В тревожное время предзимья

Николай Васильевич Нестеров
   Утро тихое - тихое,холодное. В деревне Ильинки топят печи,
крутой утренник выбелил речную луговину. И петухи горланили,
и вёдра у колодца звенели,и пахло бодрящим морозцем,палой
листвой,прелью.
Звонко, радостно затенькала желтогрудая синичка на самой
околице. Речушка Липенка прижималась к опушке лесной,где
неподвижно,словно бронзовые колонны, высились сосновые
стволы. Лесная тишина...Не чутко-натороженная,краткая,
а глубокая - глубокая,спокойная в пору предзимья. Только
далёкий перестук дятла слышится.
На берегу речушки Липенки тоже тихо,ни птичьего вскрика, ни
рыбьего всплеска.Гулкая тишь царит в смешенном лесу. Над
тропинкой склонилась ветвистая берёза и мохнатая,словно
туча ель.
Я,спугнул ёжика,колючий ковылял медленно,не боясь меня.
Стою и наблюдаю за ежом -отшельником: ёж сначало свернулся
клубком,что - то его насторожило,нервно задёргал головкой,
оглядывался удивлённо,словно искал кого - то,и,не найдя
сердито зафыркал,пополз в ивняки.
Речушка Липенка до того живописна и интересна даже глубокой
осенью,что пройти мимо неё просто невозможно,не удивившись.
  Неширокая,в брод летом перейдёшь не замочив ноги,
с ивняковыми и ольховыми берегами. А русло,словно в оправе
зарослей густых камышей и зелёых ладоней кувшинок.И течёт
она неприхотливо, петляет по лесу,из стороны в сторону,
делает замысловатые петли.
Муравьи кипели под сосной,азартно работали,строили новый
себе муравейник. Было забавно глядеть на эту суету:
шевелились,словно в решете,которое непрерывно трясли,
перемещались,захваченные каким - то своим умыслом.
Иду неспеша по тропинке и ко всему приглядываюсь,в каждый
шорох вслушиваюсь. На шатровой ели удалось выследить белку.
Прилетели две сороки,устроили на рослой берёзе настоящий
базар: громко зашумели,застрекотали.Прилетел петух -глухарь,
важно зашагал по просеке.Иногда кусты можжевельника скрывали
его от меня,но потом он появился снова.
А через минуту я заметил другого глухаря,пролетевшего надо
мной.Я невольно вздрогнул от хлопанья его больших и широких
крыльев.
На тропинке похрустывают лужицы,покрылась трава инеем.Звонко
раздаётся в глуши морзянка дятла.В ельнике отчётливо слышится
резкий покрик клестов:" Цок...цок...цок".Это клесты подзывают
друг друга.Недалеко о просеки,в ельнике,снуют,как челноки
крошечные желтоголовые корольки.
Вот и знакомый куст калины. Но что это? Какие - то странные
и звонкие голоса доносятся оттуда.Подхожу ближе, ближе и всё
прояснилось:опоздал я собирать ягоды калины. Оказывается о
заветном кусте знал я не один.Стайка свиристелей вольготно
угощались огнисто - алой спелой ягодой. Заметив меня птицы
перелетели в глубь леса.Несколько последних гроздьей сочной
калины,помеченных крутым утренником,досталось мне.Ягоды были
студёны, но несказанно ароматны и вкусны.
В зрелом сосняке мне несказанно повезло,наткнулся на такую
дивную, просто сказочную картину: тетерева прилетели спелую 
клевать бруснику. Важно расхаживали по кочкам,щипали ягоды
переспевшие местами и бардовые - бардовые.
Моя душа наполнялась ощущеньем,чвством радости.Я стал внимательно
вслушиваться и ждать...
Самцы чёрные,как головешки,с алой изгибистой бровью,далеко
виднелись.Встреча двух самцов с красными гребешками на
головах,радужно слились в один аленький цветок. Трудно было
оторвать взгляд от этого поистинне прекрасного зрелища.
А листопад продолжается,идёт своим чередом.Хлопни в ладоши
на краю опушки,и вспугнёшь стайку жёлтых листьев: они
взлетят и давай порхать и кувыркаться в воздухе,кружится,
как в танце. И только ольхи, всё облетевшие, стоят,как
монашки,по берегам речушки Липенки.
Я стою на речном берегу и любуюсь.Диво дивное:речушка
несёт оранжевые,красные, жёлтые,багряные и зелёные листья...
Нет, нет, это не так: это флотилии осени выплывают из излуки,
входят в просторный омут и медленно,подчиняясь течению,
проплывают мимо меня.
В лесу особенный шелест совсем не похож на летний.В этом-
сплошная тревога,загадка, предупреждение,неожиданность.
И тишина стоит, что звенит в ушах.Всё смягчено,всё приглушено.
Запах листьев,дождевой воды,гнили,первых морозцев.
  Я возращался в город Костерёво.Подмораживало и воздухе
запархали первые белые мухи,как всегда в тревожное время
предзимья.