке Т-72Б3 (2011 г.) вместо прицела 1К13 устанавливается многоканальный прицел «Сосна-У» со стабилизацией поля зрения по вертикали и горизонту, содержащий оптический и тепло-визионный канал с дальностью видения ночью до 3500 м, лазерной канал наведения управляемой ракеты «Рефлекс-М», лазерный дальномер и автомат сопровождения цели с выводом поля зрения на мониторы наводчика и командира. Прицел обеспечивает стрельбу с места и сходу ракетой «Рефлекс-М» на дальности до 5000 м.
         Баллистический поправочник рассчитывает углы прицеливания и упреждения и автоматически вводит их в приводы пушки. При этом прицел «Сосна У» размещен слева от установленного в наиболее оптимальной зоне работы наводчика прицела ТПД-К1 и при работе с многоканальным прицелом у наводчика имеются  очевидные серьезные трудности в работе с ним. Простой прицельный комплекс командира на базе дневно-ночного прицела ТКН-3МК остался без изменения, при этом было реализовано дублированное ведения огня с места командира танка.
        На модификации Т-72Б3М (2014 г.) у командира наконец появился совершенный прицельный комплекс. Вместо ТКН-3МК установлен панорамный тепло-визионный прицел ПК ПАН «Соколиный глаз» с двухплоскостной независимой стабилизацией поля зрения, лазерным дальномером, телевизионным и тепло-визионным каналами, обеспечивающими дальность видения днем и ночью до 4000 м. Комплекс обеспечивает командиру всесуточное и всепогодное наблюдение и поиск целей, а также эффективное ведение огня из пушки, спаренного и зенитного пулеметов.

Семейство танков Т-80 и Т-90
            На другой группе танков (Т-80БВ, Т-80БВМ, Т-80У и Т-90А) реализовывался другой принцип построения интегрированной СУО, примененный на танках Т-64Б (1976 г.) и Т-80Б (1978 г.) и приведший к реализации на танке Т-80У (1984 г.) наиболее совершенной СУО. Прицельный комплекс танка Т-80БВ включает прицел наводчика «Обь» с двухплоскостной системой стабилизацией поля зрения, оптическим каналом, лазерным дальномером и приемным каналом радиокомандной системы наведения управляемой ракеты «Кобра». Цифровой баллистический вычислитель по метео-баллистическим данным рассчитывает углы прицеливания и упреждения и автоматически вводит их в приводы пушки. Прицел наводчика был интегрирован с ночным прицелом «Буран», а через прицел командира ТКН-3МК обеспечивалось дистанционное управление зенитным пулеметом «Утес».
         На танке Т-80У был установлен более совершенный прицельный комплекс, прицел наводчика «Обь» заменен на усовершенствованный прицел «Иртыш» с лазерным каналом наведения ракеты «Рефлекс», а вместо прицела командира ТКН-3МК был установлен дневно-ночной комплекс командира ПКН-4С со стабилизацией поля зрения по вертикали и ночным ИК-каналом с дальностью видения 1000 м и обеспечивающий дистанционное управление зенитной установкой и дублированное управление огнем из пушки с места командира.
 В связи с серьезным отставанием прицельных комплексов семейства танков Т-72 на танк Т-90 (1991 г.) было принято решение установить прицельный комплекс наводчика 1А45 танка Т-80У с прицелом «Иртыш» и управляемым вооружением «Рефлекс» и прицельный комплекс командира ПКН-4С, что сразу же повысило его огневую мощь по сравнению с танком Т-72Б.
           На модернизированном танке Т-90А (2006 г.) прицельный комплекс был серьезно модернизирован, вместо ночного прицела наводчика «Буран» установлен тепло-визор второго поколения «Эсса» с дальностью ночного видения до 3500 м и автоматом сопровождения цели. Претерпел серьезные изменения и прицельный комплекс командира. Вместо прицельного комплекса ПКН-4С был установлен комбинированный электронно-оптический прицел ПК-5 с независимой стабилизацией поля зрения по вертикали и горизонту, лазерным дальномером, с телевизионным и тепло-визионным каналами, обеспечивающими дальностью видения до 3000 м. Введение в прицел лазерного дальномера позволило командиру существенно повысить эффективность дублированного ведения огня из пушки.
          Недавно началась модернизация танков Т-80БВ до уровня Т-80БВМ (2017 г.) вместо тепло-визионного прицела «Эсса» и прицела наводчика «Обь» устанавливается модернизированный многоканальный прицел «Сосна-У» последнего поколения с заменой управляемого вооружения «Кобра» на «Рефлекс-М». Следует отметить, все танки Т-80БВ подлежат модернизации до уровня Т-80БВМ, так как производство прицелов наводчика «Обь» и комплекса управляемого вооружения «Кобра» давно уже прекращено.
 Перспективы модернизации танков
       На сегодня совершенными прицельными комплексами обладают лишь танки Т-72Б3М, Т-90А, Т-80БВМ и Т-80У (всего 651 танк из 2685 находящихся в войсках), что составляет 24% от всего парка танков в строевых частях, то есть остальные танки по огневой мощи серьезно уступают западным образцам.
      У противника в этом ситуация обстоит намного лучше, там давно уже на всех модификациях танков с М1А2 и «Леопард» 2А2 у наводчика устанавливаются многоканальные стабилизированные в двух плоскостях прицелы с визуальными и тепло-визионными каналами и лазерными дальномерами, а у командира — панорамные многоканальные прицелы с тепло-визионными и теле-визионными каналами и лазерными дальномерами. Прицельные комплексы увязаны в единую цифровую систему управления танком, обеспечивающей высокую эффективность ведения огня.
          Для российских танков уже разработаны совершенные прицельные комплексы наводчика и командира, не уступающие западным образцам, но до массового внедрения их на существующем поколении танков, стоящем на вооружении РА, пока не дошло. Все это говорит о том, что требуется серьезная программа модернизации большинства танков, находящихся в строевых частях. Наиболее целесообразно оснащать танки единой унифицированной СУО «Калина», включающей модернизированный многоканальный прицел наводчика «Сосна-У» и многоканальный панорамный прицел командира «Соколиный глаз», обеспечивающие всесуточное и всепогодное обнаружение и поражение целей наводчиком и командиром с увязкой их в цифровую информационно-управляющую систему танка. По эффективности ведения огня эти танки тогда будут близки уровню перспективного танка «Армата».
        Одновременно надо оснащать существующее поколение танков необходимой на данном этапе системой сетецентричного управления танками на поле боя и их взаимодействия с аналогичной системой танка «Армата», если он все же дойдет когда-то до армии. Реализация программы во многом зависит от возможностей промышленности по производству составных частей и комплектующих систем танка. В связи с этим стоит задуматься, а надо ли гнать серийное производство танков с такой же огневой мощью, которую можно дешевле достичь при модернизации существующего парка танков в армии и многих их тысяч на базах хранения.
----
Авангард
         В качестве новогоднего подарка российскому народу объявлено – новая гиперзвуковая ракета "Авангард" на испытаниях показала скорости почти в 30 Махов и поставлена на боевое дежурство. Военные тут же сообщили – в скором будущем  скорости других российских гиперзвуковых систем "Кинжал" и "Циркон" достигнут 10 Мах.
         Но даже при 10 Мах температура поверхности изделия при торможении в плотных слоях атмосферы достигает не менее 6 тысяч градусов и около 4,5 тысяч - в верхних более разреженных слоях атмосферы. При скорости в 27 Мах температура поверхности изделий объективно будет уже  много больше. Какой именно материал, использован в изделии и способный выдерживать такие температурные нагрузки – непонятно.  Так температура плавления самого тугоплавкого металла - вольфрама в 3400 градусов, а известный самый тугоплавкий материал  - это композит карбидов гафния и тантала выдерживает нагрев до 4 тысяч градусов.
         "Авангард" заявлен как комплекс, несущий планирующие боеголовки. У его боеголовок нет собственного двигателя, они разгоняются разгонным блоком ракеты, а после по инерции идут к цели, при необходимости планируя. После выдвижения из корпуса крыльев, меняя угол атаки которых и, возможно, их площадь, планирующий боеприпас «Авангард» корректирует свою траекторию по вертикали и горизонтали. Утверждается, что по горизонтали отклонения от прямолинейной траектории могут достигать тысячи километров. В чем смысл такого большого отклонения – непонятно. Ведь одновременно увеличивается и подлетное время боеголовки к цели. В случае, если цель – шахта стратегической ядерной ракеты, то увеличение подлетного времени повышает вероятность успешного старта вражеской ракеты. Обычные планирующие корректируемые авиабомбы имеют скорость порядка 2 Мах. При этом их поверхность нагревается до 500 градусов в плотных слоях, и до 400 на высоте. Это вполне терпимо для большинства конструкционных материалов. Но как будет себя чувствовать боеголовка "Авангард" даже при 10 Мах, если при этих скоростях нагрев достигает 4300 градусов на высоте в 20 км и до 5,5-6 тысяч градусов в более плотных слоях? Что это за чудо-материал, из которого сделаны крылья, и которые выдержат такой нагрев? Скорее всего, никаких 10 Мах, а тем более 27 Мах у "Авангарда" нет. Есть 5-6, может даже 7 Мах. Все остальные Махи - обычная сказка для поражения воображения супостатов.
           Кстати, не маневрирующие боеголовки МБР с самого начала существования стратегических ракет имели скорость при вхождении в атмосферу в пределах 24-27 Мах (на больших высотах скорость звука меньше общеизвестной в 330-340 м/сек и реально около 280-290 м/сек). Нагрев при движении в земной атмосфере компенсировался постепенным выгоранием и испарением специального материала на поверхности корпуса,  как и на спускаемых аппаратах космических кораблей «Союз». При сближении с целью боеголовки уже имели за счет их торможения в атмосфере скорость в 5-6 Мах и ниже.
----
Крылатая ракета Буревестник с ЯЭУ имени В.В. Путина 
        В.В. Путин в публичном выступлении рассказал про новое оружие, которое есть в РФ, в том числе и о крылатой ракете с "неограниченной дальностью за счет сверхмощной ядерной энергетической установки" в габаритах крылатых ракет "Томагавк" (0,53 м диаметром и весом 1400 кг) или Х-101 (0,74 м диаметром и весом 2300 кг). Показанные компьютерные картинки  ракеты вызывают крайнее удивление от недостоверности всего показанного.
       Разработки крылатых ракет с прямоточным ядерным воздушным двигателем уже были: это ракета SLAM в США с реактором TORY-II, концепт Avro Z-59 в Великобритании, и проработки подобных конструкций в СССР. Любопытно, что концепт ракеты Avro Z-59 оценивался массой около 20 тонн.
       Все эти работы шли в 60-х как НИОКР разной степени проработки (дальше всех зашли в этом США) и продолжения в виде даже предсерийных образцов и тем более серии для постановки на вооружении так и не получили. Причина: многие другие проработки Atom Age - самолеты, поезда, ракеты с ЯЭУ,  все эти варианты при некоторых плюсах, которые дает очень большая плотность энергии в ядерном топливе, имеют и очень серьезные минусы - дороговизна, сложность эксплуатации, требования постоянной охраны. И наконец - неудовлетворительные результаты разработок, про которые мало что известно.
       В частности, для крылатых ракет обычно проще создать носитель (подводную лодку или самолет), который доставит много КР к месту пуска, чем создавать КР с ЯЭУ и с небольшим их количеством, запускаемых со своей территории. Универсальное, дешевое, массовое средство победило в итоге малосерийное, дорогое и с неоднозначными плюсами. Атомные крылатые ракеты не пошли дальше наземных испытаний.
        Этот был концептуальный тупик 60-х годов всех разработок  КР с ЯЭУ, который актуален и сейчас, поэтому основной вопрос к показанному "а зачем все это??". Еще более значимым этот вопрос  делают проблемы, которые возникают при разработке, испытаниях и эксплуатации подобного оружия, о чем дальше.
          Начнем с реактора. Концепты SLAM и Z-59 были низколетящими ракетами с скоростью в 3М, внушительных габаритов и массы (20+ тонн после сброса стартовых ускорителей). Страшно энергетически затратный низколетящий сверхзвук позволял по максимуму использовать наличие практически не ограниченного источника энергии на борту, кроме того, важной чертой ядерного воздушного реактивного двигателя является улучшения работы при росте скорости.  То же, но на скоростях в 1000 км/ч имели бы гораздо более тяжелый и габаритный двигатель. Наконец, скорость в 3М на высоте в сотни метров в 1965 году означало высокую неуязвимость для ПВО. Концепция КР с ЯЭУ основывалась на высокой скорости, где преимущества концепции были сильными, а вот конкуренты с углеводородным топливом заметно ослабевали.
         Показанная ракета скорее всего околозвуковая или слабосверхзвуковая, если верить показанному. Но при этом габарит реактора уменьшился очень значительно по сравнению с TORY-II от ракеты SLAM, где он составлял 2 метра включая и радиальный отражатель нейтронов из графита. А можно ли вообще уложить реактор в диаметр 0,4-0,6 метра? Начнем с принципиально минимального реактора - болванки из Pu239. Хороший пример реализации такой концепции - космический реактор Kilopower, где все же используется U235. Диаметр активной зоны реактора был всего 11 сантиметров. Если перейти на плутоний 239, то размеры АЗ уменьшатся в 1,5-2 раза.
            Теперь от минимального размера начнем переходить к реальному ядерному воздушному реактивному двигателю, помня про сложности. Самым первым к размеру реактора добавляется размер отражателя - в частности в Kilopower BeO уже утраивает размеры. Во-вторых мы не можем использовать болванку U или Pu - они элементарно сгорят в потоке воздуха буквально через минуту. Нужна оболочка допустим из инкалоя, который противостоит мгновенному окислению до 1000 С или других никелевых сплавов с возможным покрытием керамикой. Внесение большого количества материала оболочек в АЗ сразу в несколько раз увеличивает необходимое количество ядерного топлива – так как поглощение нейтронов в АЗ теперь резко выросло. Но и металлическая форма U или Pu теперь не годится - они не самые тугоплавкие и еще взаимодействуют с материалом металлических оболочек. Переводим топливо в классическую форму UO2 или PuO2 – и получаем еще одно разбавление материала в АЗ, теперь уже кислородом. И вспомним кстати о предназначении реактора. Нужно прокачивать через него много воздуха, которому  будем отдавать тепло.  И тогда примерно 2/3 пространства займут воздушные трубки.
        В итоге минимальный диаметр АЗ вырастает до 40-50 см (для урана), а диаметр реактора с 10-сантиметровым бериллиевым отражателем и до 60-70 см. Эти выводы подтверждаются проектом ядерного реактивного двигателя MITEE, предназначенного для полетов в атмосфере Юпитера. Этот проект (температура АЗ предусматривалась в 3000 К, стенки из бериллия, выдерживающего только 1200 К) имел расчетный диаметр АЗ в 55 см, при том, что охлаждение водородом позволяло несколько уменьшить размеры каналов, по которым прокачивается теплоноситель. Вероятно,  воздушный ядерный реактивный двигатель и можно поместить в ракету диаметром около 1 метра, это не кардинально больше названых 0,6-0,74 м, но все же настораживает.
        И тут всплывают принципиально пока не решаемые трудности. Так ЯЭУ будет иметь мощность несколько мегаватт, примерно 10^16 распадов в секунду. Это означает - сам реактор будет создавать радиационное поле в несколько десятков тысяч рентген у поверхности, и до 1 тысячи рентген вдоль всей ракеты. Даже установка нескольких сот кг защиты заметно не снизит эти уровни. За несколько часов такой реактор наработает  приблизительно 10^21-10^22 атомов продуктов деления c  активностью, которые и после остановки создадут фон в несколько тысяч рентген возле реактора. Хотя это будет в основном бета-излучением и опасны только рентгеном. Фон от самой конструкции может достигать десятки рентген на расстоянии 10 метров от корпуса ракеты.
        Все эти особенности дают представление, что разработка и испытания подобной ракеты - задача пока на грани возможного. Необходимо создать целый набор радиационно-стойкого навигационного и управляющего оборудования, испытать это все довольно комплексным образом (радиация, температура, вибрации - и все это на статистику). Летные испытания с работающим реактором в любой момент могут превратиться в радиационную катастрофу с выбросом большой радиации.  Даже и без катастрофических ситуаций весьма вероятна разгерметизация отдельных твэлов и выброс радиации.
        В России до сих пор есть Новоземельский полигон на котором можно проводить такие испытания, но они будет противоречить духу договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах (запрещение вводилось с целью недопущения планомерного загрязнения атмосферы и океана радионуклидами). Наконец, интересно, кто в РФ мог бы заниматься разработкой подобного реактора. Традиционно изначально высокотемпературными реакторами занимался Курчатовский институт (общее проектирование и расчеты), Обнинский ФЭИ (экспериментальная отработка и топливо), НИИ "Луч" в Подольске (топливо и технологии материалов). Позже к проектированию подобных машин подключается коллектив НИКИЭТ (например реакторы ИГР и ИВГ - прообразы активной зоны ядерного ракетного двигателя РД-0410). Сегодня НИКИЭТ обладает коллективом конструкторов, которые выполняют работы по проектированию реакторов (высокотемпературный газоохлаждаемый РУГК, быстрые реакторы МБИР, БРЕСТ), а ФЭИ и "Луч" продолжают заниматься сопутствующими расчетами и технологиями соответственно. Курчатовский институт же в последние десятилетия больше перешел к теории ядерных реакторов. Ближайшими родственниками воздушных ЯРД являются ЯРД космические, продуваемые водородом.
         Подводя итоги, можно сказать, что создание крылатой ракеты с воздушным реактивным двигателем с ЯЭУ является в целом выполнимой задачей.  Но одновременно крайне дорогой и сложной, требующей значимой мобилизации кадровых  и финансовых ресурсов в большей степени, чем все остальные названные ракетные  проекты. И очень странно, что эта мобилизация не оставила ни малейшего следа. А самое главное, совершенно не понятно, а в чем же польза от получения подобных образцов вооружений (на фоне уже имеющихся носителей), и как они могут перевесить многочисленные минусы - вопросы радиационной безопасности, дороговизны, несовместимости с договорами о сокращении стратегических вооружений.
---
Неадекваты в Кремле и сказки о чудо-оружии 
             Неадекватность высшего руководства России на Западе после Послания В.В. Путина от 1 марта 2018 года стала ясна уже всем умным и прагматичным политикам. Почему? А вот почему …
             Часть Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина содержала пожелание в процессе переговоров с США создать некую новую международную систему  коллективной безопасности. Других  внешнеполитических инициатив в Послании так и не прозвучало. Так проблемы внешней политики России:  Украина и Донбасс, кризис с Западом, война в Сирии, обвинения США во всех грехах России – не были даже упомянуты, и не было даже предложено вариантов  их урегулирования со стороны России. Зато военных угроз там было предостаточно.
             Все анонсированные  Президентом России В.В. Путиным новые системы вооружения России направлены на гарантированное преодоление глобальной системы ПРО США.  Так им это утверждается. Но уже давно и официально в США декларируется, что противоракетная оборона против стратегических ядерных сил России  невозможна и предпринимать на этот счет какие либо действия США не собираются. Что стоит за этим заявлением? Попытка развесить нам лапшу на уши, или некое рациональное видение проблемы противостояния Россия - США?
                Есть  американская ПРО, развернутая на Аляске и в Калифорнии, всего планируется 48 шахтных пусковых установок с ракетами-перехватчиками GBI.  И есть американские системы ПРО ТВД развернутые в Европе:  в Румынии (24 перехватчика Standard 3M), планируют в Польше и Японии (системы Aegis Ashore). И аналогичные системы, развернутые на американских  22 крейсерах типа «Тикондерога» с 122 универсальными пусковыми установками вертикального старта Мк41 и 60 эсминцах типа «Эрл Берг» с 96 установками Мк41, еще с 2016 года планируют построить 24 эсминца типа «Эрл Берг» (так называемой 3-й серии) с уже 128 универсальными установками Мк41 .
       А вот как мы собираемся ставить раком и чем трахать великую и могучую  Америку?
                Большая часть того вооружения, что анонсировано в послании В.В. Путина уже давно не является секретом и давно обсуждается в экспертных кругах.  Так тяжелая МБР «Сармат», которую предполагают запускать по США  через Южный полюс, то по ней пока выполнены только первые бросковые испытания, и до боевого развертывания еще минимум 4-5-6 лет. Именно такие сроки были между первыми испытаниями и постановкой на боевое дежурство стратегических ракет в бывшем  СССР.
                Необходимость развертывания такой ракеты (на смену Р36М2 «Воевода» или СС-18 «Сатана» в натовской классификации) не вызывает никаких сомнений. Но все МБР шахтного базирования, точные координаты которых отлично известны и в США и в КНР, весьма уязвимы для упреждающего удара нашего противника. Поэтому очень важно как можно быстрее запустить их в случае начала войны, дабы противник не успел запустить свои МБР-ы и наш удар не пришелся бы по уже пустым ракетным шахтам нашего противника. Но смотрите, что предлагает Путин!! Атака наших МБР через Южный полюс не дает никаких преимуществ, при обнаружении их пуска никто не будет ждать подрыва наших боеголовок на территории США – и будут как можно быстрее наносить свой ответно-встречный удар.  Подлетное время американских стратегических ракет через Северный полюс до европейской части России для ракет класса «Минитмен» оценивалось в 30-40 минут. Можно предполагать,  что подлетное время наших стратегических ракет до территории США через тот же Северный полюс соизмеримо с подлетным временем американских ракет.
              И что получается – если Путин отдает приказ запускать наши ракеты по США через Южный полюс с подходом их со стороны Мексики, где у США никакой ПРО нет и не планируется, то подлетное время в этом случае увеличивается в несколько раз, так как расстояние через Южный полюс до территории США тоже  больше расстояния через Северный полюс. И тогда все стратегические ракеты США гарантированно успеют стартовать. И возможно, что все самолеты и корабли и подводные лодки американских ВВС и ВМФ  успеют покинуть  места базирования, и таким образом избегнут нашего ядерного удара!!  Инфраструктура, города и население США конечно за это время никуда сховаться не смогут.  Но наш ядерный удар все равно придется по пустым ракетным шахтам их МБР, по уже опустевшим аэродромам и по пустым военно-морским базам …. За время в 1,5 -2 часа полета наших ракет до США через Южный полюс даже самый толстый и ленивый черномазый мореман успеет запустить газотурбинные двигатели на кораблях и убраться подальше от родных баз в океан … А их АПЛ-ы тоже успеют выйти в море и погрузиться в морские глубины, где и будут полностью в безопасности. Их авиация тоже успеет взлететь, правда и вопрос - а как они будут садиться на свои разгромленные аэродромы? Хотя, а зачем им возвращаться на свои аэродромы?  Что - в России для них уже не будет целей?
          У России через 5-6 лет будут новые МБР «Сармат» в варианте оснащения их тремя-четырьмя маневрирующими гиперзвуковыми планирующими боевыми блоками, которые называют системой «Авангард» (и которые по словам Путина «идут к цели как метеорит»). Безусловно, это действительно эффективное оружие, хотя они обходятся весьма недешево (традиционные средства преодоления ПРО намного дешевле). Надо только иметь в виду, что гиперзвуковые планеры создают сегодня и в США, и в Китае.
-
Кинжал
            Нет особых вопросов к новой гиперзвуковой ракете воздушного базирования с названием «Кинжал», уже будто бы развернутой в Южном военном округе. Очевидно, что это ракеты с прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ПВРД), использующие высокоскоростной поток воздуха. Ракеты взяты от известного комплекса «Искандер». Отсюда и выбор их носителя – сверхзвукового перехватчика МиГ-31, способного разгоняться вместе с ракетой до скоростей 2,5–3 Маха, что далее позволяет ракете уже включать свой ПВРД. Но как тогда быть с утверждениями наших авиаспециалистов о том, что из-за износа максимальная их скорость ограничена - 1,5 Маха? Создание такого двигателя непростая задача, а заявленные параметры – скорость ракеты в 10 Мах и дальность до 2000 км – выглядят уж слишком круто. Если они действительно будут размещены на  истребителе-перехватчике  МиГ-31, то под действие договоров СНВ и ДРСМД эта система вооружения не попадает, так как эта ракета средней дальности воздушного базирования, а наш МиГ-31 не обладает стратегической дальностью полета. Для США он может угрожать только по Аляске (отчасти и по Канаде), а больше всего  угрожает Китаю и Европе, все объекты НАТО в Европе под нашим прицелом. Но вот для преодоления хваленой американской континентальной ПРО, эта система явно бесполезна, до территории США она просто не достанет. И кроме того, МиГ-31 с «Кинжалом» полностью лишены своего оборонительного и наступательного ракетного вооружения для боя с воздушным противником и во время своего полета должны быть прикрыты другими нашими истребителями.
Удар гиперзвуковым "Кинжалом": неотразимый или нет?
        Гиперзвуковое оружие давно уже заняло почетное место среди других видов Wunderwaffe, которыми предполагается молниеносно повергнуть врага в прах. Вот и недавние испытания ракеты Х-47М2 "Кинжал" в ноябре 2019 года, когда МиГ-31К с авиабазы Оленья на Кольском полуострове отстрелялись ракетами по развалинам городка Хальмер-Ю, вызвали подъем чувств и бурное обсуждение. Разумеется, как и любое другое оружие, "Кинжал" вовсе не является неотразимым. Ему нужны определенные условия для достижения успеха.
       В рассказах о гиперзвуковых ракетах часто есть неявное, но умышленное преувеличение. Х-47М2 может разогнаться до 10-12 Мах, только это не означает, что эта скорость будет у ракеты всегда. "Кинжал" - ракета твердотопливная, из чего следует, что двигатель горит недолго, 15-20 секунд. Именно в это время ракета достигает такой высокой скорости, а дальше, уже с неработающим двигателем, ракета летит по баллистической траектории к цели. То есть 10-12 Мах - это пиковая скорость, вскоре после того, как отработал двигатель.
         Дальше, в силу сопротивления атмосферы и выполняемых ракетой маневров, скорость ее падает, и падает сильно. Скорость падения боевых блоков баллистических ракет малой дальности (а Х-47М2 ближе всего по конструкции именно к баллистическим ракетам) составляет 3-4 Мах, а управляемых боевых блоков и того меньше - 2-3 Мах. Создатели заявляют КВО "Кинжала" в 1 м, то есть, вероятнее всего, скорость боеголовки непосредственно у цели тоже будет 2-3 Маха, и вряд ли больше.
          Дальность ракеты заявлена как 1000 км от точки пуска. Даже если бы весь этот путь ракета проделала бы на скорости 12 Мах (4 км/с - более половины первой космической скорости или 245 км/мин), то подлетное время составило бы 4 минуты. В реальности же, поскольку ракета теряет скорость и маневрирует, подлетное время составит 6-7 минут или даже больше. У типовой цели, эсминца типа Arleigh Burke или авианосца типа Gerald F. Ford (напомню, что авианосцы вооружены ЗРК RIM-162 ESSM), более чем достаточно времени, чтобы захватить "Кинжал" радаром и нацелить на него противоракеты.
         Х-47М2 может выполнить несколько маневров уклонения от противоракет (вероятно, это запрограммированные маневры, а не реакция на пуск противоракеты; тогда после нескольких пусков противник вычислит алгоритм этих уклонений). Но все равно на самом последнем участке траектории ракете нужно будет лечь на курс столкновения с целью и больше с него не сворачивать. Если это происходит за 10 секунд до столкновения с целью, то расстояние между ракетой и целью в этот момент, на скорости 3 Мах составляет примерно 10 км (3 Мах - это примерно 1,02 км/сек). На мой взгляд, возможности американских систем ПРО достаточны, чтобы в таких условиях сбить летящую по прямой ракету почти как на учениях. Сбивать ракету так близко - это, бесспорно, испытание для американских нервов. Но технически это возможно. Иными словами, "Кинжал" перехватываемый, и с этим нужно считаться.
          Возможные меры противодействия вовсе не сводятся только к ПРО. Неплохой вариант состоит в том, чтобы поддерживать высокую скорость и активно маневрировать, часто меняя курс. На 30 узлах авианосец за 7 минут проходит 6,3 км и в точке прицеливания ракеты кораблей может не оказаться.
          Если при конструировании ракеты заложили идею, что противник будет стоять на якоре и дожидаться себе ракеты в мостик, то это очевидная глупость. Противник, конечно, будет двигаться и маневрировать, из чего следует, что кто-то (например, самолет ДРЛО) должен отслеживать текущее местоположение целей и давать корректирующие указания.
        Самое же главное в том, что носитель "Кинжалов", МиГ-31К, лишается ракетного вооружения, и, стало быть, вести бой с появившимися истребителями противника не в состоянии. Без прикрытия носитель предельно уязвим, фактически это тренировочная мишень, которую американские пилоты могут сбить МиГ-31 с "Кинжалом" не только ракетой, но и даже из бортовой пушки. Зная, что у российской авиации появились новые ракеты, которые потенциально могут нанести большой ущерб флоту, а при удачном попадании в лифт или в самолетный ангар авианосца надолго вывести его из строя, в тактику противоборства, несомненно, будет включен перехват носителей специально выделенными парами или группами истребителей.  Применение РЭБ мы даже особо обсуждать не будем, поскольку она сочетается со всеми перечисленными вариантами.
        Из этого всего следует, что один-единственный МиГ-31 с "Кинжалом" успеха, вероятнее всего, не добьется. И даже 3-4 носителя тоже, вероятно, не добьются успеха. Просто потому, что у противника уже есть штатные средства и давно отработанные меры противодействия. Тому, кто считает, что "Кинжал" - это "один выстрел - один авианосец" или что "Кинжал" ну совершенно неотразим, прямо нужно сказать, что это самообман.
        У любого оружия есть условия, в которых его применение наиболее выгодно и максимально эффективно. Есть такие условия и у "Кинжала".
         Насколько можно судить, наиболее выгодно применять "Кинжалы" либо в ходе массированной атаки на авианесущую ударную группу всеми наличными средствами либо сразу после нее. Когда радары забиты отметками и боезапас зенитных ракет уже близок к исчерпанию, возможности перехвата "Кинжалов" объективно снижаются. В "каше" радарных отметок и в напряжении боя операторы ЗРК могут и зевнуть, пропустив "Кинжал". Он более опасен, чем, скажем, П-800 "Оникс", за счет большей массы боевой части (500 кг у "Кинжала", 300 кг у "Оникса"). Если же операторы ЗРК прозевали "Кинжал" в ядерном оснащении, то это может стоить им потери всей авианесущей группы.
          Или же может быть добивающий удар, уже после массированной атаки. Повреждения и пожары, потери, израсходованный боезапас зенитных ракет, нервное перенапряжение противника - все это создает гораздо более выгодные условия для атаки "Кинжалами". Если еще воспользоваться моментом, когда самолеты противника посажены на авианосцы, то можно сравнительно немногочисленными пусками добиться более чем впечатляющего эффекта и очень серьезного урона для вражеского флота.
--
Буревестник
                Странно  выглядит и проект российской стратегической ядерной крылатой ракеты с ядерной двигательной установкой. Проект возбуждает много вопросов технического и военно-прикладного характера. Деталей в послании Путин нам не сообщает, лишь сообщает сам факт успешных испытаний такой ракеты в облике известной КРВБ Х101/102. Ранее о такой ракете нигде не сообщалось. То есть мы имеем пока прототип, но не готовую систему оружия. Весьма вероятно, она никогда и не поступит на вооружение. Данные разработки велись в 60-х годах в США, Англии, СССР, но так никогда и не вышли из состояния НИОКР-ов. Идея ядерного ракетного двигателя (ЯРД) существует еще с начала 1960-х. В качестве рабочего тела они используется обычный воздух, а иначе нельзя говорить о неограниченной дальности.  Воздух проходит через активную зону реактора, резко нагревается и с высокой скоростью истекает из сопла двигателя. Скорость ракеты, скорее всего дозвуковая, так как для гиперзвуковой скорости явно не хватит тяги, то есть сбить ее, не представляет никакой особой сложности.  Создание такой крылатой ракеты с воздушным реактивным двигателем с ЯЭУ является в целом скорее всего выполнимой задачей.  Но одновременно и крайне дорогой и сложной, требующей значимой мобилизации кадровых  и финансовых ресурсов, и в большей степени, чем все остальные названные ракетные  проекты. И очень странно, что эта мобилизация не оставила в Росси и нашем ВПК пока ни малейшего следа. А самое главное, совершенно не понятно, а в чем же польза от получения подобных образцов вооружений (на фоне уже имеющихся носителей), и как они могут перевесить многочисленные минусы - вопросы радиационной безопасности, дороговизны, несовместимости с договорами о сокращении стратегических вооружений.
---
Посейдон и остальные подводные чудеса
                Вопрос «а зачем?» надо задать и создателям наших ядерных стратегических подводных  роботов-дронов (система «Статус-6») или «Посейдон». До целей в случает боевой тревоги и их развертывания на морском ТВД они будут идти несколько суток, отозвать их назад уже будет невозможно. А вот их сдерживающий эффект близок к нулю. Это оружие взорвется уже через несколько суток после того, как Россия и США уничтожат себя своими стратегическими МБР.  Да и обнаружить их все равно можно,  так как малогабаритный ядерный реактор – шумная машина, а места для систем понижения вибрации и шумности там почти нет. То есть это не очень прагматичная боевая игрушка с заметной вероятностью радиационной аварии уже у своих берегов. (Что и произошло недавно на испытаниях около Архангельска.)
         --
          Вообще, конкурировать с ведущими мировыми державами на рынке вооружений нам становится все сложнее. Так, если производить модернизированные советские образцы российская оборонка вполне может, то вот совершить качественный скачек вперед, в XXI век, получается с трудом. Один из ярких примеров - отечественная анаэробная энергетическая установка для будущих дизель-электрических лодок. Недавно стало известно, что проект уже не финансируется примерно полтора года. Согласно имеющими данным, интерес к нему уже проявили индийцы, традиционно полагающиеся на сотрудничество с Россий. По крайне мере, в вопросах ВМС.
          Разберемся в вопросе чуть более детально. В отличие от атомных ПЛ, обычная дизель-электрическая лодка имеет ограничения, связанные с необходимостью подниматься на поверхность для зарядки аккумуляторных батарей. В то же время воздухонезависимый или анаэробный двигатель не требует прямого доступа к поверхности и подводная лодка может довольно долго выполнять свои задачи, находясь под толщей воды.
Разные страны по-разному подошли к вызовам:
 Швеция создала установку на базе двигателя Стирлинга;
Германия положила в основу установки электрохимический генератор и интерметаллидное хранение водорода;
Франция создала установку на базе работы турбины по замкнутому циклу, использующей этанол и жидкий кислород;
Япония сделала ставку на литиевые аккумуляторные батареи;
Новые европейские дизель-электрические лодки способны находиться под водой примерно почти 20 суток, выполняя в полном объеме поставленные боевые задачи. Примером современной лодки может служить немецкая субмарина проекта 212А, которую активно использует как немецкий флот, так и ВМС других европейских стран, например, Италии.
Российские надежды были связаны с субмариной проекта 677 «Лада», являющейся, по сути, модернизированной лодкой проекта 877. Проект 677 в перспективе предусматривал установку анаэробных энергетических установок. Согласно планам, российская установка должна использовать для работы водород высокой степени очистки. Его хотят получать из дизельного топлива путем преобразования топлива в водородсодержащий газ и ароматические углеводороды, которые впоследствии должны проходить через установку выделения водорода. В дальнейшем водород направляется к водородно-кислородным топливным элементам, где вырабатывается электричество для двигателей и бортовых систем.
При этом в России хотят (или хотели) использовать анаэробную установку не только для уже существующих субмарин, но также и для перспективных подлодок. «Мы разработали линейку малых подводных лодок водоизмещением от двухсот до тысячи тонн… Одно из главных их достоинств  применение ВНЭУ. Эти лодки смогут комфортно себя чувствовать в проливных зонах, мелководных районах, гаванях и даже будут способны заходить во вражеские порты и на военно-морские базы. Высокая скрытность, небольшие габариты и возможность неделями оставаться под водой без всплытия делает их идеальными разведчиками и позволяет наносить внезапный удар по кораблям и ключевым объектам прибрежной инфраструктуры», - заявил в 2018 году в своем комментарии РИА Новости ведущий конструктор КБ «Малахит» Игорь Караваев. Но совершенно очевидно, дальнейшие планы по созданию перспективных малых субмарин под очень большим вопросом.
Возможно, Россия с ее перспективной воздухо-независимой установкой могла заявить о себе еще до 2013 года. Однако нынешние политические и экономические реалии этому совсем не благоприятствуют. Дело в том, что технологический скачок в условиях фактической изоляции практически невозможен: рассчитывать исключительно на внутренние ресурсы было бы наивно, а ждать внешней помощи не приходится.
Возможно, России следует сосредоточить усилия на самых важных проектах для ВМФ, например, на строительстве новых многоцелевых субмарин проекта 885 или усовершенствовании ракет Р-30 для стратегических ракетных атомных подлодок. Можно возразить: речь ведь идет о совершенно разных направлениях, однако проблема заключается еще и в том, что на все важные и перспективные начинания в современных условиях не хватит никаких денег. Поэтому, скорее всего, российская анаэробная установка окажется в одном ряду с атомным эсминцем «Лидер» и перспективным авианосцем «Шторм». Хотя эти проекты, в отличие от ВНЭУ, де-факто умерли еще задолго до своего рождения.
--
75 лет Великой Победы и суета ничтожеств около нее.
          ВВП с Ко принято решение в 2020 году придать 75-летию Победы в Великой Отечественной войне крайне особый или даже сакральный смысл. И тут у ВВП с Ко возникает сразу несколько вопросов, сложностей и проблем.
              Вторая мировая и участие в ней СССР – для всех нас как Великая Отечественная война - событие очень и очень важное даже по истечении значительного времени после окончания. Это была необычная война, выходящая из общего ряда частых вооруженных конфликтов во всей мировой истории. И поэтому к ней и ее итогам особое отношение. Итоги этой войны привели к созданию  Ялтинско-Потсдамской системы, которая наряду с Венской системой после окончания эпохи  «наполеоновских войн» и Вестфальской системы по окончании знаменитой Тридцатилетней войны, создала  миропорядок, который существует и сегодня. Вестфальская система заложила основы концепции суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств, Венская сформулировала понятие баланса сил в Европе, а Ялтинско-Потсдамская закрепила раздел нашего мира на зоны влияния. Она завершила более чем трехвековое соперничество среди англо-саксонской, французской, славянской и германской цивилизаций. Так же как когда-то соперничали древние греческая и персидская, римская и карфагенская цивилизации. Эти три системы – или перечень правил геополитики, которые до сих пор действуют. Эти три системы и заложили принципы, в рамках которых происходят все текущие политические события и все возможные трансформации в мире. Победителями в 1945 году являлись англо-саксонская и славянская цивилизации. Французская, германская, японская и китайская тогда явно остались в геополитике на вторых-третьих ролях. И теперь победителем в мире после 1991 года осталась только западная цивилизация как симбиоз из англо-саксонской, французской, германской цивилизаций.
            Но для нынешнего российского политического режима ВВП с Ко празднование 75-летнего юбилея Победы становится только поводом постоять рядом с чужой победой, которая привела к созданию современного миропорядка. Почему чужой? А ВВП и Ко с иррациональной ненавистью всегда отзываются о Советском Союзе, пытаясь в своих речах принизить  этот период истории нашей Родины. Тем самым категорически отделяя себя и свой режим от СССР. Поэтому та Победа для них – чужая. И такое поведение нашей верхушки очень логично, так как нынешняя элита в том СССР никогда и ни при каких обстоятельствах не смогла бы достичь сегодняшнего своего положения - слишком ничтожными есть эти люди по своим моральным и деловым качествам. В советской системе иерархии власти им не доверили бы даже и бродячего щенка.
         И когда ВВП упоминает СССР в положительном контексте - когда пытается заявить права на его международное наследие, и в первую очередь на то, которое было завоевано по итогам Второй мировой войны и Великой Отечественной войны, то это выглядит даже не забавно. Сегодняшнему режиму, который опускает страну все глубже в отсталость, сознательно морально уничтожил всю историю СССР как внутри страны, так и в остальном мире, претендовать на особое к себе отношение на международном уровне становится всё сложнее. Отсюда и частые попытки напомнить остальному миру, что нынешняя Россия - это правопреемник СССР. Но все нынешние правители России не имеют даже морального права ставить себя рядом с победителями во Второй мировой и Великой Отечественной, с той Победой. Путин и Ко - могильщики Победы. Они вынуждены примазываться к достижениям Сталина и СССР по сугубо шкурным обстоятельствам.
          А главная Проблема в том, что сложившейся системе международных отношений, основанной на итогах трех исторических мирных конференций, безразлично - существует ли Россия или уже нет. Принципы, сформулированные в трех системах, остаются неизменными. Суверенитет, баланс сил, раздел мира на зоны влияния - это принципы современного миропорядка. В рамках этой системы, повторим, возможны любые трансформации. Попытки ВВП напомнить миру о Победе 1945 года во Второй мировой и праве России на ее итоги выглядят последним шансом зацепиться за мировую политическую элиту, откуда политические режимы Горбачева, Ельцина, Медведева и Путина сознательно вывели нашу страну, опустив ее на уровень третьестепенных афро-азиатских-латиноамериканских стран. Но объективных причин для нахождения в составе мировой элиты, субъектов международных отношений у нынешней России просто нет. Нет двух важнейших базовых факторов, являющихся условием для выхода нашего политического режима в верхний эшелон мировой политики.
        Во-первых, это глобальная идеология способная управлять миром. У России, в отличие от СССР, ее нет. У нас нет даже региональной идеологии, поэтому у нас нет и союзников. И даже нет идеологии, действующей внутри страны. Хотя бы для народных масс и среднего класса. Для элиты она, конечно, есть – это антисоветизм и русофобия. Любая глобальная идеология становится глобальной, когда ее можно интерпретировать и адаптировать к местным национальным особенностям. Когда она становиться ясной, понятной своей выгодой для широких масс. Именно поэтому иудаизм никогда не сможет стать мировой религией (религия - это та же идеология), потому что у него есть ограничивающий её этнический фактор. Иудаизм - это идеология, религия, система моральных ориентиров и нравственных ценностей выгодная только для своих. А вот буддизм, ислам и христианство отказались от этнических ограничений - и практически мгновенно в историческом масштабе для ислама и быстро для буддизма и христианства стали мировыми религиями. Способность к адаптации и трансформациям - отличительная особенность глобальной идеи (или религии). У США есть такая идея - это «свобода и демократия», пусть и ложная теперь, но она у них есть. Потому как для масс она выродилась в откровенное моральное и нравственное развращение и безудержное лишенное смысла потребление, как цель жизни, а для местных элит как технология управления и манипулирования массами. У СССР была такая идея - это классовая и социальная справедливость. У России в этом смысле нет ничего, чтобы могло заинтересовать остальной мир. А если нет глобальной идеи – значит, что геокультурная борьба, борьба за смыслы существования проиграна не начавшись.
         Второй фактор – это технологическое развитие и исключительные возможности в мировом разделении труда в нескольких критически важных сегментах мировой экономики. Когда ВВП объявил в 2007 году о РФ как мировой энергетической сверхдержаве, то в рамках понимания сути этого базового фактора такая заявка означала - Россия претендует на лидерство в технологиях добычи и производства энергии во всех ее формах. Но оказалось, он имел в виду банальную торговлю углеводородами. Именно поэтому Газпром и Роснефть не смогут стать глобальными мировыми корпорациями-игроками - это просто торговые компании, пусть и большие, причем им технологическое развитие не очень то и требуется.
         Однако стремление попасть в мировую элиту у нынешней российской либеральной элиты объективно существует. И оно вполне рационально. Украденные у страны и народа капиталы, которые теперь на Западе, легитимны  там только временно. Легализовать их там - ключевая задача, которая перед Путиным и его Ко. Легализация возможна, но только если Запад согласится с равным статусом российских политических и экономических элит. Что, конечно, для Запада просто неприемлемо.
-----
Смысл эпох Горбачева, Ельцина, Путина
Известный политолог А. Дугин писал: «Путин спас Россию, зависшую над бездной, вернул её в историю. Это превосходно.»
Мнение от меня:
         Весь смысл эпохи Горбачева - сделать политически и морально невозможным существование СССР и любого сильного государства на его месте через ярую антисталинскую пропаганду, разрушившую веру населения в советскую власть и заставившую население страны равнодушно взирать на то, как разрушали СССР
          Весь смысл эпохи Ельцина - не допустить возрождения в России сильного государства экономическими методами - через уничтожение бывшего единого советского экономического, промышленного и инфраструктурного комплекса передачей его в частные руки, а затем и под контроль американцев, немцев через акционирование наиболее крупных и важных предприятий (почти вся промышленность современной России, а так же и торговые сети есть собственность американского и германского бизнеса, так как контрольные пакеты акций у них)
        Весь смысл эпохи Путина - не допустить возрождения в России сильного государства уже чисто физически через уничтожение основной части промышленности и науки в России (основная масса предприятий бывшей советской промышленности погибла и была физически уничтожена уже при Путине, как и бывшие советские наука, народное и высшее образование) ...
         И все трое с возложенными на них историческими миссиями великолепно справились ...