Вермеер. Девушка с серьгой

Олег Аникиенко
     Фильмы о художниках снимают в несложной, популяризаторской манере, призванной «познакомить и увлечь» и - в стиле  «для своих, продвинутых», утонченных художественно.  В таких случаях картину создают элитарно,  «арт - хаусно», в нюансах и полутонах, без лишних слов и разъяснений.  Такой фильм теряет массового зрителя, но зачастую выигрывает в художественном воздействии, проникновении в глубь, в истины искусства.
     «Девушка с жемчужной серьгой» - фильм такого рода. К нему надо быть подготовленным правым полушарием, а не левым, логичным,  интеллектуальным. Такие фильмы принимают нутром, а не понимают разумом. И не стоит спорить с теми, кому фильм «не зашел», - просто это не их епархия. Они не хуже других, просто – не художники.
    …В дом известного  голландского живописца  поступает в услужение  юная домработница. Она неграмотна, бедна, в ссадинах и ожогах от непрерывного труда. Но девушка интуитивно, от рождения чувствует красоту. Подсознательно ее тянет в мастерскую художника, словно в храм своей души.
     Художник замечает это. Духовно он одинок, хотя женат  на богатой даме. Надо полагать, женился из-за возможности творить, - живопись затратна: краски, кисти, холсты и свободное время  не для бедняков.   Развращенные и  пустые  дети художника и сама жена-хозяйка чувствуют, эта служанка – особенная. А художник тянется к ней на духовном уровне. Ведь она  глубоко чувствует его картины. И сама в душе – художник…
     Фильм неторопливый, полный намеков и трепетных полу-движений, полу- взглядов… В какой-то миг их пальцы соприкасаются… Это как удар током, которого ждешь и боишься. Он не может быть с ней. Но жажда духовной близости непреодолима.
     Он пишет тайком ее портрет. И происходит чудо – девушка глубоко понимает его замысел, его страсть к совершенству в искусстве. Она интуитивно сознает,  что хочет создать художник и помогает ему.  Физически они не соединены, но духовно – вместе. И шедевр на века создают оба равноправно. Художник и его модель…
    В финале девушку со скандалом увольняют. А художник отступается от нее, - ведь  портрет ее перед ним. Хотя, вскоре, придется продать его. Но  он испытал то дьявольское наслаждение, когда понимаешь,  ты создал шедевр, остальное  - не важно…
    Фильм о необоримом стремлении творца к образу, к идеалу. И о человеческом понимании этого.