Жил-был сапожник один...

Анатолий Гурьевич Холодюк
                «Сапожник – он тоже ювелир!
                Я шил пуанты для балерины и
                сапоги для Петра Первого...»

                Ян Ликер, бывший
                мастер по пошиву обуви Киевской
                фабрики театрального реквизита

    В далекие послевоенные годы воспитатели  детского дома  объяснили подросшему  еврейскому мальчику Янику, почему за ним так долго не приезжают его родители и почему хирурги ампутировали ему левую голень. Во время эвакуации в годы Второй мировой войны семья  мальчика-сироты  попала в Украине под бомбежку, мама погибла, а маленького ее сына каким-то чудом  удалось спасти. Так Ян Ликер стал инвалидом войны с детства. За свою жизнь он сменил много протезов, пока не сделали  ему в Германии новый и  облегченный.

  - ...Вот  так распорядилась моя судьба. - Рассказывал мне в Мюнхене  поседевший Ян Ликер.  -  Я   еще в юности  решил  выбрать профессию обувщика. В зрелые годы я  связал свою жизнь с педагогической деятельностью, обучая детей изготовлению  обуви...

    Особую любовь он сохранил  к детям-инвалидам,  стараясь   изо всех сил им помогать. Более двух десятилетий Ян Ликер проработал  мастером  в одном из киевских профтехучилищ. Позже устроился на работу в специализированную школу, где получали образование  дети, больные  церебральным параличом и полиомиелитом. Здесь он открыл специальную мастерскую по ремонту обуви, и больные дети под его руководством  чинили не только обычную, но и ортопедическую обувь.  Педагогический опыт Яна Ликера ценили и высоко   поощряли в Министерстве народного образования советской Украины. Вскоре о талантливом сапожнике  и опытном преподавателе  из Киева стало известно и в Германии, откуда не раз приезжали директора и преподаватели гимназий для знакомства и изучения опыта работы  старшего учителя Яна Ликера. Неожиданно в Мюнхене нашлись щедрые спонсоры, и его мастерская в Киеве превратилась в малое школьное предприятие, где работали и обучались профессии обувщика дети-инвалиды с детства.

    Ян Ликер стал известен в Украине не только как педагог-мастер, но и высокопрофессиональный обувщик. Ян морщится, когда слышит грубые оценки или «несправедливые слова» в адрес сапожников  - типа «ругается, как сапожник».  Не любит  он и  поговорку «работает, как сапожник», потому что так говорят о тех, кто плохо или неумело трудится.  До начала педагогической деятельности он работал обувным мастером  на Киевской фабрике театрального реквизита. Все ведущие балерины Академического театра оперы и балета обращались именно к нему шить им розовые пуанты, ибо балетные туфли Ликера отличались твердыми носками. Танцоры знаменитого  ансамбля Вирского, часто гастролировавшие за рубежом, тоже заказывали  обувь для сцены именно Яну Ликеру. Мастер старательно изготавливал для театральных спектаклей  самую разнообразную обувь – старинные башмаки, модельные туфли. кирзовые, лаковые и сказочные сапоги-скороходы.
 
    Во время беседы с Яном Ликером  я познакомился со смыслом и содержанием таких устойчивых фразеологических выражений, как «сапоги всмятку» ( мол,  ерунда, чепуха), «сапоги каши просят» (износившиеся и рваные), а еще и том, как в старину  подшивали, перетягивали и подметывали  сапоги «с напуском»  или « с долгими» и мягкими голенищами. Целое искусство! Свой рассказ Ян иллюстрировал миниатюрными моделями обуви, выполненными им самим. Он привез  их в Мюнхен, когда переехал сюда как «контингентный беженец» из Украины на постоянное  место жительства .

  От него я услышал, что «сапожник  - он тоже ювелир!».  Однажды в одном из павильонов киностудии А. Довженко  снимали фильм о Петре Первом. Сапоги для артиста, игравшего роль русского царя,  поручили сшить знаменитому киевскому сапожнику Яну Ликеру. Мастер  и сегодня гордится  своей работой: «Царь Петр появился на киноэкране  в моих сапогах – со стоячими голенищами, с раструбом и подколенной вырезкой. Сапоги мои показали крупным планом».

   - Гордитесь, что шили сапоги самому царю Петру Первому!? Как думаете, а царь был бы доволен вашей работой?

   В ответ Ян только улыбнулся...

   - Сейчас  в Мюнхене тоже сапожничаете?

   - Э, уже нет! Иногда шью обувь только себе и жене. Вот сын женится здесь и родит мне внуков, тогда и  им на память что-нибудь сошью. Изучаю западные образцы обуви в мюнхенских магазинах. Но обувь теперь не шьют! Бывал в местных мастерских, где изготавливают ортопедическую обувь. Цены заоблачные...  Да, забыл. Шью обувь разным куколкам, если меня попросят дети в подъезде. Чувствую себя еще в форме. А знаете, в чем трагедия пенсионного возраста? Стареешь, а чувствуешь себя еще молодым!