Фильмы о художниках снимают в несложной, популяризаторской манере, призванной «познакомить и увлечь» и - в стиле «для своих, продвинутых», утонченных художественно. В таких случаях картину создают элитарно, «арт - хаусно», в нюансах и полутонах, без лишних слов и разъяснений. Такой фильм теряет массового зрителя, но зачастую выигрывает в художественном воздействии, проникновении в глубь, в истины искусства.
«Девушка с жемчужной серьгой» - фильм такого рода. К нему надо быть подготовленным правым полушарием, а не левым, логичным, интеллектуальным. Такие фильмы принимают нутром, а не понимают разумом. И не стоит спорить с теми, кому фильм «не зашел», - просто это не их епархия. Они не хуже других, просто – не художники.
…В дом известного голландского живописца поступает в услужение юная домработница. Она неграмотна, бедна, в ссадинах и ожогах от непрерывного труда. Но девушка интуитивно, от рождения чувствует красоту. Подсознательно ее тянет в мастерскую художника, словно в храм своей души.
Художник замечает это. Духовно он одинок, хотя женат на богатой даме. Надо полагать, женился из-за возможности творить, - живопись затратна: краски, кисти, холсты и свободное время не для бедняков. Развращенные и пустые дети художника и сама жена-хозяйка чувствуют, эта служанка – особенная. А художник тянется к ней на духовном уровне. Ведь она глубоко чувствует его картины. И сама в душе – художник…
Фильм неторопливый, полный намеков и трепетных полу-движений, полу- взглядов… В какой-то миг их пальцы соприкасаются… Это как удар током, которого ждешь и боишься. Он не может быть с ней. Но жажда духовной близости непреодолима.
Он пишет тайком ее портрет. И происходит чудо – девушка глубоко понимает его замысел, его страсть к совершенству в искусстве. Она интуитивно сознает, что хочет создать художник и помогает ему. Физически они не соединены, но духовно – вместе. И шедевр на века создают оба равноправно. Художник и его модель…
В финале девушку со скандалом увольняют. А художник отступается от нее, - ведь портрет ее перед ним. Хотя, вскоре, придется продать его. Но он испытал то дьявольское наслаждение, когда понимаешь, ты создал шедевр, остальное - не важно…
Фильм о необоримом стремлении творца к образу, к идеалу. И о человеческом понимании этого.