Зубастый буксир

Святогор Князев
         Юго-Восточная часть Средиземного моря, раннее утро. Малый линейный буксир «Parangon II» под флагом Ливана, тихо чапает куда-то по своим делам, лениво расталкивая массивным носом мелкую волну. Мощность дизелей небольшая, потому и скорость не крейсерская, как умеем, так и ходим. Видимость до горизонта, как говорят летчики: миллион на миллион!
    Лето, спешить некуда.
На ходовом мостике я, командир группы боевых пловцов, ныне, временный капитан этого «быстроходного океанского крейсера», переделанного в водолазный бот, – оперативный псевдоним, он же позывной - Змей. Ходовой мостик пуст, все остальные «вояки» со вчерашнего вечера, точнее с четырёх утра, дружно давят на массу в каютах, бросив на командира и вахту и управление.
     Вчера был святой праздник! Праздник, в который никто не имеет право лишать военного моряка, боевого пловца, диверсанта – разведчика, и вообще хорошего, доброго, любящего мир и цветы человека, редкой привилегии в свой профессиональный праздник, законной чарки и пары часов на опять же законное право - поточить лясы. Вчера был День ВМФ!
     В который раз привычно, встречаем мы его вдалеке от мест базирования. Так что у нас ни парада, ни стрельбы, ни праздничного салюта. Обиднее всего что дружеские рода войск не оказывают почестей и не летают над нами, не громыхают гусеницами по асфальту. Я бы честно говоря согласился бы и на «стратега», раз МиГ-ам и Су-шкам не долететь досюда. Опять же, женский пол на берегу, все красивые, в топиках, размахивающие флажками и придерживающие юбочки от дуновения каверзного ветра. Да, в базе праздник…не то что у нас. Морпехи машут лопатками в «балетной» партии, береговые части ходят строем за танками, демонстрируя мощь ВМФ и их непреклонную решимость не пустить на берег никого. Какую? Непреклонную? Кажется так называются совместные американо-украино-грузино – румынские учения в Черном море.
Ну а мы, в Средиземном, мы тут так сказать передовой отряд…ярких представителей…
Поскольку на борту нас мало, одного не хватает до дюжины, то основные обязанности по организации праздника легли на плечи нашего минера, и по совместительству корабельного кока - Михалыча, и меня, командира группы и по совместительству - РТС-овца, связиста, ну и штурмана, и рулевого до кучи. Штурман – это моя вторая воинская специальность. Ну а где штурман, там и рулевой.
      Аккуратно отшфабренная с раннего утра верхняя палуба ещё несла следы смеси пеногона и технической воды их кофердама. Есть такая едкая жидкость для производства воздушно-механической пены которая используется для тушения пожаров в больших объемах. На флоте  его приспособили для мытья палуб, переборок, и других поверхностей. От использования пеногона,  покрашенная красный грунтом верхняя палуба поблескивала на солнце тонкой пленкой засохшего раствора. Палуба пуста. Только по бортам аккуратно закреплённое имущество буксирной команды: новенькие плетённые кранцы, вытянутые вдоль борта швартовые концы, несколько огнетушителей.
Первые лучи солнца, поднимающегося над горизонтом освещают средиземноморскую глубь метра на 5-7. Ещё видны светящиеся медузы, проплывающие вдоль противоположного борта, и мелкая рыбешка небольшими стайками пугливо мечущаяся у поверхности. Средиземноморское утро стремительно и изменчиво. Уже через 30-40 минут температура достигает 25-27 градусов и, если бы не свежий ветерок, накаляющаяся палуба делает работу наверху некомфортной.
Броняха левого борта надстройки со скрипом открылась, выпуская на палубу сгорбившегося матроса. Закрыв обратно броневую дверь, матрос выпрямился, приложил руку к глазам и посмотрел на горизонт. Солнце поднималось стремительно над горизонтом, но глаза уже слепило, поэтому приходилось защищать глаза от прямых лучей.
      -   Кто блин придумал утреннюю приборку на кораблях флота? С вечера по нашей палубе никто не ходил. Утром боцман палубу отшвабрил, вона блестит как яйца у кота. Нет, иди на палубу, выполняй расписание…..как будто вся жизнь в этих расписаниях, - бурча себе ещё что-то под нос, матрос направился в сторону открытого люка форпика.
Квадратный иллюминатор ходового мостика открылся и наружу вылезла коротко стриженая голова:
     -   И на юте тоже приберись, там со вчерашнего вашего праздника явно что-то под бортами валяется!
Голова скрылась внутрь, но иллюминатор остался открытым.
Это была моя голова. Выпуклый военно-морской глаз начальника должен следить за всем, так написано в Уставе ВМФ. А устав любого флота – это святое…
-  Есть на юте тоже прибраться!
Матрос надеялся нырнуть в помещение форпика, где лежали сложенными бухты швартовых концов и доспать ещё часик, полтора. Но, не тут-то было. Теперь, повернув обратно, он открыл приборочный шкафчик, приваренный тут же к переборке надстройки, и достал оттуда морскую швабру с длинными косами и битое временем и штормами ведро с погнутой квадратной ручкой.
Из люка форпика показалась голова в завязанном на узелки по углам носовом платке, и крикнул:
-  Карась, по пути, зайди на камбуз и скажи Михалычу что завтрак я ему вчерашний простил, а сегодняшний нет, он мне должен банку тушенки уже. Завтра будет две, так что пусть лучше сегодня рассчитывается!
Голова улыбнулась и повернувшись к ходовому мостику крикнула:
-  Змей!
-  Чего тебе?
- Змей, ты отец матросу или где? Вот скажи мне командир, во сне человек стареет?
- И что? Я тебе всю эту хрень буду орать в иллюминатор? Поднимайся на ходовой, я тебе лично на пальцах объясню.
- Ээээ нееет)) Ты уйдешь на пять минут а придешь через час, у тебя-ж обязанности командирские, а мне уже не поспать потом будет. Вызывай Роджера на ходовой, он твой заместитель. А я досыпать…
- Вот мерзавец, - я улыбнулся исчезнувшей голове.
Санька –Дед Щукарь - замечательный малый. Я с ним на боевые хожу уже второй год без замены. Он специалист по стрелковому оружию и двигателям. Дед Шукарь, - потому что сын таежного егеря и все детство спасал зверят из полыхающей тайги. Хотел податься в «Авиалесохрану», да вот забросила судьба на флот, а потом и в спецразведку.
Ну что, надо вызывать заместителя, пора поднимать команду и начинать боевую учебу. Как говаривал незабвенный генерал-фельдмаршал, он же граф Рымникский, он же князь Италийский -Александр Васильевич Суворов:  «Тяжело в ученье – легко в бою». А великий классик всех времен и народов вообще на эту тему сказал: «Учиться, учиться и ещё раз учиться», - всё равно дураком помрешь. Правда последнее это уже не его, нашлись интеллектуально опошлившие…
- Весёлому Роджеру, прибыть на ходовой пост! – надеюсь эта суровая  личность  истории не спит где-нибудь в каюте без связи, искать его сейчас некому и некогда.
Выключеный КГС ещё шипит что-то там на своем корабельном, а я уже переключился.
Весёлый Роджер – бывший офицер-десантник, специалист по рукопашке. Какое-то время был инструктором в нашем Каскаде, потом попросился в группу. Так он и оказался у нас, взамен ушедшего в академию Соболя.
Капитан Соболев был знаменательной личностью, водолазом –испытателем, чемпионом ВС по стрельбе. Практически все буксировщики и транспортировщики нашего флота были им испытаны в свое время. Но, каждому приходит свое время. И Соболь тоже ушел на берег.
Профессия у нас как в фигурном катании, - скоротечная. Пока есть «порох в пороховницах и ягоды в ягодицах» ныряем. Как только стукнул срок, всё, сидишь на причале с синим платочком и встречаешь, провожаешь, и главное в промежутках переживаешь, прям как Ярославна в «Князе Игоре». Командую в корабельную громкую связь:
- Личному составу, собраться в столовой команды на тактическое занятие. При себе иметь рабочие тетради, ручки и..., - черт что-то забыл, что-то важное, что нужно было взять с собой на занятия. Эх, ладно, потом вспомню.
- Здорово командир, - Роджер заглянул на Ходовой не перешагивая комингс, надеется что это не вахта, просто приказание какое поступит. Фиг вам граждане военные, вы ночью колобродили, теперь – к ответу.
- Здравствуй, радостный ты наш. Принимай вахту. Я на тактические занятия, потом подменю.
Роджер обреченно вздохнул, и перешагнул через комингс ходовой рубки.
- Ходовую вахту сдал, запись в вахтенный журнал произвел!
- Ходовую вахту принял!
- Все Роджер, я вниз, тут внимательней, пол ночи евреи в эфире что-то гоняли, видимо у них очередное обострение. Судя по переговорам, летают недалеко, раз наша УКВ ловит открытый канал.
Я нырнул в коридор через открытую броняху и ступил на трап.

     В столовой команды царское лежбище котиков, недоспавший личный состав где упал там прикорнул. Таков закон службы в спецразведке флота: есть лишняя минутка – поспи! Есть лишний кусок - съешь! Потому как неизвестно, когда тебе ещё удастся поесть и поспать.
- Товарищи военные, взбодрились… Вам отец и мать доверили так сказать самое сокровенное – воровство секретов вероятного противника, а вы тут хрючите без просыпу.
- Товарищ командир! Вот вы у нас – отец родной! По логике получается, что должен быть и неродной где-то? Значит у меня два отца? И даже три, если считать носителя родной фамилии.
- От ты трепло Карась! Слышал бы сейчас тебя твой батя… надрал бы тебе великовозрастному оболтусу уши, невзирая на возраст. Я уж ладно, назначу тебе два наряда вне очереди!
- За что? Я же просто полюбопытствовал? – матрос с обиженным видом сел на длинную скамейку столовой.
- Любопытство не порок, а токмо средство познания мира. На первый раз прощаю, садись!
- Карась, ты лучше расскажи, как ты выбирал себе кликуху в учебке? – моторист Мех оглянул столовую лукавой улыбкой ища поддержки у товарищей.
- Да что рассказывать. Сказали выбирай себе псевдоним, тока помни что должна быть связана с водой, служить будешь в море. Ну я и выбрал. Любил я на гражданке карасей в сметане. Ну поржали…но заменять не стали. 
Столовая грохнула со смеху.
- Все бойцы. Начинаем занятия. Все успокоились, - я так и не вспомнил что надо было принести на занятия.

      После занятий, личный состав развели на корабельные работы и подготовку к очередной смене вахты. Я как отстоявший всю ночную вахту улегся спать в каюте капитана.

     Колокола громкого боя разрываются в беспрерывном громком звоне.
- Учебная тревога! Учебная тревога, личному составу на боевые посты. Командиру корабля прибыть в ходовую рубку!
Только глаза отодрал, как будто и не спал, все ещё в состояние полусна бегу по коридору в сторону носа. Прогорохотав по трапу наверх ныряю в открытую броняху ходовой рубки.
- Что случилось? По какому поводу веселье?
- Командир, посмотри на экране навигации, видишь две цели? Это вертолёты. Летят низко… потому и видим. Кружили в течение часа рядом с берегом. Теперь повернули к нам и приближаются. В квадрате никого кроме нас нет, значит ошибки быть не может -  по нашу душу. Вахту принимать будешь?
- Нет. Посиди пока, я сейчас организую легкий шорох на борту.
- Включить средства объективного контроля! Личному составу доложить о занятии мест по учебной тревоге! Радисту в ходовую рубку.

Радист практически сразу заглянул в рубку с немым вопросом в глазах.
- Будь готов отстрочить телеграмму в центр и в штаб эскадры по встрече с неизвестными вертолетами.
- Есть!
У меня на борту секретов столько, что хватит на три пожизненных всем членам экипажа. Кто знает с какими намерениями летят эти гаврики неизвестной национальности.
- Арсенальщику наверх!
Мы находимся в нейтральных водах, хоть и в исключительной экономической зоне Ливана. Что от нас могут хотеть израильские власти – вопрос вопросов.
- Расстояние до берега?
- Тридцать две мили!
- Какие-нибудь ещё цели в пределах видимости навигации есть?
- Нет. На дальности 40-50 миль большой балкер, при переключении на большую шкалу его видно почти на границе видимости. Идет примерно 6-7 узлов. Нас он вряд-ли видит на такой дальности, мы для его навигации слишком мелкие.
- Ладно. Ждем приближения гостей.
Время тянется медленно. Наконец, вертушки приблизились настолько, что видны бортовые номера и знаки принадлежности на фюзеляжах.
-  Это израильские вертолеты береговой охраны «Блэк Хоук UH-60».
-  Вижу. Интересно что им надо. Если только наблюдение, сделают пару кругов и улетят восвояси. Если есть интерес, начнут задавать вопросы. Надо быть готовым к театру абсурда.

    Наконец зашелестела радиостанция УКВ настроенная на международный канал, и из динамика раздался хрипловатый голос одного из пилотов:
- I'm on board 132 Israel Marine Guards! Who are you? Where are you going? (Я борт 132 морской охраны Израиля! Кто вы? Куда следуете?).
- Ну что бойцы, изобразим законопослушных арабских граждан.
- I am a sea tug, registered in the port of Tripoli Lebanon, following the course of 12 degrees to the port of Beirut (Я морской буксир, приписан к порту Триполи Ливан, следую по курсу 12-градусов в порт Бейрут).
- Ааа, Доданим…
- Родж, что он сказал?
- Ну что-то типа «родственники» …
-Тамбовский волк тебе родственник, железяка хренова.
- We suspect the transportation of prohibited funds, and we inspect all ships in the area. Turn off your car and go into the drift, in thirty minutes an inspection team will come to you. Follow next only after inspection. How did you understand me (Мы подозреваем перевозку запрещенных средств, и досматриваем все суда в этом районе. Выключите вашу машину и ложитесь в дрейф, через тридцать минут к вам подойдёт досмотровая группа. Следовать далее только после досмотра. Как поняли меня?
- I understand you; I stop at the point (Понял вас, останавливаюсь на точке).
- Сейчас, расфуфырюсь тут и буду ждать когда вы ко мне в гости приедете, - надо принимать решение. Дать себя досмотреть невозможно. Проще утопиться здесь, и уничтожить все оборудование.
- Радист? Что там с оповещением эскадры? Ответ хоть какой-нибудь есть?
- Так точно товарищ командир!
- Зачитай!
- «Дипломатично уйти от столкновения, в бой не вступать!»
- Офигенно! Ответ Мефистофеля Малифисенте! Прям как в сказке: - «В бой не вступать»!
Я туда как раз собирался с 11 бойцами и стрелковкой против двух вертолётов и патрульного катера!
- На этом корыте даже на таран нихрена не пойдёшь, потому что патрульный катер хрен догонишь…. Ну что пацаны, остается нам как бригу «Меркурий» - отстреливаться на отходе, пока хватит сил и пока выдержит наш славный «Варяг». Надеюсь ракет противокорабельных у них нет, …………………
- Стоп! Кажется, у нас есть.

- Боевая тревога! Боевая тревога! Корабль к бою приготовить!
- Арсенальщик! В ходовую рубку. Принеси четыре «Стрелы» и 6 гранатометов.
- Пулеметчику с пулеметом на бак! Занять позицию для стрельбы лежа!
- Личному составу, получить оружие в арсенале и полный боекомплект, включая ручные гранаты! Снайперу в ходовую рубку, с оружием. Если эти идиоты решат брать нас штурмом, придется захватывать их корыто.
- Сейчас дорогие родственнички я вам устрою торжественную встречу с оркестром.

- В машине! Мех, держи максимальные обороты! Будем прорываться с боем.
- Tugboat, tugboat, immediately stop the move and wait for the inspection group! In case of failure to fulfill my team, I open fire to defeat (Буксир, буксир, немедленно застопорите ход и ждите досмотровую группу! В случае невыполнения моей команды, - открываю огонь на поражение)!
- Все Роджер, сдавай вахту, я здесь остаюсь один! Ты идешь вниз и занимаешься распределением огневых средств, позициями бойцов. Стрелять они будут в первую очередь по ходовой рубке. Будьте готовы к ответному огню.
- Есть. Ходовую вахту сдал, запись в вахтенный журнал произвел!
- Ходовую вахту принял. Открыл ведение журнала боевых действий!
- Зенитчики, занять позицию в коридоре выхода на ют. Быть готовым к смене позиции на правый борт, и открытию огня по летательному аппарату.
- Цели…два вертолета «Блэк Хоук UH-60». Ввести данные для стрельбы! Стрелять на траверзе или вдогон.
- Пулеметчик! По команду быть готовым подавить огневую точку в грузовом отсеке вертолёта! Боеприпасы беречь, стрелять короткими очередями.
- Ну что снайпер готов?
- Да командир!
- По команде открываешь огонь на поражение по пилотам вертолёта. Стекло конечно бронированное, но никто ещё не проверял выдерживает ли бронестекло амеровского вертолета нашу родную 7,62 БЗ. Мы будем первыми. Да и психологический эффект никто не отменял.
- Tugboat, tugboat, stop the move immediately! Stop the move immediately! If I fail to obey the order, I open fire (Буксир, буксир, немедленно застопорите ход! Немедленно застопорите ход! При невыполнении приказа открываю огонь)!
- You do not have the right to stop and inspect us, we are in international waters, outside the jurisdiction of Israel (Вы не имеете право нас останавливать и досматривать, мы находимся в международных водах, вне юрисдикции Израиля!)!
- Командир! Пулемёт в дверном проеме, сейчас откроют огонь!
- Понял. Зенитчики, готовность к стрельбе!
- К стрельбе готовы!
Вертолёт чуть довернул, и в этот момент заработал его пулемёт в дверях. Пули защёлкали по крыше ходовой рубки.
- По головному, одной ракетой,- Пуск!
- Есть Пуск!
Белый шлейф ракеты устремился к вертолёту открывшему огонь. Взрыв! Облако взрыва на несколько секунд закрыло редуктор вертолёта, и через несколько мгновений разрушенный редуктор посыпался осколками вниз. Вертолёт медленно заваливался на бок и всё быстрее и быстрее начал падать. Через несколько секунд, зелёная туша вертолёта нырнула в море и сразу же ушла под воду. Оранжевый шар вынырнул в месте падения вертолёта, и начал разворачиваться в плотик. Это хорошо, значит пилоты живы, сейчас погрузятся на своё плавсредство и поплывут к родимому берегу… скатертью дорога дорогие гости. Не ожидали что будет такая задница.
- Командир! Второй вертолёт разворачивается к берегу. В бой не вступает!
-А хрен с ним! Пусть катится. Мы его уже не достанем, только ракету зря потеряем. Доложить они всё равно успели так что ждем авиацию или патрульные катера с крупнокалиберными пулеметами.
- Внимание личного состава! Боевая готовность номер два! Боевым сменам оставаться на своих местах.   Прием пищи по боевым постам. Ждём повторной атаки, возможно авиацией.

Всё пацаны, мы сегодня либо станем героями, либо погибнем безвестно смертью храбрых на этом корыте. Сдать корабль мы не можем, это наш рубеж обороны Родины, и уйти мы уже не можем. Нас с нашей скоростью догонят и через четыре часа. Четыре часа,….через четыре часа будет темно, авиация автоматически отпадает! Значит……
Значит нам надо стать невидимыми!
- Роджеру, прибыть в ходовую рубку…

- Товарищ командир! По вашему приказанию прибыл.
- Вот что старлей. Сейчас я сделаю расчеты выхода в траверс утреннего балкера. Наша задача догнать его, встать как можно ближе под его борт. Мы для него комар, с высоты борта даже видно не будет, а в темноте тем более. На навигации две цели сольются в одну, и мы исчезнем с экранов радаров, что авиации что патрульных кораблей.
В темноте они могут конечно подойти к балкеру для проверки, но скорее всего не подойдут, балкер  аравийский, с ними евреям сейчас ссорится не с руки. Возможно мы проскользнём, и к утру будем вне зоны досягаемости авиации Израиля.
- Ты станешь у руля и будешь вести буксир на максимальной скорости. Проинструктируй Меха, пусть хоть сами крутят валы, но скорость 12 узлов пусть дают! К утру мы будем в пределах досягаемости сирийской авиации, попросим эскадру обратиться к сирийцам чтобы те нас прикрыли.
- Я же, с бойцами за ночь подготовим транспортировщики, буксировщики, все необходимое оборудование к погружению, демонтируем и упакуем секретное оборудование, загрузимся и будем ждать в боевой готовности. Если последует ракетный удар, и буксир подобьют – мы уйдем под воду. До побережья Сирии недалеко, миль через 20-25 всплывем, надуем катер и потащим всё на буксире за собой. В общем – организую полную эвакуацию на крайний случай. Твоя задача скорость и движение в расчетную точку.
- Всё. Приступить к выполнению задачи!

- Есть командир.

     Последующие четыре часа, мы на максимально возможной скорости двигались на сближение с саудовским балкером. Навигационная РЛС пару раз фиксировала некие цели на предельной дальности, но к нам так никто и не приблизился. Наступила ночь.
В ночи, мы успешно догнали искомый балкер и сблизились с ним буквально на полтора кабельтова, тем самым попав в мертвую зону работы навигационной РЛС самого балкера, а заодно слившись на экране любого другого судна в одну надводную цель. До утра, будем внимательно отслеживать маневры гиганта чтобы не навалиться на него в темноте.

Утром мы с благодарностью молча попрощались с огромной тушей балкера и повернули к сирийскому берегу. Через два часа вошли в территориальные воды Сирии, где нас встретил наш 205 проект в пограничной модификации. Сирийские товарищи охраняли нас весь день, пока мы не вошли в порт Тартус, под защиту сирийских береговых батарей ПВО.
      Мы сорвали поставленную боевую задачу, вступили в конфликт с неудобным в политическом отношении противником, поэтому разбирательство было серьёзным. Таскали ГБ-ники, таскало командование, таскали политики.
В конце концов, «наверху» было принято решение отрицать любой намек на этот инцидент. С этого момента, на вопрос про сбитый вертолет, мы всегда отвечали:
-Вертолет? Какой вертолет? Не, не видели, мы всю дорогу проспали, а кэп вообще бухой был, со дня флота так и не протрезвел.
Благо командиры у меня были настоящие…в обиду не дали. Потом, через пару лет, переоценив наш демарш против израильской авиации, нас всё-таки наградили. Но к тому моменту, судьба нас разбросала по флотам и весям бывшего союза. После этого, последовали другие операции, и другая работа, но это уже другая история.
25 июля 1998 года.