Жизнь как алгоритм движения

Гульмира Жамантикова
Как известно, движение – это жизнь. Но не всякое движение можно считать признаком жизни. Например, я пнула ногой камень, и он покатился. Это тоже движение, но оно не означает, что камень живой. Причина движения находится не внутри камня, а снаружи.

Живой организм от неживой материи отличает не любое движение, а именно активное – идущее изнутри, вызванное стремлением к изменению себя и окружающего мира. Это то, что в биологии называется эволюцией.


История этого живого изменения составляет нашу память. На основе памяти происходит планирование движения – мышление. Наше тело – это материализованная мысль, упакованная энергия, действующий алгоритм движения.

В предыдущей статье я задала своим читателям вопрос: «Что побуждает нас совершать и планировать какие-либо действия? Что мешает нам наслаждаться покоем?» Многие ответили, что недовольство жизнью, стремление к лучшему будущему. Но вот беда: никто не может толком объяснить, какой должна быть жизнь, чтобы мы были полностью удовлетворены ею!

Более того, похоже, что перспектива достичь такого абсолютного счастья пугает людей гораздо больше, чем вечная борьба с суровой действительностью. Борьба за светлое будущее – это то, что наполняет жизнь смыслом. А когда цель достигнута, что делать? Как жить без мечты?

Как в том анекдоте:

– Я так мечтаю похудеть!

– Ну, похудей!

– А как я без мечты жить буду?

Всё дело в том, что достижение цели у нас ассоциируется с концом. У каждой сказки, у каждой истории должен быть конец, желательно, счастливый. Вот это понятие конца больше всего и пугает! Ведь конец ассоциируется с остановкой, прекращением движения, развития. А что за ним? «Остановись, мгновенье, ты прекрасно»? Вечный покой? Окаменение?

Но конец бывает только в сказке. В реальной жизни движение не прекращается никогда. Оно может быть хаотичным, сумбурным, но оно обязательно стремится к упорядочиванию, образованию потока, структурированию. Достижение хотя бы относительного порядка стабилизирует систему и сохраняется в ней некоторое время.

Это можно сравнить с сохранением традиций, образа жизни в обществе. Когда каждый действует сам по себе, царит хаос, возможны конфликты интересов, ссоры, драки и т.д. Но по мере развития общества, налаживания совместной деятельности, создания инфраструктуры, возникает определенный порядок, который даже при желании очень трудно разрушить.

Движение при этом не прекращается – оно просто зацикливается, становится повторяющимся, предсказуемым, самовоспроизводящимся. Происходит материализация энергии, создание структуры. И эта структура стремится к самосохранению.

По этой же самой причине так трудно изменить свои привычки, свою походку, осанку, свой образ жизни и мировоззрение. Даже если они нас не очень-то устраивают. По-моему, Вольтеру принадлежит высказывание: «Попробуй изменить себя, и ты поймешь, сколь ничтожны твои попытки изменить других».

Очень сложно изменить созданный и воплотившийся в материи алгоритм движения. Даже если мы понимаем, что этот алгоритм несовершенен.

Представьте: Вы с таким трудом, в течение всей жизни налаживали свой быт, свои отношения, свои связи и распорядок дня, привыкли к нему, и вот приходит кто-то и предлагает всё изменить, потому что так будет лучше – и Вам, и ему, и всем другим. Он убеждает, что тот новый порядок, который он предлагает, будет еще лучше, но для этого каждому надо что-то изменить в своем образе жизни. Многие ли на это согласятся? Разрушить свой устоявшийся локальный порядочек ради какого-то неизвестного, еще не созданного глобального порядка? Отказаться от синицы в руках ради журавля в небе?

Да, мы цепляемся за свой привычный локальный порядочек и боимся изменений, но это вполне нормальный, здоровый инстинкт самосохранения. Без него не было бы жизни, не было бы памяти, не было бы материи – никакая структура не могла бы возникнуть и сохраниться.

И если кто-то нас убеждает полностью отказаться от своего прошлого, от всех традиций, связей, разрушить всё, что нам дорого, обещая новое, прекрасное, светлое будущее, мы не спешим ему верить. Потому что так устроена наша биологическая природа.

Чтобы изменить неживую структуру, необходимо её разрушить, а потом создать новую. Химическая реакция – это изменение структуры: разложение сложных веществ на более простые, и создание из них других сложных веществ. Такое изменение не предполагает памяти.

Но биологическая материя предпочитает иной способ изменения – эволюцию, суть которой заключается, на мой взгляд, в стремлении к развитию, созиданию без разрушения. А для этого возникшие локальные структуры (клетки, организмы) не разрушаются, а объединяются, образуя более сложные глобальные структуры (популяции, виды, экосистемы…). И уже на этом уровне происходит качественное изменение всей системы, сопровождаемое ростом сознания, образованием абсолютно новых структур.

Именно благодаря этому живая материя обладает памятью, сознанием, способна к самоорганизации, саморазвитию и самосовершенствованию.

Недавно я создала в Яндекс.Кью сообщество «Когнитивистика», и в нем очень часто поднимают вопрос: «Как усовершенствовать мир?» И мне очень интересно: что значит «совершенный мир»? Это какой?

На мой взгляд, это не какая-то идеальная, застывшая форма, не требующая дальнейших изменений, а некий идеальный алгоритм саморазвития. И этот алгоритм не предполагает, что кто-то кого-то заставляет совершенствоваться, меняться, становиться лучше. Как правило, люди, желающие «усовершенствовать мир», имеют в виду, что все другие должны измениться, стать более совершенными, с их точки зрения, но их самих это не касается.

Так вот, идеальный алгоритм – это когда каждый совершенствуется сам и вносит тем самым вклад в общее развитие всей системы. Именно так ведет себя живая, по определению, материя. А всё, что в нас ищет причины несовершенства мира в других, - это от лукавого, и ведет к смерти.