Мера Всего

Виктор Морозов
    Что такое время? Этим вопросом задавались многие, но окончательного ответа так и не получено. Единственное, что на сегодня известно точно, так это то, что мерой времени принято считать физически регистрируемый процесс. Поэтому, когда сейчас представляют время, надо иметь в виду, что за этим понятием и образом «скрывается» конкретный периодический процесс. Такой процесс представим по-разному, начиная со смены дня и ночи, с движения обычного маятника и кончая периодическим распадом цезия.
 
    Существенным продвижением в представлениях о времени стала теория относительности. Её автор А.Эйнштейн объединил время и пространство в, так называемый,  пространственно-временной континуум. Когда это произошло, а научный мир, в той или иной степени, принял возможность существования такой объективной реальности, вопрос о сути времени усложнился. Он поднялся на качественно новый уровень, потому что приходилось искать ответ на то, чем же является мера для единого пространственно-временного континуума. Эмпирическое доказательство того, что время в таком континууме замедляется (ускоряется) под действием гравитации, не дает нужного понимания причины существования единой меры. Вопрос о существовании единой меры для времени и пространства остается открытым. Это продолжается из-за того, что пространство в этой теории является абстрактной математической конструкцией, которая наделена некой изменчивой геометрией, а время является реальным периодическим процессом, измеряемым физически. Но их единство в теорию относительности привнесено условное, субъективное. Пространство и время там изменяются относительно друг друга, но в рамках двух мер разной природы. Эти меры несут  разные смыслы, а поэтому единая для них мера в рамках этой теории никем так и не была обнаружена. А.Эйнштейн   был просто вынужден считать время, как и пространство, исключительно математической абстракцией, иллюзией, хотя это не соответствует действительности. Между тем и у пространства, и у времени должна быть одна общая природа, единая мера их единства.  Противоположная точка зрения продолжает существовать как вынужденное философское предпочтение в попытках обнаружить причину единства окружающего мира.

     Еще до гелиоцентрической теории Коперника люди считали, что Солнце вращается вокруг Земли, но это не помешало им открытию Америки, когда её первооткрывателям приходилось прокладывать путь по звездам, зная только некоторые закономерности их движения по небосклону. Вот и компиляция пространства и времени в теории относительности в их субъективное единство, хотя и продолжает нести с собой ряд фундаментальных заблуждений, остается заметным шагом в познании окружающего мира. Гносеологическая ценность теории относительности состоит в том, что она концентрирует наше внимание на взаимосвязи пространства и времени, необходимости поиска единой меры их изменения. Причем, эта мера, судя по всему, должна быть качественно отличной от всего, что нам известно о мерах вообще, используемых нами при измерении отдельных параметров не только материальных, но и информационных процессов.