Кто такой Петрушка и как появился такой персонаж?

Наталья Наумова Дель Ветти
…Детские представления не обходятся без забавных героев. С большим энтузиазмом и воодушевлением встречают ребята ведущего, который стихами обращается к ним:

Эй, ребята, не зевайте –
Гостя нашего встречайте!
Он – весёлая игрушка!
А зовут его…

 «Петрушка», - радостно подхватывают юные зрители. Вот уж кто умеет рассмешить! И частушки петь он мастер, и загадки загадывать, и потешные сценки разыгрывать! Он заставляет развеселиться и детей, и взрослых.

Кажется, что этот персонаж существовал всегда. В наши дни он стал достоянием детских представлений. Однако миролюбивым Петрушка стал далеко не сразу.


Наследник ярмарочных балаганов

Известен персонаж с XVII века. А истоки представлений с его участием возникли намного раньше – в искусстве скоморохов. И характер у Петрушки весьма задиристый и дерзкий. Он высмеивал героев как из простых, так и из знатных. Шутки были порой далеко не безобидными.

Петрушка мог быть перчаточной куклой, но использовались также и марионетки с более сложным устройством. Нередко кукольники-петрушечники объединялись с шарманщиками. Незатейливые мелодии сопровождали представления.  Ещё интересен голос Петрушки. Пронзительный тембр достигался при помощи особого приспособления – пищика или говорка. Состояло оно из металлических пластинок и ткани.

Сюжеты варьировались вокруг нескольких тем. Популярным было представление, где Петрушка женится. Причём, он говорил «Женюсь на дочери такого-то» - и называл фамилию самого знатного и влиятельного помещика в тех краях. Затем выводил куклу. Ещё нередко кукольный герой посещал врача. А заканчивался спектакль потасовкой, в которой Петрушка колотил своего недоброжелателя.


Плутовские проделки

Петрушка в какой-то мере – архетипический персонаж. Это плут. Он не относится однозначно к положительным или отрицательным героям. Однако симпатии зрителей неизменно на его стороне. А доставалось от него всегда малосимпатичным персонажам.

Петрушка вызывал немало ассоциаций, В том числе его имя. Когда у власти был Пётр Первый, то нетрудно было провести нить к конкретной личности. Шутки у Петрушки зачастую были острыми – как говорится, на злобу дня. Иногда петрушечниками интересовались стражи порядка. Но у кукольника был готов ответ на претензии – мол, это не я говорю, а Петрушка. И это убеждало. В давние времена многие верили, что кукла может жить самостоятельной жизнью.

К началу XX века театр Петрушки пошёл на спад. Однако персонаж по-прежнему был популярен, но уже в более миролюбивом варианте. Петрушка стал желанным гостем на детских праздниках. А его шутки уже не были злыми и саркастичными.

Интересен занимательный факт. У русского Петрушки есть братья в других странах. В Италии это Пульчинелла, во Франции – Полишинель, в Англии – мистер Панч, в Германии – Гансвуд. в Турции – Карагёз, в Индии – Видушака.


Колоритные картины

Петрушка стал героем и живописных полотен. Русский художник Леонид Иванович Соломаткин (1837 – 1883) известен своими жанровыми сценами из жизни городских низов. Несколько раз он создавал картины, где изображал представления в балагане. Известны два произведения с названием «Петрушка» – 1878 и 1882 годов. На них очень реалистично изображены сцены – и сам незатейливый балаган кукольников, и пёстрая толпа зрителей.

Петрушка присутствует на полотнах Сергея Судейкина и Александра Тышлера. К образу забавного героя обращаются и современные живописцы.


От балаганного персонажа – к высокой трагедии

В 1914 году, в программе «Русских сезонов» в Париже состоялась премьера балета «Петрушка». Создал его триумвират – композитор Игорь Стравинский, художник Александр Бенуа и хореограф-новатор Михаил Фокин. Петрушка выступил как трагический герой. За кукольной внешностью скрывалась ранимая человеческая душа.

Действие разворачивается на масленичных гуляниях. Внимание толпы привлекает балаган Фокусника. Перед зрителями предстают три куклы: Арап, Балерина, Петрушка. Они начинают действовать, как живые люди.

Петрушка вечно притесняем, он нервный, затравленный. Его единственное утешение – Балерина, которую он любит. Но кокетка стремится привлечь внимание Арапа.

В невзрачной комнате, где заперт Петрушка, всё ему напоминает о его печальной жизни. На стенах страшные картины, которыми Фокусник запугивает его. Петрушка мечется в замкнутом пространстве и снова оказывается перед портретом самого Фокусника. В отчаяние Петрушка грозит кулаком виновнику своих бед. Только мысли о Балерине приносят утешение.

А в другой комнате Арап забавляется с огромным кокосовым орехом. Старается разрубить его саблей, но ничего не получается. Арап решает, что это из-за сверхъестественной силы, сокрытой в орехе. И начинает усиленно молиться ей. Не обращает внимания на Балерину, которая кокетничает и наигрывает весёлый мотивчик.

Появляется Петрушка, но его безжалостно выталкивает Арап. Балерина восхищена смелостью и силой Арапа, который кажется ей красивым и отважным.

А на площади продолжается гулянье. Но празднование прерывается. Арап гонится за Петрушкой и ударом сабли убивает его. Зрители обескуражены. Но Фокусник показывает всем набитое опилками тело Петрушки – это всего лишь кукла и ничего более! Веселье возобновляется.

Но внезапно на крыше балагана появляется призрак Петрушки. Вознесясь над площадью, он грозит своим мучителям. Его дух убить невозможно.


Секрет Полишинеля

Петрушка невероятно многолик, и трудно угадать, в какой ипостаси он предстанет в очередной раз. Он способен быть и потешным Арлекином, и грустным Пьеро – и всё это одновременно.

Многим известно выражение «секрет Полишинеля». Так говорят про нечто, что всем давно известно. И, вероятно, Петрушка преподносит зрителям очевидные тайны. Их многие знают. Но не признаются в этом. Прежде всего – себе.


******************************************
Впервые опубликовано на сайте «Школа Жизни»

Иллюстрация: картина Леонида Соломаткина «Петрушка».